Наглядность в мире музыки
«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества».
В.А. Сухомлинский
Цель музыкального воспитания в нашем Центре – развитие музыкальной культуры ребенка, освоение им ценностей музыкального искусства и формирование на их основе музыкальных способностей и нравственно – эстетических качеств личности. Сложность и своеобразие музыки, особенность ее восприятия требуют привлечения вспомогательных наглядных средств. К ним относятся музыкально – дидактические пособия и игры. Понимая, что наглядность и музыкально-дидактические игры – эффективное средство, воздействующее на ребенка и создающее определенные образы для восприятия и запоминания, я изготовила целую серию наглядных пособий, множество демонстрационного и раздаточного материала, картинок и карточек. В работе с дошкольниками широко используются ритмические кубики, ложки, колокольчики, погремушки. В музыкально-дидактических играх дети умело пользуются масками и шапочками разных животных, картинками и карточками, «весёлым» и «музыкальным» кубиками, музыкальной лесенкой. Применение игр и пособий позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, ее выразительных возможностях, научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданную музыкой, привить к ней любовь. У ребят возникает интерес к музыке. Музыкальные задания, выполняемые с помощью пособий, значительно активизируют умственную деятельность детей, развивают их самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер. Наглядные пособия в НОД дошкольников необходимы не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться.
В.А. Сухомлинский писал: « Внимание маленького ребенка – это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: «если ты держишь его как птичку, то он плохой твой помощник».
Музыкально – дидактические пособия и игры, которые воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.