«Спортивно-массовые мероприятия как эффективная форма патриотического воспитания дошкольников совместно с семьёй»

Калитина Елена Николаевна

«Спортивно-массовые мероприятия как эффективная форма патриотического воспитания дошкольников совместно с семьёй»

 Патриотическое воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми нами, кто имеет отношение к детям. Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепенно, в процессе накопления и представлений об общественной жизни страны, труде людей, окружающей природе. Любовь детей к Родине носит ярко выраженный эмоциональный характер; их захватывает, прежде всего, то, что воздействует на их чувства.

Важность патриотического воспитания отмечена в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», и в проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации (с 2000 по 2025 гг).

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой разработки и реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования, патриотизм провозглашён как одна из базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации.

Дошкольный возраст, имеет свои потенциальные возможности для формирования основ личности, высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Реализация задач патриотического воспитания детей возможна через все виды деятельности дошкольниковФизическое развитие не стала исключением. В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одними из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, помогают закалить характер и рассматриваются как спортивно - патриотическое воспитание.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования перед педагогами ставятся цели по патриотическому воспитанию детей. Физическое воспитание, занятия физической культурой и спортом являются наиболее эффективными средствами решения задач патриотического воспитания подрастающего поколения

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» отмечается, что в силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются мощнейшим механизмом в формировании таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм. Цель воспитания патриотизма у детей это формирования у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребёнком, осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по ФИЗО, в процессе проведения народных подвижных игр, игр-эстафет, спортивных турниров и досугов.

    «Любовь к родине начинается с семьи», утверждал Френсис Бэкон. Понимание Родины у дошкольника тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается с отношения к семье, к самым близким людям: маме, папе, брату, бабушке и т. д. Это корни связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.     Формирование патриотических чувств  проходит эффективно в тесной связи с семьёй.

 Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивно-массовые мероприятия патриотической направленности с привлечением родителей. Данная форма работы позволяет не только закрепить и обобщить знания и умения  в рамках определённой темы, но и объединить детей дошкольного возраста  и родителей общими чувствами и переживаниями.

Положительные  результаты в формировании личности можно достичь через решение задач в спортивно-массовых мероприятиях:

1. Создать условия для организации практической деятельности воспитанников по формированию патриотического поведения и проявлению положительных эмоций в спортивно-массовых мероприятиях.

2. Воспитывать нравственно-волевые черты личности через стимуляцию детской активности, формирование физических качеств, двигательных навыков и умений.

3. Создать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера.

4. Способствовать проявлению разумной смелости, решительность, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

5. Формировать у воспитанников чувство патриотизма на основе развития чувства гордости за свою семью, группу, детский сад, область, страну.

6. Воспитывать личность гражданина через уважение к историческому и культурному прошлому России, гордости за достижения Родины; интерес к традициям своего народа, формирование чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям; бережное отношение к родной природе.

7. Воспитывать чувство собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.

       Вся деятельность не будет иметь смысла без поддержки в семьях воспитанников. Участие родителей в спортивно-массовых мероприятиях обладает огромным потенциалом для активизации дошколят и способствует повышению заинтересованности в нравственно-патриотическом воспитании.

         Реализация содержания патриотического воспитания через физкультурно-массовые мероприятия невозможна без предметно-развивающих условий организации - среды. Поэтому при подготовке к каждому мероприятию особое внимание уделяется созданию предметно-пространственного окружения при участии и помощи родителей.

        Очень важно, чтобы жизнь ребенка в детском саду была интересной, запоминающейся, наполнена радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

Работа с детьми, с родителями ведётся систематически и последовательно, согласно годовому и перспективному плану работы на учебный год.

Духовному единению детей и взрослых способствует проведение в д/с «Дня Здоровья». Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым, не только духовно, но и физически и справятся с теми большими целями, которые определяет для него государство.

           В процессе организации, проведении спортивных досугов - «Весёлые старты», «Вместе с мамой», «Папа, мама, я спортивная семья» совершенствуются физические, нравственные качества личности ребёнка, укрепляются дружеские взаимоотношения со сверстниками, родителями, повышается командный дух, формируется чувство коллективизма, воспитывается стремление к ЗОЖ.

           Отдельным направлением патриотического воспитания подрастающего поколения является военно-патриотическое воспитание. Такие качества, как сила и ловкость, выносливость, смекалка необходимые будущим защитникам Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием. Проведение в д/с праздников с участием пап к Дню защитников Отечества, «Смотра строя и песни», «Зарницы» оказывает наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. Появляется желание учиться метать в цель, прыгать, бегать на лыжах, маскироваться.

         Таким образом спортивно-массовые мероприятия в доу с привлечением родителей,  обеспечит формирование патриотических чувств у воспитанников. Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителей необходимости патриотического воспитания, их помощь педагогам в этой работе. Благодаря совместной работе педагогов, родителей и детей формируется модель выпускника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.