Современные технологии в моей практике

Суздалева Тамара Леонидовна

                                      Современные технологии в моей практике

Дошкольники – первая ступень в образовании. Одной из основных задач педагога является поиск наиболее эффективных способов вовлечения ребёнка в позицию активного субъекта разнообразных видов детской деятельности. ФГОС ДО и профессиональный стандарт требуют от воспитателя строить работу с детьми в современном формате.  Поэтому освоение и применения педагогами современных технологий в дошкольном образовании - залог успешного развития личности ребенка.   А каков он, современный ребенок?

Современный ребенок не такой, каким был его сверстник десятилетие назад.

И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития.

Просто  принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей. С самого рождения дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения.  

А в результате страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления  творческих потенциалов, воображения и фантазии. Дети не опережают возраст в развитии мышления и умственных способностей.

Фундаментальные социологические исследования последних лет обозначили круг значимых изменений у детей дошкольного возраста:

- резкое снижение когнитивного развития

- снижение любознательности, социальной компетенции

- рост «экранной» зависимости

- увеличение числа детей с эмоциональными проблемами

- рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья 

По данным психологов - социальные изменения привели к изменениям психологическим.

 Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок дошкольник говорит много (если говорит), но плохо.   

  И моя задача, как педагога подобрать и применить  в работе с детьми такие технологии, которые (за период пребывания ребенка в детском саду) разовьют социально – нормативные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

Из многих технологий, таких как - технология  проектной деятельности, исследовательской, информационно-коммуникационные (ИКТ), личностно-ориентированные, игровая, технология «ТРИЗ» и др. которые, являются  инструментом профессиональной деятельности педагога,  остановлюсь только на тех, которые, в моей практике  дают положительный результат  на протяжении долгого времени.

Это проектный метод, который позволяет развивать и обогащать социально – личностный опыт посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.  В воспитательно – образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер  сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители, которые могут стать непосредственными участниками образовательного процесса.

Как и в любой технологии здесь есть четкий алгоритм. Тема – тематическое планирование (где учитываются все виды детской деятельности) соответствующая среда.

Затем – целеполагание. Проблема выносится на обсуждение детям. (речь) В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую детям необходимо подтвердить в процессе поисковой деятельности.

Дальше следует разработка  совместного плана действий по достижению цели, после этого – практическая часть (дети  исследуют, ищут, экспериментируют, творят). Для активизации детского мышления здесь же можно решить проблемные ситуации.

И в заключение работы над проектом проводится презентация, которая может проходить в различных  формах (оформление альбомов, фотовыставок, тематических развлечений, итоговых игр – занятий).

За этот период было создано множество проектов как с детьми, детско – родительских, педагогических, которые отличались по времени, направленности, составу участников. «Фильтрация воды», «Насекомые». «Солнечная система», «Волшебное превращение» и другие. Проекты детей  были представлены на городской научно – практической конференции, на первом Всероссийском конкурсе «Первые шаги в науку».

Портфолио дошкольника

Технология портфолио является средством, которое помогает воспитателю в становлении личности ребенка и раскрывает его индивидуальные особенности.

     Применение этой технологии дает возможность педагогу лучше понять ребенка и разработать индивидуальный маршрут его развития.  Учитывая информацию, которую содержит  портфолио дошкольника, его можно определить как инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребенка, как способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания дальнейшей "траектории развития" (Л. И. Адаменко)     Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор мате­риалов, структурированных определенным образом. Структура портфолио выстраивается в соответствии с целью и видом.

   Таким образом, целью создания детского портфолио является сбор, систематизация и фиксация результатов  развития дошкольника, его усилий, прогресса  и достижений в различных областях, демонстрация  всего спектра его способностей, интересов, склонностей.

      На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.

На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:  от возраста дошкольника, уровня подготовленности, темы образовательной деятельности и т.д. И самым оптимальным вариантом является использование (сочетания, соединения) этих технологий.

Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и  инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга.

В перспективе  в мои ближайшие планы входит изучить и опробовать технологию КСО (коллективное средство обучения) и кейс – технологию.

 Сегодня важно обеспечить каждому ребенку  внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье и для этого совместными усилиями детского сада и семьи важно сформировать у детей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтобы он смог радостно и полноценно прожить самый пожалуй трудный и ответственный период своей жизни – детство, именно здесь и сейчас закладываются основы личности Человека будущего. И если мы, взрослые не осознаем этого нам не на что рассчитывать в будущем.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сообщение на педсовете28.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Современные технологии в моей практике

Дошкольники – первая ступень в образовании. Одной из основных задач педагога является поиск наиболее эффективных способов вовлечения ребёнка в позицию активного субъекта разнообразных видов детской деятельности. ФГОС ДО и профессиональный стандарт требуют от воспитателя строить работу с детьми в современном формате.  Поэтому освоение и применения педагогами современных технологий в дошкольном образовании - залог успешного развития личности ребенка.   А каков он, современный ребенок? 

Современный ребенок не такой, каким был его сверстник десятилетие назад.

И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития.

Просто  принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей. С самого рождения дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения.  

А в результате страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления  творческих потенциалов, воображения и фантазии. Дети не опережают возраст в развитии мышления и умственных способностей.

Фундаментальные социологические исследования последних лет обозначили круг значимых изменений у детей дошкольного возраста:

- резкое снижение когнитивного развития

- снижение любознательности, социальной компетенции

- рост «экранной» зависимости

- увеличение числа детей с эмоциональными проблемами

- рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья 

По данным психологов - социальные изменения привели к изменениям психологическим.

 Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок дошкольник говорит много (если говорит), но плохо.  

  И моя задача, как педагога подобрать и применить  в работе с детьми такие технологии, которые (за период пребывания ребенка в детском саду) разовьют социально – нормативные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

Из многих технологий, таких как - технология  проектной деятельности, исследовательской, информационно-коммуникационные (ИКТ), личностно-ориентированные, игровая, технология «ТРИЗ» и др. которые, являются  инструментом профессиональной деятельности педагога,  остановлюсь только на тех, которые, в моей практике  дают положительный результат  на протяжении долгого времени.

Это проектный метод, который позволяет развивать и обогащать социально – личностный опыт посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.  В воспитательно – образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер  сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители, которые могут стать непосредственными участниками образовательного процесса.

Как и в любой технологии здесь есть четкий алгоритм. Тема – тематическое планирование (где учитываются все виды детской деятельности) соответствующая среда.

Затем – целеполагание. Проблема выносится на обсуждение детям. (речь) В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую детям необходимо подтвердить в процессе поисковой деятельности.

Дальше следует разработка  совместного плана действий по достижению цели, после этого – практическая часть (дети  исследуют, ищут, экспериментируют, творят). Для активизации детского мышления здесь же можно решить проблемные ситуации.

И в заключение работы над проектом проводится презентация, которая может проходить в различных  формах (оформление альбомов, фотовыставок, тематических развлечений, итоговых игр – занятий).

За этот период было создано множество проектов как с детьми, детско – родительских, педагогических, которые отличались по времени, направленности, составу участников. «Фильтрация воды», «Насекомые». «Солнечная система», «Волшебное превращение» и другие. Проекты детей  были представлены на городской научно – практической конференции, на первом Всероссийском конкурсе «Первые шаги в науку».

Портфолио дошкольника

Технология портфолио является средством, которое помогает воспитателю в становлении личности ребенка и раскрывает его индивидуальные особенности.

     Применение этой технологии дает возможность педагогу лучше понять ребенка и разработать индивидуальный маршрут его развития.  Учитывая информацию, которую содержит  портфолио дошкольника, его можно определить как инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребенка, как способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания дальнейшей "траектории развития" (Л. И. Адаменко)     Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Структура портфолио выстраивается в соответствии с целью и видом.

   Таким образом, целью создания детского портфолио является сбор, систематизация и фиксация результатов  развития дошкольника, его усилий, прогресса  и достижений в различных областях, демонстрация  всего спектра его способностей, интересов, склонностей.

      На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.

На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:  от возраста дошкольника, уровня подготовленности, темы образовательной деятельности и т.д. И самым оптимальным вариантом является использование (сочетания, соединения) этих технологий.

Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и  инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга.

В перспективе  в мои ближайшие планы входит изучить и опробовать технологию КСО (коллективное средство обучения) и кейс – технологию.

 Сегодня важно обеспечить каждому ребенку  внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье и для этого совместными усилиями детского сада и семьи важно сформировать у детей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтобы он смог радостно и полноценно прожить самый пожалуй трудный и ответственный период своей жизни – детство, именно здесь и сейчас закладываются основы личности Человека будущего. И если мы, взрослые не осознаем этого нам не на что рассчитывать в будущем.