Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

Калюжная Светлана Ивановна

Использование приёмов ТРИЗ  в работе с детьми дошкольного возраста.

Мастер-класс  для воспитателей детсого сада.

Целевые ориентиры ставят перед нами задачу развития способного, инициативного, самостоятельного, творческого ребенка, обладающего развитым воображением.

А вот как развить данные качества, сегодня этот вопрос, стоит особо остро. Из всего многообразия педагогических технологий, лучше всего, по моему мнению, творческую и думающую личность можно воспитать с помощью технологии ТРИЗ.

Что такое ТРИЗ – технология.

Это самая модная из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана на ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) и ТРТЛ (теории развития творческой личности), созданной Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером.

 Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Методика ТРИЗ, адаптированная для применения в дошкольном детстве, является эффективным средством для развития интеллектуальных, сенсорных, и творческих способностей.

 Приемы ТРИЗ можно  использовать  в качестве дополнительных методов в работе над основной образовательной программой: при проведении непосредственной образовательной деятельности или в совместной деятельности с детьми – чтобы переключить внимание детей на другой вид работы или в качестве сюрпризных моментов; для обыгрывания различных ситуаций, в которые попадают герои; в качестве дополнительных приемов при изучении или закреплении материала; или просто играем в сюжетно-ролевую или развивающую игру.

 Элементы ТРИЗ я провожу поэтапно.

Для более полного представления о приемах ТРИЗ я предлагаю вам окунуться в данную технологию.

Игра «Да-нетка» или «Угадай, что я загадала».

Я загадала предмет, который лежит в «Черном ящике». Ваша задача – догадаться, какой предмет я загадала, задавая мне различные вопросы, о признаках, форме, предназначении предмета, которого я загадала. А я буду отвечать на ваши вопросы только «Да» или «Нет». Игра продолжается, пока предмет не будет отгадан.

Провожу игру. Начинайте задавать ваши вопросы.

Упражнение «Дорисуй изображение».

Помните, детскую сказку «Теремок», но ее мы расскажем по - иному. Предлагаю вам населить «Теремок» новыми жильцами. Для начала нам необходимо их создать. У меня в руках карточки, на которых незаконченное изображение. Ваше задание будет, дорисовать изображение.

Игра «Теремок».

Вот и готовы новые жильцы «Теремка». Теперь вы играете роль, изображенного предмета на карточке. Вошли в образ? Итак, я – хозяйка теремка. Вы по очереди подходите к «Теремку» и ведете со мной диалог. Диалог будет такой:

- Тук – тук, кто в теремочке живет?

- Я… (называет себя – например, гитара). А ты кто?

- А я … (называет себя – например, удочка). Пустишь меня в теремок?

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Проводится игра.

В нашей игре мы показали, что даже у непохожих друг на друга предметов можно найти сходство и общие признаки.

Игра, направленная на выявление противоречие «Хорошо – плохо».

А сейчас, скажите, пожалуйста, чем «Хорошо» жить в «Теремке», а чем «Плохо» жить всем вместе в «Теремке». Белая полоска – хорошо, черная полоска – плохо.

Спасибо, уважаемые коллеги за помощь. Я продемонстрировала вам, как можно включить игровые приемы, упражнения технологи ТРИЗ в образовательную деятельность.

Для своего мастер-класса я использовала:

- прием «Черный ящик» игра «Да-нетка» или «Угадай, что я загадала».

Цель: развитие воображения, логического мышления

- Упражнение «Дорисуй рисунок».

Цель: Развитие творческого воображения, внимания.

- Игра «Теремок», (метод - каталога).

Цель: тренировать аналитическое мышление, учить выделять общие признаки предмета, путем сравнения его с другим предметом.

- Игра «Хорошо – плохо» на выявление противоречий.

Цель: Научить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Рефлексия: Если вам понравилось и мастер – класс прошел плодотворно, выберите веселый смайлик, если чего-то не хватило, и было не интересно – грустный смайлик.

 

 

Комментарии

Лариса Станиславовна Фурман

Здорово! Что ещё добавить? Надо запомнить и обязательно использовать!И расширять вариативность игр, наполнять новым содержанием, создавать разные вариации для деток разного возраста.Ещё раз - ЗДОРОВО!