Размышления на тему: «Профессиональная компетентность педагога».

Ломтева Наталья Викторовна

Профессиональная компетенция- способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. Основная профессиональная задача воспитателя - создание условий для гармоничного развития детей. Для этого педагог дошкольного образования должен обладать такими профессиональными компетенциями, как: 1. уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям, 2. умение общаться с каждым ребёнком, 3. умение создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; 4. умение создать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; 5. умение оказать недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, 6. умение создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; 7. умение развить коммуникативные способности детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; 8. умение создать условия для овладения культурными средствами деятельности; 9. умение организовать виды деятельности, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; 10. умение оценить индивидуальное развитие каждого ребёнка, 11. умение взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, вовлекать их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей. Считаю, что для того, чтобы осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, необходимо повышать свой профессиональный уровень, совершенствовать свою профессиональную компетенцию. Основные пути её развития: курсы повышения квалификации, исследовательская, экспериментальная деятельность, инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий, таких как ИКТ, активное участие в педагогических конкурсах, мастер- классах, умение ориентироваться в информационном потоке, обобщение собственного педагогического опыта, и самое главное- самообразование. Многие воспитатели не могут (а в некоторых случаях не хотят) самостоятельно повышать свой профессионализм. Сказываются внешние факторы (оплата труда, материально- техническое оснащение, перегрузки в работе, бытовые трудности и др.), но есть и субъективные причины, которые зависят от самих воспитателей. Им не хватает настойчивости, целеустремлённости, навыков самообразовательной работы. Поэтому, очень важно понимать значимость самообразования и стремиться к собственному развитию. Как говорил К. И. Чуковский «Только те знания прочны и ценны, которые Вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью…» Ломтева Н.В., воспитатель группы «Звездочки» МАДОУ "СЦРР ДС "Золотой ключик"