Формирование первичных представлений о пространстве у детей 4-5 лет

Лузгинова Алевтина Ивановна

Ребенок с ранних лет сталкива­ется с необходимостью ориен­тироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространс­твенного воображения у детей.

Пространственные представления у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по ФЭМП, изодеятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физ­культурных занятиях в детском саду Нужно помнить, что пространственные представления у детей развивают и во время режимных процессов: в ходе утренней гимнастики, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх, а также используя условия повседневной жизни ДОО и семейного воспитания. Сформированность пространст­венных представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей до­школьного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей. От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и дру­гими видами учебной деятельности. В Федеральных государствен­ных образовательных стандартах до­школьного образования обозначена образовательная область, которая называется «Познавательное развитие дошкольников». В ней указано одно из основных направлений работы воспитателя с детьми — формиро­вание первичных представлений о пространстве у детей дошкольного возраста.

Методологическую основу иссле­дования составляют общетеоретические положения по вопросу формиро­вания элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста следующих ученых: Н.И. Фрейлаха, Т.А. Мусейибовой, В.В. Воскобовича, А.А. Столяра. Эти ис­следователи относят пространственные представления к базису, над которым надстраивается вся совокупность вы­сших психических процессов человека, подчеркивается их взаимосвязь с поз­навательной деятельностью человека.

Проблему восприятия пространства детьми раннего и дошкольного воз­раста исследовал П.Ф. Лесгафт Он изучал особенности зрительной ори­ентировки в пространстве на основе двигательных ощущений.

Б.Г. Ананьевым сделан психоло­гический анализ поэтапного развития пространственных ориентировок у де­тей разного возраста. Им обосновано, что в раннем возрасте ребенок вос­принимает пространство в основном на чувственной основе. В дошкольном возрасте обучение опирается как на чувственную, так и на логическую (словесную) основу .

Познавательное развитие — это сложный комплексный феномен, вклю­чающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание, воображение), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в самом себе и регулируют его деятельность. В понятие пространственной ориентации Н.И. Фрейлах вкладывает оценку расстояний, раз­меров, формы, взаимного положения предметов и их положения относи­тельно ориентирующегося. В развитии пространственных представлений осо­бую роль играют прогулка, экскурсии, подвижные игры, физкультурные уп­ражнения, практическая ориентировка в групповой комнате и других поме­щениях детского сада. Специальные занятия по ФЭМП уточняют, упорядо­чивают, расширяют и систематизируют детские представления. Итак, ориентировка в пространс­тве — это очень емкое понятие. Оно включает в себя ориентировку в большом и малом окружающем про­странстве. Задача воспитателя — вы­брать эффективные средства, методы, формы обучения детей дошкольного возраста.

Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обуче­ния и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения  Дидактическая игра — это та­кая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объ­единены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Это смысл каждой игры, это главное и в НОД, и в досуге. Дидак­тическая игра — это активная и(или) интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Рассмотрев дидактическую игру как средство развития пространственных представлений у детей 4-5 лет, мы разработали занятия, досуги в форме игры и предметно-развивающую среду. Так, занятие-игра «Путешествие в весенний лес» призвана научить де­тей ориентироваться в пространстве, занятие-игра «Ориентировка в про­странстве на плоскости» — уточнить их представления об ориентировке в пространстве и на плоскости, за­нятие-игра «Путешествие в мир сказок» — закрепить умение детей ориентироваться в пространстве. Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных пространственных отношении (определение положения предмета в пространстве между другими предметами, восприятие глубины и др.).

В более же узком значении выражение “пространственная ориентация” имеет в виду ориентировку на местности. В этом смысле под ориентировкой в пространстве мыслится:

а) определение “точки стояния”, т. е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например: “Я нахожусь справа от дома” и т. п.;

б) локализация окружающих объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например: “Шкаф находится справа, а дверь - слева от меня”;

в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т. е. пространственных отношений между ними, например: “Направо от куклы сидит мишка, а налево от нее лежит мяч”

При передвижении пространственная ориентация необходима. Только при этом условии человек может успешно осуществить передвижение из одного пункта местности в другой.

Ориентировка эта требует всегда решения трех задач: постановки цели и выбора маршрута движения (выбор направления); сохранения направления в движении и достижения цели.

“Ориентировка в пространстве” — один из разделов “Программы” по развитию у детей элементарных математических представлений. Но это отнюдь не означает, что тема “Пространственные представления, навыки ориентации” сугубо математическая. Обратимся к исследованиям ученых — психологов и педагогов. Сквозная мысль: овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности — продуктивно-творческой, трудовой, совершенствуются сенсорные, интеллектуальные способности. Ведь не секрет, что качество рисунка в значительной степени определяется композиционным построением, эстетическая выразительность — симметрией, ритмичностью чередования элементов, овладение пространственной координацией улучшает качество выполнения упражнений — музыкально-ритмических, физкультурных. Элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе. И последнее: освоение Правил дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве. Ориентировка в пространстве совершается на основе использования человеком какой-либо системы отсчета. Их много. И все они отражают опыт познания человеком пространственных отношений, обобщают опыт ориентации людей в предметно-пространственном окружении.

Поэтому перед педагогом стоят следующие задачи по ознакомлению детей, младшей группы, с ориентировкой в пространстве:

Учить отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо – на всех занятиях вне занятий;

Учить отличать пространственные направления от себя: впереди (вперед) – сзади (назад), слева (налево) – справа (направо);

Учить детей ориентироваться “на себе”, иными словами ребенок должен овладеть умением самостоятельно выделять “на себе” стороны справа, слева, вверху и т. д.

Ориентировка “на себе”.

Первоначальной задачей является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела, умении ориентироваться в предметно-пространственном окружении “от себя”.

Дети овладевают ориентировкой “на себе” в младшем возрасте. Она включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т.д.).

Умение ориентироваться “на себе” — предпосылка, необходимая для перехода к следующей программной задаче — учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах. Однако ориентировка на человеке, на предметах возможна только на основе знания схемы собственного тела. Ребенок как бы мысленно переносит ее на другие объекты и по аналогии выделяет на другом человеке, на предметах. Скажем, дети рассматривают игрушки, активно действуют ими. В ходе беседы воспитатель фиксирует их внимание на характерных деталях. Например, рассматривается машина: спереди кабина, кузов—сзади, внизу — колеса, передние и задние.

Умение выделять противоположные стороны сначала на себе, а затем на другом человеке, на предметах позволит ребенку овладеть в дальнейшем ориентировкой не только “от себя”, но и от любых других объектов, от другого человека". Это, во-первых. Во-вторых, эти знания и умения необходимы для распознавания пространственных отношений между предметами, о которых мы судим на основе их соотнесенности к сторонам — передним (лицевым), боковым, верхним и т. д. И, наконец, в-третьих, ориентировка в пределах даже весьма ограниченного пространства (групповая комната или часть помещения, площадь стола, лист бумаги и др.) предполагает знание основных направлений. Это новая программная задача. С полным основанием ее можно назвать центральной в содержании всей работы. Также результативно проводить каждую неделю математический досуг в игровой форме. Досуг — совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями (играми, чтением, танцами, посещением учреж­дений культуры и массовых зрелищ, любительскими занятиями, занятием физкультурой и спортом). Это могут быть математические досуги «КВН», «Мы играем, мы считаем!», «Мир вокруг нас».

Дидактические игры — это один из методов активного обучения детей дошкольного возраста. В картотеке воспитателя присутствуют следующие дидактические игры по формиро­ванию умений ориентироваться в пространстве: «Где звенит колоколь­чик?», «Найди игрушку», «Что справа?», «Вверху — внизу», «Поставь игрушку в нужном месте», «Что изменилось?», «Назови соседей», «Волшебный сунду­чок», «Угадай, где спрятали», «Найди спрятанный предмет», «Куда пойдешь и что найдешь?».

Нами было разработано и изго­товлено дидактическое пособие «На лесной поляне». Оно аналогично посо­бию В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес», в котором процесс обучения ведут сказочные лесные герои: они появляются ежедневно, предлагают задания, создают проблемные ситуа­ции, оценивают знания и умения детей в процессе формирования первичных представлений о пространстве.

         В первый день в гости пришел Медвежонок, который сидел на пне. Он рассказал о себе, познакомился с детьми и предложил математи­ческие задания по ориентировке в пространстве. Во второй день утром дети увидели на «Лесной поляне» нового персонажа — Лисенка. Он, приветствуя детей, рассказал о своей семье. А дети ответили на вопросы: «Где Лисенок?», «Что вы видите справа от Лисенка?», «Что находится слева от Лисенка?», «Что впереди/сзади Лисенка?» В третий день ребята ут­ром бежали к пособию, чтобы увидеть нового гостя. Рассказывали о его нахождении в пространстве сами: он слева от дерева, справа от Лисенка, сзади на пне Медвежонок. И так каж­дый день на «лесную поляну» прихо­дили новые герои — Заяц, Волчонок, Олененок, Солнышко, Пчелка. Каждый предлагал детям дидактические игры по формированию представлений о пространстве.

         Можно сделать вывод: работая с детьми, следует уделять большое внимание формированию у них пер­вичных представлений с помощью дидактических игр, математического досуга, специальной предметно-раз­вивающей среды. Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Основа познавательного интереса — активная мыслительная деятельность. Под влиянием позна­вательного интереса ребенок оказы­вается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности вни­мания, проявляет самостоятельность в решении умственной или практичес­кой задачи.

Переживаемые при этом положительные эмоции — удивление, радость успеха — придают уверенность в своих силах. Обладая огромной по­будительной силой, любознательность и познавательный интерес заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний.