«Путешествие по островам математики»

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Путешествие по островам математики»

Возраст воспитанников: старший дошкольный (шестой год жизни)

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие

Цель: развитие элементарных математических представлений у детей.

Задачи:

-учить делить квадрат на 4 части путём его складывания по диагонали, составлять предмет из 4 частей, измерять протяжённость с помощью прикладывания одного предмета на другой.

-упражнять детей в счете в пределах 10.

-продолжать учить детей строить из геометрических фигур новые изображения, строить геометрические фигуры по схеме.

 -закрепить знания о последовательностях дней недели, времен года.

 -создать условия для развития элементов логического мышления, сообразительности, внимания.

 -способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

-воспитывать самостоятельность, интерес к математическим занятиям.

Методические приемы: использование сюрпризного момента, встреча с героями, напоминание, указание, вопросы, поощрение.

Оборудование: пазл – ракета, пульт, набор цифр от1до10,  геометрические фигуры и схемы, раздаточный материал – матрёшки. Кружки, тарелки, ложки, картинки – шарфики, торт.

1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей/примечание

Воспитатель встречает детей.

Ребята, у меня сегодня хорошее настроение, и я хотела бы им с вами поделиться, давайте улыбнемся друг другу.

 

Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа,

Без счета не будет на улице света,

Без счета не может подняться ракета,

И в прятки сыграть не умеют ребята,

Беритесь ребята скорей за работу

Учитесь считать, чтоб не сбиться со счету.

 

 

Отлично!

- Ребята, как вы думаете, о какой науке говорится в моём стихотворении? (математика)

Математика нужна везде в работе, искусстве и мастерстве и даже для того чтобы путешествовать нужна математика.

Воспитатель: Вы любите путешествовать? На чем можно отправиться в путешествие?

Вы внимательные и сообразительные!

Хотите узнать, для чего нужна математика?

Можете спросить у меня!

 

Очень любим путешествовать.

Дорогие ребята, я приглашаю вас  отправиться в путешествие по островам Математики. В пути вас ждут интересные задания. Вы должны будите показать свои знания, умения, сообразительность. Выполнив все задания правильно, вас ждет сюрприз.

Воспитатель: На чем мы можем отправиться на остров математики? (ответы детей)

А вот на чем отправимся -  мы с вами узнаем только когда сложим пазл.

Здорово!

 

 

 

Как много у нас общего!

Вот, как нас много – любителей путешествовать!

Для начала я предлагаю вам размять свои пальчики.

 Пальчиковая игра «Пять и пять»

Пять и пять пошли гулять

Вместе весело играть. (сжимание и разжимание пальцев рук)

Повернулись, улыбнулись. (вращение кистей рук)

В кулачок опять свернулись.

Вот какие молодцы. (стучат кулачками)

 

Когда дети согласны размять пальчики.

Суперидея! Я так рада! С удовольствием!

Давай те разомнём пальчики и отправимся в путешествие.

 Как вам идея?

2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности

 

Содержание

Обратная связь на высказывание детей/ примечание

- Что нам может понадобиться для игры?

пазл – ракета, пульт, набор цифр от1до10,  геометрические фигуры и схемы, раздаточный материал – матрёшки. Кружки, тарелки, ложки, картинки – шарфики, торт.

- Где мы это разместим?

- Кто возьмет на себя это дело? Договоритесь, друг с другом, только, чтобы у вас все получилось.

Правильно ля путешествия нам понадобится ракета.

 

 

Все что нужно для работы разместим на столе.

Что бы все у нас получалось – мы должны

Воспитатель раскладывает задания в условленное место.

3 этап: способствуем реализации детского замысла

Содержание

Обратная связь на высказывание детей/ примечание

Друзья, у нас все готово? Начинаем играть? Работа за столами «Складывание пазла ракеты»

Воспитатель: И так у кого что получилось?

Ну,  конечно же на ракете!

И так у кого что получилось?

Ну конечно же на ракете!

В путешествие со мной отправятся только умные и сообразительные ребята.

Ух ты, какие у меня молодцы мальчишки и девчонки.

 

Получилась ракета.

 

 

Вы меня радуете своими успехами.

Вы математику хорошо знаете? Вот сейчас я это и проверю.

 Разминка

- Какое сейчас время года?

- Сколько месяцев длится осень?

- назовите осенние месяцы.

- сколько дней в неделе?

- какой день недели сегодня?

- сколько пальцев на одной руке?

- сколько углов у треугольника?

- сколько носов у трех котов?

И так мы отправляемся. Нужно приготовить пульт управления.

Игра «Расставь по порядку» (составляют числовой ряд)

(на пульте выкладывают цифры по порядку,   работа с числовым рядом)

Покажите цифру 5, 4, 2, итд.

Какая цифра стоит после цифры …?

Какая цифра стоит перед цифрой ….?

Назовите соседей числа 2 , итд.

Набираем цифры которые я назову и отправляемся в полет.

Ракета набирает нужную высоту. Мы летим.

Вот и прилетели:

 

Отлично!  На вопросы отвечали все правильно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И с этим заданием все справились!

 

Первая остановка «Остров геометрических фигур»

Воспитатель: Вот мы с вами и добрались. На  острове живет много животных. Но что это? Все звери заколдованы. И здесь злой волшебник успел на пакостить. Чтобы зверей расколдовать, надо собрать из геометрических фигур фигуру животного по схеме.

На  острове живет много животных, а вот какие животные живут, на острове  вы мне назовете, когда соберете.

Дети называют, кто у них получился.

У вас классно получается!

Какие вы ловкие!

 

 

Вижу, вы с математикой дружите.

 

 

 

Физминутка

«Отправляемся в полёт»

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись

Рук коленями коснулись.

Сели- встали, сели-встали

И на месте побежали.

 

 

 

Мы как будущие космонавты проходим физ подготовку

Воспитатель:

Вы побегали немножко

И у вас устали ножки

А теперь, приятель мой

Поработай головой!

Отправляемся дальше в путь, следующий математический остров называется «Дни недели»

Незнайка не как не может выучить дни недели. А вы знаете? Кто не знает- то сейчас сможет выучить вместе с Незнайкой.

Воспитатель: Следующие задание. Давайте вспомним дни недели картинок подсказок.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч.

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила,

Всех друзей я в воскресенье

Позвала на день рожденья!

Затем воспитатель задает вопросы: что делала в среду, (пекла калач), что делала в первый день недели (В понедельник я стирала) и т.д.

- Какие вы ребята молодцы, Незнайка уже многому научился у вас.

Ну что ж. Вот мы и Незнайке помогли. Нам пора дальше в путь.

В случае затруднений воспитатель подсказывает дальнейшие шаги:

-Выбрать, что именно будем делать дальше.

 

 

 

 

 

 

Я очень рада, что мы их друг другу напомнили.

Если дети затрудняются:

Можно им помочь при помощи наводящих картинок.

 

Приготовились. Полетели.

Вот мы и попали на остров «Величина»

На этом острове живут Матрешки. Они так долго готовились к встрече с вами, что совсем все перепутали. Помогите им ребята найти своё место. А живет их на острове 6.

Воспитатель раскладывает схемы.

Интересный вариант! Любопытно! Может быть!

Дидактическая игра “Найди место в ряду”

Самая большая матрешка она старшая. Давайте их построим по росту.

Теперь разберем посуду каждой матрешке по размеру. (тарелка, чашка, ложка)

Если дети считают, что подходит:

Как вы думаете, какая посуда какой матрешке подойдет? Судя по картинкам, там все понятно…

Если дети, считают, что не подходит:

А мне кажется, нам нужно разложить по размеру и величине… Согласны?

Молодцы ребята и с этим заданием вы справились. Но скоро наступит зима -  давайте матрешкам подарим по шарфику.  Ой, подул ветерок и перепутал все шарфики. Давайте искать какой шарфик подойдет, какой матрешке.

Получается, разложили?

Если дети не смогли или затрудняются.

Почему так думаете? Объясните!

- Какие вы ребята молодцы.

За это каждому, из вас я дарю тортик который,  мы подарим матрешке.

Если торт разделим пополам,  сколько матрешек мы сможем угостить? Если ещё поделим пополам,  сколько матрешек мы сможем угостить? Если ещё поделим пополам, то  сколько матрешек мы сможем угостить?

Вот мы с вами и побывали на математических островах. Нам пора возвращаться в детский сад. Приготовились руки над головой и полетели.

 

Я очень рада, дети, что вы умеете принимать такие умные и ответственные решения!

 

4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей/ примечание

Воспитатель: Вот Мы и в детском саду.

Мы на островах побывали,

Очень многое узнали.

Возвратились мы назад,

Детский сад нам очень рад!

Отлично, рада, что наше  увлекательное путешествие прошло без пришествий.

 

 

Путешествию конец.

С математикой дружите

Знания свои копите.

Пусть помогут вам старание,

Память, логика, внимание.

Воспитатель: Ребята, на этом путешествие наше закончилось.

 

Вы были сообразительными а главное дружными.

Кто из вас был самым активным?

Какое задание было самым трудным?

Какое задание было легко выполнить?   

Мне тоже было очень интересно!

Спасибо за твое мнение!

Ты прав, было непросто!

Кто считает, что мы здорово провели время, давайте свои «пятерочки»!!!

Пойдемте, я проведу вас в группу, друзья!

Воспитатель предлагает свою ладонь, а затем провожает детей в группу.

Ура! Я очень рада!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_ostrovam_matematiki.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 станицы Копанской

муниципального образования Ейский район

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по ФЭМП в старшей группе

компенсирующей направленности

тема: «Путешествие по островам математики»

                                                                                                                                           Воспитатель:                                  

                                                                                                                                           Бондаренко О.А.

11марта 2019г.

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Путешествие по островам математики»

Возраст воспитанников: старший дошкольный (шестой год жизни)

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие

Цель: развитие элементарных математических представлений у детей.

Задачи:

-учить делить квадрат на 4 части путём его складывания по диагонали, составлять предмет из 4 частей, измерять протяжённость с помощью прикладывания одного предмета на другой.

-упражнять детей в счете в пределах 10.

-продолжать учить детей строить из геометрических фигур новые изображения, строить геометрические фигуры по схеме.

 -закрепить знания о последовательностях дней недели, времен года.

 -создать условия для развития элементов логического мышления, сообразительности, внимания.

 -способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

-воспитывать самостоятельность, интерес к математическим занятиям.

Методические приемы: использование сюрпризного момента, встреча с героями, напоминание, указание, вопросы, поощрение.

Оборудование: пазл – ракета, пульт, набор цифр от1до10,  геометрические фигуры и схемы, раздаточный материал – матрёшки. Кружки, тарелки, ложки, картинки – шарфики, торт.

1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей/примечание

Воспитатель встречает детей.

Ребята, у меня сегодня хорошее настроение, и я хотела бы им с вами поделиться, давайте улыбнемся друг другу.

Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа,

Без счета не будет на улице света,

Без счета не может подняться ракета,

И в прятки сыграть не умеют ребята,

Беритесь ребята скорей за работу

Учитесь считать, чтоб не сбиться со счету.

Отлично!

- Ребята, как вы думаете, о какой науке говорится в моём стихотворении? (математика)

Математика нужна везде в работе, искусстве и мастерстве и даже для того чтобы путешествовать нужна математика.

Воспитатель: Вы любите путешествовать? На чем можно отправиться в путешествие?

Вы внимательные и сообразительные!

Хотите узнать, для чего нужна математика?

Можете спросить у меня!

Очень любим путешествовать.

Дорогие ребята, я приглашаю вас  отправиться в путешествие по островам Математики. В пути вас ждут интересные задания. Вы должны будите показать свои знания, умения, сообразительность. Выполнив все задания правильно, вас ждет сюрприз.

Воспитатель: На чем мы можем отправиться на остров математики? (ответы детей)

А вот на чем отправимся -  мы с вами узнаем только когда сложим пазл.

Здорово!

Как много у нас общего!

Вот, как нас много – любителей путешествовать!

Для начала я предлагаю вам размять свои пальчики.

 Пальчиковая игра «Пять и пять»

Пять и пять пошли гулять

Вместе весело играть. (сжимание и разжимание пальцев рук)

Повернулись, улыбнулись. (вращение кистей рук)

В кулачок опять свернулись.

Вот какие молодцы. (стучат кулачками)

Когда дети согласны размять пальчики.

Суперидея! Я так рада! С удовольствием!

Давай те разомнём пальчики и отправимся в путешествие.

 Как вам идея?

2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей/ примечание

- Что нам может понадобиться для игры?

пазл – ракета, пульт, набор цифр от1до10,  геометрические фигуры и схемы, раздаточный материал – матрёшки. Кружки, тарелки, ложки, картинки – шарфики, торт.

- Где мы это разместим?

- Кто возьмет на себя это дело? Договоритесь, друг с другом, только, чтобы у вас все получилось.

Правильно ля путешествия нам понадобится ракета.

Все что нужно для работы разместим на столе.

Что бы все у нас получалось – мы должны

Воспитатель раскладывает задания в условленное место.

3 этап: способствуем реализации детского замысла

Содержание

Обратная связь на высказывание детей/ примечание

Друзья, у нас все готово? Начинаем играть? Работа за столами «Складывание пазла ракеты»

Воспитатель: И так у кого что получилось?

Ну,  конечно же на ракете!

И так у кого что получилось?

Ну конечно же на ракете!

В путешествие со мной отправятся только умные и сообразительные ребята.

Ух ты, какие у меня молодцы мальчишки и девчонки.

Получилась ракета.

Вы меня радуете своими успехами.

Вы математику хорошо знаете? Вот сейчас я это и проверю.

 Разминка

- Какое сейчас время года?

- Сколько месяцев длится осень?

- назовите осенние месяцы.

- сколько дней в неделе?

- какой день недели сегодня?

- сколько пальцев на одной руке?

- сколько углов у треугольника?

- сколько носов у трех котов?

И так мы отправляемся. Нужно приготовить пульт управления.

Игра «Расставь по порядку» (составляют числовой ряд)

(на пульте выкладывают цифры по порядку,   работа с числовым рядом)

Покажите цифру 5, 4, 2, итд.

Какая цифра стоит после цифры …?

Какая цифра стоит перед цифрой ….?

Назовите соседей числа 2 , итд.

Набираем цифры которые я назову и отправляемся в полет.

Ракета набирает нужную высоту. Мы летим.

Вот и прилетели:

Отлично!  На вопросы отвечали все правильно.

И с этим заданием все справились!

Первая остановка «Остров геометрических фигур»

Воспитатель: Вот мы с вами и добрались. На  острове живет много животных. Но что это? Все звери заколдованы. И здесь злой волшебник успел на пакостить. Чтобы зверей расколдовать, надо собрать из геометрических фигур фигуру животного по схеме.

На  острове живет много животных, а вот какие животные живут, на острове  вы мне назовете, когда соберете.

Дети называют, кто у них получился.

У вас классно получается!

Какие вы ловкие!

Вижу, вы с математикой дружите.

Физминутка

«Отправляемся в полёт»

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись

Рук коленями коснулись.

Сели- встали, сели-встали

И на месте побежали.

Мы как будущие космонавты проходим физ подготовку

Воспитатель:

Вы побегали немножко

И у вас устали ножки

А теперь, приятель мой

Поработай головой!

Отправляемся дальше в путь, следующий математический остров называется «Дни недели»

Незнайка не как не может выучить дни недели. А вы знаете? Кто не знает- то сейчас сможет выучить вместе с Незнайкой.

Воспитатель: Следующие задание. Давайте вспомним дни недели картинок подсказок.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч.

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила,

Всех друзей я в воскресенье

Позвала на день рожденья!

Затем воспитатель задает вопросы: что делала в среду, (пекла калач), что делала в первый день недели (В понедельник я стирала) и т.д.

- Какие вы ребята молодцы, Незнайка уже многому научился у вас.

Ну что ж. Вот мы и Незнайке помогли. Нам пора дальше в путь.

В случае затруднений воспитатель подсказывает дальнейшие шаги:

-Выбрать, что именно будем делать дальше.

Я очень рада, что мы их друг другу напомнили.

Если дети затрудняются:

Можно им помочь при помощи наводящих картинок.

Приготовились. Полетели.

Вот мы и попали на остров «Величина»

На этом острове живут Матрешки. Они так долго готовились к встрече с вами, что совсем все перепутали. Помогите им ребята найти своё место. А живет их на острове 6.

Воспитатель раскладывает схемы.

Интересный вариант! Любопытно! Может быть!

Дидактическая игра “Найди место в ряду”

Самая большая матрешка она старшая. Давайте их построим по росту.

Теперь разберем посуду каждой матрешке по размеру. (тарелка, чашка, ложка)

Если дети считают, что подходит:

Как вы думаете, какая посуда какой матрешке подойдет? Судя по картинкам, там все понятно…

Если дети, считают, что не подходит:

А мне кажется, нам нужно разложить по размеру и величине… Согласны?

Молодцы ребята и с этим заданием вы справились. Но скоро наступит зима -  давайте матрешкам подарим по шарфику.  Ой, подул ветерок и перепутал все шарфики. Давайте искать какой шарфик подойдет, какой матрешке.

Получается, разложили?

Если дети не смогли или затрудняются.

Почему так думаете? Объясните!

- Какие вы ребята молодцы.

За это каждому, из вас я дарю тортик который,  мы подарим матрешке.

Если торт разделим пополам,  сколько матрешек мы сможем угостить? Если ещё поделим пополам,  сколько матрешек мы сможем угостить? Если ещё поделим пополам, то  сколько матрешек мы сможем угостить?

Вот мы с вами и побывали на математических островах. Нам пора возвращаться в детский сад. Приготовились руки над головой и полетели.

Я очень рада, дети, что вы умеете принимать такие умные и ответственные решения!

4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей/ примечание

Воспитатель: Вот Мы и в детском саду.

Мы на островах побывали,

Очень многое узнали.

Возвратились мы назад,

Детский сад нам очень рад!

Отлично, рада, что наше  увлекательное путешествие прошло без пришествий.

Путешествию конец.

С математикой дружите

Знания свои копите.

Пусть помогут вам старание,

Память, логика, внимание.

Воспитатель: Ребята, на этом путешествие наше закончилось.

Вы были сообразительными а главное дружными.

Кто из вас был самым активным?

Какое задание было самым трудным?

Какое задание было легко выполнить?        

Мне тоже было очень интересно!

Спасибо за твое мнение!

Ты прав, было непросто!

Кто считает, что мы здорово провели время, давайте свои «пятерочки»!!!

Пойдемте, я проведу вас в группу, друзья!

Воспитатель предлагает свою ладонь, а затем провожает детей в группу.

Ура! Я очень рада!