Семинар – практикум по теме «Современные формы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОО»

Забелина Татьяна Никифоровна

«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого,  в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.» (В.А.Сухомлинский)

         В настоящее время большинство родителей в большей степени обеспокоены обеспечением материального благополучия своей семьи. В результате этого  воспитанию ребёнка уделяется мало времени. Весь воспитательный процесс родители стараются переложить на педагогов,  не принимая во внимание, что данный процесс должен осуществляться не только в стенах детского сада, но и в семье.

         Семья – это первая школа растущего человека и  источник общественного опыта.  В семье он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально – нравственный опыт: ценностные ориентиры, убеждения и идеалы, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребёнка принадлежит семье. В детском саду ребёнок получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, приобретает умение организовывать собственную деятельность.

          Взаимодействие детского сада с семьёй строится на объединении общих целей, интересов и деятельности в плане воспитания гармонично развитого и здорового ребёнка. Цель у нас одна – воспитание будущих созидателей жизни. Мудрость Саади гласит: «Покинут счастьем будет тот, кого ребёнком плохо воспитали. Побег зелёный выпрямить легко, сухую ветвь огонь один исправит».

          Целью педагогов является вовлечение родителей воспитанников в единое образовательное пространство, оказание помощи современной семье в вопросах воспитания и обучения детей, установление доверительных и партнёрских отношений.

          Задачи:

- Приобщить родителей к жизни детского сада;

- Объединить усилия детского сада и семьи в вопросах воспитания, развития и обучения ребёнка;

- Предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом, семейными традициями;

- Привлечь родителей к активному участию в деятельности детского сада через организацию интересных форм работы;

- Вызвать интерес к обмену культурными традициями, устоями отдельных семей;

- Активизировать и обогатить воспитательные и образовательные умения родителей;

 

Основные направления взаимодействия детского сада с семьёй:

  1. Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, родительские уголки, папки – передвижки, общие и индивидуальные консультации и беседы.
  2. Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации совместных мероприятий.

 

Принципы организации работы с семьёй:

- Открытость детского сада для семьи;

- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

- Создание активной развивающей среды, обеспечение единых подходов к развитию личности в семье и детском коллективе;

 

Педагогам необходимо использовать различные методы сотрудничества с родителями:

- Проявление взаимного уважения друг к другу.

- Поощрение инициативы, творчества и фантазии родителей.

- Привлечение родителей к занимательным мероприятиям детского сада и группы.

- Проявление чуткости и понимания родителей, внесение разнообразия видов участия родителей.

- Поощрение посещаемости родительских собраний.

- Сохранение конфиденциальности любой доверенной информации.

- Позволение родителям самостоятельно выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду.

- Доведение до сведения родителей, что их участие в жизни детского сада приветствуется и глубоко ценится.

 

 

 

Формы взаимодействия детского сада с семьёй:

  1. Информационно – коммуникативные.

Коллективные

- Родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме (круглый стол, дискуссия, посиделки, вечер вопросов и ответов «Спрашивайте – отвечаем», родительская гостиная, родительский  клуб  «Родительская академия», мастер – класс, практикум, тренинг,  устный журнал, экскурсия, акции, КВН, викторина, игротека и т.д.), с привлечением сотрудников детского сада (муз. руководителя, хореографа, инструктора по физ. культуре, мед. сестры и т.д.) и других специалистов из общественных организаций (сотрудники полиции, библиотекарь, педиатр и др.).

- Совместные досуги, дни рождения,  спортивные праздники, а также привлечение родителей  при проведении непосредственно образовательной деятельности.

- Привлечение родителей в творческих тематических выставках, конкурсах различного уровня, вида и направления.

Основная цель таких мероприятий – укрепление  детско  – родительских отношений.

У детей формируется трудолюбие, аккуратность, чувство гордости за своих родителей. Это начало патриотического воспитания, ведь любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

 

Индивидуальные

- Индивидуальные педагогические беседы, консультации и т.д.

- Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей, задают вопросы.

 

 

К данным формам можно отнести: выполнение индивидуальных поручений; телефон Доверия, почта Доверия, «Школа молодой семьи» и т.д.

 

 

  1. Наглядно – информационные:  родительские уголки, информационные стенды «ОКНО – очень короткие новости», где размещается практический материал, который показывает чем ребёнок занимается в детском саду, а также игры, советы, задания; групповые альбомы, выпуск газеты как «ЖЗД – жизнь замечательных детей», фотовыставки.

 

 

  1. Информационно – аналитические с целью выявления интересов родителей, их потребностей, запросов, уровня их педагогической компетентности и построения грамотного общения с родителями.

 

            - Проведение анкетирования для изучения семьи,  установления контакта с её членами, выяснения образовательных потребностей родителей,  для согласования воспитательных воздействий на ребёнка. Получив реальную картину, на основе собранных данных педагогом определяется и вырабатывается тактика общения с каждым родителем и ребёнком. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

На основе анкетных данных можно разработать критерии  «включенности» родителей в образовательный процесс. Он может отражать количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение мероприятий; помощь родителей в оснащении педагогического процесса. А так же качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволяет выделить три группы родителей.

- Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

- Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

- Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

Всё это поможет воспитателю найти дифференцированный подход к родителям во время проведения совместных мероприятий.

 

 

- Реализация семейно – педагогического проекта «Родительская почта» для создания действенной обратной связи в работе педагогов и семьи. На видном доступном месте в приёмной устанавливается почтовый ящик. Родителям предлагается написать на листке бумаги о том, какую информацию они хотели бы получить  по предложенной теме и попросить оставить обращение в почтовом ящике.   Рядом помещается бумага, карандаши и ручка. Родители наполняют  почтовый ящик.  Тематика меняется периодически 1 раз в неделю или месяц.

После все обращения родителей анализируются, обрабатываются, продумываются  формы информирования родителей по их запросам: непосредственная (родительские собрания, общие и индивидуальные консультации, беседы на темы педагогики, психологии, медицины, встречи)  и опосредованные (информационные стенды, плакаты, папки – передвижки, памятки и т.д.).

Очень важно продемонстрировать готовность педагогов отвечать на все обращения, чтобы поддержать желание родителей обращаться за помощью через почту.

Однако, следует пояснить родителям, что представленная почта не заменяет и не может заменить непосредственное общение с педагогами, но служит хорошим поводом сделать его продуктивным, понятным и насыщенным.  Родительская почта – это только средство обеспечения оперативной и адекватной обратной связи.

В заключении необходимо подвести итоги работы родительской почты и презентовать родителям обобщённый результат работы педагогов.

 

Тематика «Родительской почты» может быть разнообразной:

«Здоровые дети в здоровой семье»

«Готовность ребёнка к школьному обучению»

«Детские конфликты или что делать с ябедами»

«Игра - ведущий вид деятельности дошкольников»

«Ещё раз о правах ребёнка»

«Патриотическое воспитание дошкольников»

«Что такое безопасность?»

«Взрослые глазами ребёнка»

 

- Почта родительских идей, предложений и пожеланий;

- Почта родительских опасений;

- Почта анонимных обращений родителей;

- Почта родительского счастья;

- Почта родительской благодарности;

- Почта родительского гнева;

- Адресная почта;

 

Педагогам необходимо  демонстрировать свою заинтересованность в работе с родителями, чтобы они поняли важность своего участия в педагогическом процессе и  были готовы решать проблемы своих детей вместе с педагогами, совместно создавать условия для полноценного пребывания ребёнка в детском саду.