Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как предмет психолого-педагогического исследования

Калаганова Лидия Валерьевна

Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как предмет психолого-педагогического исследования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno.docx38.9 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как предмет психолого-педагогического исследования

Проблема духовно - нравственного развития личности является одной из важнейших, сложных и актуальных в жизни общества, являясь междисциплинарной, она находится на стыке философии, этики, психологии, педагогики.

Под развитием духовно - нравственного воспитания понимается способность мыслящего человека осознанно проявлять отношение учащихся к себе, а также духовное к другим людям, воспитание к обществу, государству, агрессивному миру в целом средствами на основе нравственных норм и нравственных продолжений идеалов. Духовность рассматривается как традиционное воспитание сопереживания человеку, игра единства Его бытия, внешней и внутренней нравственной жизни, и установление гармонии Матвеева внешнего и внутреннего. Духовность - это проблема методов обретения смысла. Компоненты духовности являются индикатором, анализирующим существование определенной оси иерархии ценностей, следующим целям и значениям, в ней собраны средние разделы проблемы, касающиеся деятельности высшего уровня духовного развития мира, определяющего человека. Развитие духовной работы - это освоение постепенного обучения восхождению и постижению развития высших ценностей. Процесс аморального духовного развития знаний является одновременно сопоставлением и процессом соотнесения школьниками своих действий здоровья с морально - эстетическими оставшимися критериями, процессом осмысления и переживания  своей бытийной деятельности и отношений с миром своего народа и вещей. Сфера оправдания духовной жизни-это основа не просто изучения основных элементов культуры общечеловеческих и нравственных ценностей, прежде всего прикладного понимания студентами соблюдения и переживания личностных убеждений жизненного опыта. Таким образом, содержание влияния духовности соединяет мысль, знание нематериального и чувство, а сама духовность действует, как внешнее, ранее определенное качество школьной жизни человека.[22, p. 22-26]

При систематическом анализе нравственного развития ребенка целесообразно предварительно рассмотреть такие категории, как "мораль", "нравственность", "этика". Термины "нравственность", "мораль", "этика" схожи по смыслу, хотя и возникли на трех разных языках. Слово "этика" происходит от греческого. ethos– нрав, характер, обычаи. Это началось 2300 лет назад, Аристотель, который назвал «этическими» добродетели или достоинства человека, проявляющиеся в его поведении, мужество, благоразумие, честность, а «этикой» - науку об этих качествах. Слово «мораль» - латинского происхождения. В латино-русском словаре И.Х. Дворецкого читаем, оно образовано от лат. тos  (множ. число mores ), что означало примерно то же, что ethos в греческом – нрав, обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова  «moralis»– моральный и  moralitas –мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика. В.С. Библер писал, что мораль отслеживается, обезличивается в веках и предстает как засохшая в норму и предписания форма нравственности. Нравственность – русское слово, происходящее от корня  – «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в  XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами  «мораль» и «этика» как их синоним. Так в русском языке появились три слова с примерно одним и тем же значением. Со временем они приобрели некоторые смысловые оттенки, отличающие их друг от друга. В практике словоупотребления эти слова практически взаимозаменяемы (а их смысловые оттенки почти всегда можно уловить по контексту). [16, с. 320].

Мораль в большей степени культурологическая категория, обобщающая либо исторически изменяемый, либо профессиональный свод правил и норм поведения людей, сформулированный ими  на основе их опыта, духовного и опыта отношений. Нравственность возникает в конкретных жизненных поступках, предполагающих определенную жертвенность и умение поступиться собственными интересами.

И.А. Каиров и А.К. Судаков, утверждают, что нравственность есть способность следовать абсолютному закону (императиву) человеческого духа.

В последнее время многие исследователи проводят взаимосвязь между понятиями «нравственность» и «духовность» через категорию «духовно-нравственный потенциал».

Потенциал (от лат. potentia – сила), согласно определению, данному в Большой советской энциклопедии, в широком смысле, есть средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определённой цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи. В переносном смысле потенциал – совокупность всех имеющихся возможностей, средств в какой-либо области, сфере [17, с.98].

Данная категория вошла в понятийный аппарат многих наук и сочетается с такими категориями, как «возможность», «действительность», понятиями «развитие», «становление», «актуализация»; в связи с этим понятие «потенциал» качественно обогатилось новым содержанием и получило современную интерпретацию. В. И. Слободчиков [10,с.24] рассматривает потенциал как структурированный ресурс определённой мощности, источник возможного действия. Выделяются следующие деятельностные категории потенциала : ресурс- потенциал- действие- условие- цель.

Духовно-нравственный потенциал образования – совокупность всех имеющихся возможностей образования для интеграции подрастающего поколения в национальную культуру, её ценности и смыслы, а затем – в другие типы культур (культуры других народов).

Следующим, принципиальным для нашего исследования является понятие «нравственная культура». С. Б. Братусь, А. И. Кравченко определяют нравственную культуру как совокупность принципов, норм и правил, отражающих, выражающих и регулирующих жизнедеятельность людей с позиций добра и блага, равенства и справедливости, чести и достоинства, других ценностей морали, проявляющаяся в поведении человека.

Осуществление жизнедеятельности по принципам гуманизма, демократизма, трудолюбия, социального равенства, сочетания разумного эгоизма (достоинства) и альтруизма, миролюбия.

Определение А.С.Карминым,  уточняет, что нравственная культура личности – это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношениях с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Личность аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества. Также он выделяет элементы духовно- нравственной культуры личности – это культура этического мышления, культура чувств, культура поведения и этикет и структуру духовно- нравственной культуры личности, которую составляют развитость нравственного знания; развитость нравственного мировоззрения; совершенство нравственных качеств; последовательное проявление нравственных качеств; соблюдение норм и принципов нравственности.

С.Б.Братусь выделяет основные функции нравственной культуры: ценностно-ориентационную, регулятивную, мотивационную, конститутив-ную,  координационную.[13; с.176]

Раскрывая, ценностно-ориентационную и регулятивную функции нравственной культуры, обратимся к словарю. Несмотря на то, что понятие ценности часто применялось в обыденном и в научном языках с древности, оно стало философской категорией только во второй половине XIX века благодаря работам Германа Лотце, а на рубеже  XIX – XX веков оформляется уже отдельная научная, философская дисциплина-аксиология. В философском словаре под редакцией  И.Т. Фролова, ценность определена как  философская категория, обозначающая специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное и т.п.). Д. А.Леонтьев в одной из своих работ отметил, что выработать общее,  удовлетворяющее всех исследователей  определение «ценности» невозможно столь широк спектр использования термина в обычной жизни, науке и искусстве. Приведем некоторые определения понятия «ценность», которых придерживаются ученые. «Ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой  личности, и каждого события, и каждого поступка…» (И.О.Лосский). «Ценность – явление действительности…, оценивающееся в плане добра и зла, истины и лжи, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого…» (О.Г. Дробницкий). «Ценности производны от соотношения – мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека…» (С.Л. Рубинштейн) [11, с.240]. Ценности, таким образом, имеют объектно-субъектную природу.  В Большом энциклопедическом словаре под редакцией А.М. Прохорова говориться, что нравственные ценности – это то, что еще древние греки именовали « этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Эти  ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.[37,с.256]

Важным элементом ценностных отношений в обществе является система ценностных ориентации личности. Б. Лихачев определяет ценностные ориентации как отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Формирование ценностных ориентаций  происходит в результате целенаправленной воспитательной  системы. Развитие ценностных ориентаций – признак зрелости личности, показатель меры ее социализации.

Устойчивая и совокупность в ценностных на ориентаций но обусловливает как такие за качества под личности, и как в цельность, на надежность, но верность как определенным за принципам под и и идеалам, в способность на к но волевым как усилиям за во под имя и этих в идеалов на и но принципов, как активность за жизненной под позиции, и упорство в в на достижении но цели.

В.П. и Тугаринов в отмечал, на что но воспитать как – за это под еще и не в значит на указать но человеку, как какие за поступки под следует, и а в какие на не но следует как совершать. за Надо под добиться, и чтобы в воспитуемый на осознал но общественный как (или за личный) под смысл и этих в поступков. на Нравственные но регулятивы как рассматриваются за в под работах и В. в Г. на Асеева, но Л.И. как Божовича, за Н.И. под Болдырева, и Б.С.Братуся, в Д.В.Вилькеева, на И.С. но Кона, как определяются за как под правила и поведения, в ориентированные на на но указанные как ценности. за Эффективность под нравственной и регуляции в жизни на людей, но взаимодополняемость как нравственной за и под правовой и регуляции, в следование на «золотому но правилу как нравственности», за одному под из и древнейших в нормативных на требований, но выражающему как общечеловеческое за содержание под нравственности и определяется в сформированностью на нравственной но культуры. как Это за требование под получило и название в «золотого на правила»: но «поступай как по за отношению под к и другим в так, на как но ты как хотел за бы, под чтобы и они в поступали на по но отношению как к за тебе». под И. и Кант в дал на более но строгое как выражение за этого под правила, и представив в его на в но виде как так за называемого под категорического и императива, в задав на нравственности но важную как гуманистическую за доминанту: под «Поступай и так, в - на пишет но он как в за «Критике под практического и разума», в - на чтобы но ты как всегда за относился под к и человечеству в и на в но своем как лице, за и под в и лице в всякого на другого но так как же за как под к и цели в и на никогда но не как относился за бы под к и нему в только на как но к как средству». за Согласно под Канту, и Категорический в императив на является но всеобщим как общеобязательным за принципом, под которым и должно в руководствоваться на все но люди как независимо за от под их и происхождения, в положения на и но т.д.[18; как с.224]

В и исследованиях в В.Г.Алексеевой, на Е.В.Бондаревской, но В.П. как Борисенкова, за Л.П. под Буевой, и Л.А. в Воловича, на С.Г. но Дробницкого, как М.С. за Кагана, под Н.Д.Никандрова, и Л.Г.Смирнова, в В.П.Тугаринова, на Г.Н.Филонова, но Б.А.Чагина, как Е.Н. за Шиянова под и и других в ценностные на ориентации но рассматриваются как в за качестве под важнейшей и характеристики в личности, на элемента но ее как структуры, за детерминирующего под и и регулирующего в мотивацию на и но действия как личности. за Ценности под должны и быть в заданы на и но находиться как в за том под культурном и поле, в где на развивается но индивид. как Однако за каждый под школьник и имеет в свой на личностный но смысл, как который за он под сам и выбирает в из на транслируемой но ему как семьей, за школой, под социумом и воспитательной в системы на ценностей. но Любая как ситуация за несет под в и себе в свой на смысл, но неодинаковый как для за различных под людей, и но в для на каждого но он как является за единственным, под неповторимым и и в истинным.

Важнейшей и особенностью в нравственности, на считает но И.С.Кон, как является за финальность под нравственных и ценностей в и на императивность но нравственных как регулятивов. за Это под значит, и что в принципы на нравственности но самоценны как и за являются под регуляторами и жизни в и на взаимоотношений но людей как на за земле. под То и есть, в должны на признать, но что как цель, за ради под которой и мы в следуем на нравственным но принципам, как состоит за в под том, и чтобы в следовать на им но – как это за самоцель, под т.е. и «высшая, в финальная на цель».[27; но с.79-81]

Нравственные и ценности в и на идеалы, но с как одной за стороны, под и и нравственные в регулятивы на и но нормы, как с за другой, под неразрывно и связаны в между на собою. но Любая как нравственная за ценность под предполагает и наличие в соответствующих на регулятивов но нацеленного как на за нее под поведения. и Нравственные в принципы на мотивируют но человеческое как поведение, за т.е. под выступают и как в причины на и но побуждения, как вызывающие за у под личности и желание в что на – но то как сделать за (или, под наоборот, и не в сделать) на – но этим как определяется за мотивационная под функция и  в нравственной на культуры. но Нравственные как принципы, за в под отличие и от в прочих на норм но и как правил за мышления под и и поведения, в укореняются на в но психике как и за входят под в и саму в структуру на личности но как как ее за собственные, под внутренние и мотивационные в факторы. на С но этим как связана за важная под особенность и нравственной в оценки на человеческих но поступков: как эта за оценка под определяется и не в только на самим но фактом как совершения, за какого под – и то в поступка на и но его как объективными за последствиями, под но и и в мотивами на поступка, но т.е. как тем, за какие под субъективные и побуждения в толкнули на человека но сделать как то, за что под он и сделал, в каковы на были но его как намерения за при под совершении и поступка. в А на нравственная но оценка как мотивов за поведения под личности и переходит в в на нравственную но оценку как самой за личности. под В и зависимости в от на того, но насколько как нравственны за или под безнравственны и мотивы, в которые на обычно но побуждают как личность за к под действиям, и сама в эта на личность но считается как нравственной за или под безнравственной. и Таким в образом, на мотивационная но функция как нравственности за непосредственно под формирует и нравственный в облик на личности.[36; но с.578]

Из и конститутивной в функции на вытекает но координационная как функция за нравственной под культуры. и Она в состоит на в но том, как что за нравственность под в и силу в приоритетности на своих но принципов как обеспечивает за единство под и и согласованность в взаимодействия на людей но самых как разнообразных за обстоятельствах. под Нравственность и может в выполнять на координационную но функцию как только за в под том и случае, в когда на ее но принципы как одинаковы за для под всех и вступающих в во на взаимодействие но людей. как Она за должна под быть и одна в на на всех, но а как не за своя под у и каждого. в Люди на должны но по как одним за и под тем и же в критериям на оценивать, но что как есть за добро под и и что в есть на зло.

Общая и схема в формирования на нравственной но культуры как личности за может под быть и детализирована в следующим на образом. но Структуру как нравственной за культуры под личности и составляют:

- и блок в направленности на нравственной но культуры как личности за – под развитость и нравственного в мировоззрения на – но нравственные как знания за о под добре, и чести в и на т.д., но нравственные как чувства за и под эмоции, и нравственная в воля, на нравственные но ценности, как нравственные за идеалы, под нормы и и в принципы, на нравственные но ориентации как и за интересы, под т.е. и культура в этического на мышления но – как умение за пользоваться под этическим и знанием в и на различать но добро как и за зло;

- и когнитивный в блок на нравственной но культуры как личности за задаётся под нравственными и представлениями в и на понятиями, но которые как носят за выраженную под ценностно-смысловую и окраску, в т.е. на культура но чувств как – за доброжелательное под отношение и к в людям, на заинтересованное но и как искреннее за сопереживание под их и горестей в и на радостей;

             - поведенческий блок нравственной культуры личности задан   нравственным поведением и социально – этической деятельностью, т.е. культура   поведения и этикет. Основанием в этой многоуровневой системе являются нравственные представления.[8; с.57-60]

Важным аспектом изучения проблемы   нравственного развития ребенка является выявление механизма, побуждающего личность подчинять свое поведение определенным  нравственным принципам, причем даже тогда, когда это требует от нее немалых усилий. В толковом словаре обществоведческих терминов  Н. Е. Яценко даны следующие определения терминов интериоризация и экстериоризация.

Интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики  посредством условия внешней социальной деятельности. Экстериоризация, противоположность – интериоризации, переход  изнутри вовне. Психологическое понятие, означающее переход действий изнутрен -ней и свёрнутой формы в форму развёрнутого действия.

Общая  схема этапов формирования нравственных представлений детей  может быть следующая. В процессе  нравственного воспитания и самовоспитания необходимо учитывать содержание этапов нравственного представления.[7; с.4-5]

Семья, родственники, ближайшее окружение способствует формированию нравственных представлений на основе копирования и подражания поведения взрослых – это первый этап – элементарной нравственности. Главный мотив, побуждающий личность следовать моральным нормам, - страх, боязнь наказания за их нарушение.

Семья, воспитатели, сверстники в детском садике, в начальной школе способствуют формированию нравственных представлений на основе обобщенных правил, на основе которых оцениваются люди и их поведение. В основе поступка лежит, главным образом, внешняя нравственная регуляция. Это этап конвенциональной нравственности, ориентированной на общественное мнение окружающих. Главным мотивом при выборе линии поведения – страх и честь.

Следующий этап - автономная мораль. На формирование нравственных представлений оказывают влияние семья, учителя, одноклассники. Главный мотив нравственного поведения здесь - совесть. Голос совести- это голос общества внутри нас, голос культуры, который стал нашим собственным голосом. Совесть - это идеальный образ морали или идеал нравственной культуры, отраженный в личном сознании – этический идеал.[3; p. 333]

Представления являются необходимым элементом сознания. В презентации человек спасается тем, что объективно становится его достоянием благодаря его практике. Представление- необходимый элемент сознания, т. к. они постоянно связывают значение и смысл понятий с образом вещей и в то же время позвольте сознанию свободно оперировать чувственными образами предметов.[21; стр. 3-8]

На основе этих методологических положений можно определить сущность моральных понятий, состоящих в чувственных и визуальных образах морально - этических явлений действительности, сохраняемых в сознании и несущих определенное отношение к нему. Моральные представления характеризуются такими свойствами, как образность-целостность, неразрывность элементов, что проявляется в фиксации целостных поведенческих актов, их мотивационных, оценочных и эффективных сторон (аспектов); осведомленность (более или менее) действий в результате развития и накопления нравственного опыта; situativeness – восприятия и закрепления в памяти поведение модели и модели поведения в прямой связи с состоянием здоровья, что формирует ситуации; undifferentiation оценочных суждений, что проявляется в оценках высокого уровня обобщенности (Плохой, хороший, злой).[6; p. 46-56]

Анализ психологической литературы (У. Бижу, Д. Баер, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Л. Ф. Обухов, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн) позволяет выделить механизм возникновения представлений. Они возникают на основе эйдетизма, воспоминаний или продуктивного воображения.

 Содержание представлений не ограничены в пространстве и времени, но всегда детерминированы социокультурным опытом, поэтому представления по своему содержанию могут относиться не только к настоящему, но и прошлому и возможному будущему. Представления всегда имеют чувственно-предметный характер и сопряжены с оценочными суждениями. Исходным методологическим основанием для определения критериев следует принять соответствие развития ребёнка идеальной, нормативной структуре духовно-нравственной культуры личности и выделить три критерии развития его нравственной культуры. Первый, эмоционально-аффективный критерий, связан с потребностью - мотивационной  сферой развития ребёнка, в основе которого содержатся нравственные формы и ценности заданные принципами гуманизма, в основе которого ценность человеческой личности. Этот критерий может быть зафиксирован и оценён в показателях отношения к другому человеку, людям, их поступкам. Выражается этот критерий в эмоциональных реакциях и оценках.[9; с.33-37]

Второй, когнитивный критерий, опирается на объём и качество нравственно-этических знаний младших школьников. Основными формами, которых являются представления и понятия. Учитывая свойства нравственных представлений в динамике развития личности, следует обратить внимание на подследственную трансформацию ситуативных представлений в обобщённые нравственные понятия, зафиксированные в нормах, ценностях, принципах и их сочетаниях в идеалах. [19; с.21-25]

Третий, поведенческий критерий, в способности соотносить своё поведение с нравственными ценностями и принципами. При этом в большей степени на данном этапе оценивается не сами действия, сколько мотивы в проектируемом поведении. Рассматривая поведенческий критерий, следует иметь в виду не только поступок, но и систему сформировавшихся нравственных привычек. Они наряду с нравственными убеждениями и чувствами входят в систему внутренних регуляторов поведения.[14; с.787]

Нравственная привычка - это способность и умение произвести действие не только без особого на то контроля, но и в силу  выработанной потребности в данной деятельности. Ещё Д.Локк отмечал, что в воспитании главную роль играет формирование нравственных привычек. По его мнению, ни в коем случае не следует обременять память детей правилами и предписаниями, которые тотчас забываются. Нравственные привычки закрепляются в деятельности, и в школе нужна специальная работа.

Н.И. Болдырев в работе «Нравственное воспитание школьников» пишет, что нравственное поведение характеризуется тем, что оно у каждого определяется сознательным выбором тех или иных действий.[10; с.24]

Развитие нравственности, Лоуренс Кольберг, связывал с когнитивным развитием и выделил следующие уровни нравственности:

- преконвенциональный уровень (до 10 лет) включает две стадии: на первой стадии ребёнок оценивает поступок как плохой или  хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, склонен судить о поступках по важности их последствий, суждение выносится в зависимости от того вознаграждения, наказания или пользой, которую можно извлечь из совершенного поступка. На второй стадии - мотивационной, у ребёнка возникает потребность совершать нравственные поступки. К семи годам должен быть достигнут уровень, когда ребёнок поступает нравственно не только на людях, но и наедине с самим собой. В этом возрасте ребёнок способен оценивать поведение, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им. Задача учителя - постепенно приучать детей к такому анализу своих поступков.[12; с.240]

- конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет) – ориентация на принципы других людей и на законы. На третьей стадии суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет. На четвёртой стадии суждение выносится, в соответствии с установленным порядком и официальными законами общества.

- постконвенциональный уровень (с 13 лет) – человек судит о поведении, исходя из собственных критериев. На пятой стадии оправдание поступка основывается на уважении прав человека или признании демократически принятого решения. На шестой стадии поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью - независимо от его законности или мнения других людей. Л.Кольберг отмечает, что многие люди так никогда и не переходят четвёртую стадию, а шестой стадии достигает меньше 10% людей в возрасте 16 лет и старше.

Внутренний мир ребёнка представлен чувствами, эмоциями, удивлением, открытием, погружением в некоторую тайну. Знание и учёт особенностей развития, в том числе и духовно-нравственного, возрастных особенностей детей позволит правильно формировать и умело корректировать духовно-нравственные представления.[15; с.351]