Организация единого речевого режима в ДОУ.

Формирование единого ре­чевого режима включает не­сколько взаимосвязанных ас­пектов, практическая реали­зация которых становится возможной только при взаи­модействии всех специалистов ДОУ, наличия у них заинте­ресованности в создании ус­ловий для гармоничного язы­кового и речевого развития детей.

Опыт педагогической деятельности позволил опре­делить основные направления реализации речевого режима в условиях ДОУ.

1. Формирование педагогических требований к речи сотрудников.

Для развития речи ребенка, посещающего дошкольное об­разовательное учреждение и большую часть дня находяще­гося в коллективе, особую зна­чимость приобретает правиль­ная, адекватная его восприятию речь педагогов ДОУ. Речь взрослых должна быть абсолютно правильна, литературна, так как являет­ся образцом для подражания детей. Она должна быть рит­мичной, плавной, нормальной громкости — не чрезмерно ти­хой, так как это снижает слу­ховое восприятие и речевое вни­мание детей, но и не чрезмер­но громкой, поскольку может привести к быстрому утомле­нию акустического анализато­ра. Интонационное оформле­ние речи окружающих имеет большое значение для форми­рования как семантико-синтаксических, так и сверхсегментных характеристик речи. Поэтому педагогу в общении с детьми особое внимание сле­дует уделять эмоционально выразительным естественным интонациям.

Кроме этого, педагогам не­обходимо стремиться к иско­ренению неправильных рече­вых привычек (диалектное, сленговое коверкание слов, использование слов - эмболов — мусорных слов), преодолению имеющихся дефектов звукопроизношения. Особое внима­ние следует уделять литера­турной правильности речи, используемой лексике, грам­матической структуре фраз.

По форме и по тону речь педагога всегда должна быть безупречно вежливой.

Грамматическое оформле­ние обращенной речи следует согласовывать с возрастом де­тей: чем меньше ребенок, тем проще должна быть синтакси­ческая структура обращенной к нему речи.

Возможности слухового ре­чевого восприятия у детей дошкольного возраста тесно связаны с возможностями ка­чественной моторной реализа­ции устной речи. А посколь­ку функции моторного праксиса у дошкольников еще недостаточно сформированы, артикуляционная программа обращенного высказывания должна включать в себя не более девяти слогов, что соот­ветствует простому предложе­нию из 3—4 слов. При этом главная информативная часть высказывания должна быть вынесена в начало обращения (например: слова обращения, смысловая часть и т.д.).

Однако поскольку элемен­тарной единицей речи явля­ется слог, в процессе общения фраза, как правило, произно­сится слитно, как одно слово. Поэтому для улучшения слу­хового восприятия устной речи детьми в речи взрослых должны присутствовать логи­ческие ударения, паузы, по­могающие выделить главную существенную в смысловом плане часть высказывания. Постановка логических ударе­ний осуществляется измене­нием громкости и высоты го­лоса, паузами, замедлением темпа речи, послоговым проговариванием.

Смысловое содержание речи взрослых должно соотно­ситься с уровнем общего раз­вития детей и запасом их представлений об окружаю­щем мире.

2. Формирование единых требований и речи детей на основе учета их возраста и индивидуальных речевых возможностей

Для создания оптимальных условий речевого развития не­обходимо формирование педа­гогами единых требований к речи воспитанников, адекват­ных их речевым возможнос­тям. Реализация данного ус­ловия становится возможной на основе тщательного углуб­ленного и динамического изу­чения состояния речи каждо­го ребенка. В нашем ДОУ та­кая диагностика языкового и речевого развития детей осу­ществляется при конструктив­ном сотрудничестве воспитате­лей и логопедов и включает на­чальное, промежуточное и итоговое исследование. При этом специалистами отмечают­ся как индивидуальные особен­ности языка и речи каждого ребенка, так и общий уровень языкового и речевого развития дошкольников возрастной группы. Используя получен­ные данные, воспитатели со­вместно с логопедами опреде­ляют индивидуальные задачи развития речи воспитанников, этапы, последовательность и содержание коррекционно-раз- вивающей работы для всей группы и для каждого ребен­ка или подгрупп детей. Эти задачи включаются в планиро­вание и реализуются педаго­гами на групповых, подгрупповых, индивидуальных заня­тиях по развитию речи.

Следует отметить, что общие и индивидуальные задачи язы­кового и речевого развития дошкольников обязательно со­общаются родителям воспитан­ников. Это способствует пра­вильной их ориентации для се­мейного воспитания, а такжеконструктивному сотрудниче­ству с педагогами ДОУ.

В целом при формировании единых требований к речи детей дошкольного возраста необходимо учитывать как возрастные закономерности их языка и речи, которые мо­гут несколько варьироваться в разных группах, так и инди­видуальные особенности, что в совокупности и определяет индивидуально-дифференци­рованный подход к речевому воспитанию дошкольников.

Создание психолого­педагогических условий для расширения речевой практики детей, развития их речевой активности, потребности в речевой коммуникации

Как показывает практика, в процессе дошкольного воспи­тания и обучения педагоги нередко придают первостепен­ное значение тем знаниям, которые должны быть сформи­рованы у детей в соответствии с реализуемой ДОУ програм­мой. Однако при таком подхо­де часто не учитывается, что без соответствующей актуали­зации в речи данные знания носят поверхностный, недолго­вечный характер. Поэтому в процессе воспитания и обуче­ния детей дошкольного возра­ста особого внимания требует создание психолого-педагогических условий для совершен­ствования коммуникативной функции речи дошкольников как одного из важнейших со­циальных навыков. При раз­работке данного направления для сотрудников ДОУ нами были определены следующие педагогические задачи.

  • Создавать условия для развития речевой активности детей, т.е. проблемных ситу­аций, в которых ребенку не­обходимо было бы высказать свою просьбу, мнение, сужде­ние и т.д.
  • Побуждать детей к рече­вому общению со взрослыми и между собой (привлекать вни­мание к вопросам и высказы­ваниям других детей, побуж­дать отвечать на них и выска­зываться самим, обращаться к взрослому с вопросами, сужде­ниями, высказываниями).
  • Отвечать на все вопросы ребенка, проводить беседы по поводу прочитанного, увиден­ного на прогулке и т.д.
  • Развивать фонетическую сторону речи: проводить арти­куляционные и дыхательные упражнения для стимуляции появления онтогенетических звуков в речи детей; следить за правильностью звукопроиз- ношения, темпом, громкостью речи, в случае необходимости поправлять их; осуществлять коррекцию фонетической сто­роны речи.
  • Развивать и обогащать словарь детей на основе раз­вития представлений об окру­жающем мире: называть пред­меты и явления, их свойства, действия, побуждать расска­зывать о них самостоятельно; организовывать активное на­блюдение детей за явлениями окружающего мира с последу­ющей актуализацией усвоен­ного словаря; знакомить со словами — синонимами, ан­тонимами, омонимами, образ­ными выражениями; созда­вать условия для включения детьми изученной лексики в игру, предметную деятель­ность на занятиях и т.д.
  • Развивать умение стро­ить предложения различной синтаксической сложности (простые, распространенные, сложносочиненные, сложно­подчиненные); отвечать на вопросы краткими и полны­ми ответами с использовани­ем различных вспомогатель­ных опор (по образцу, анало­гии и т.д.).
  • Создавать условия для практического освоения пра­вил родного языка: на основе активных наблюдений за язы­ковыми явлениями побуждать детей правильно согласовы­вать слова в падеже, числе, времени, роде; при образова­нии новых слов учить пользо­ваться суффиксами, пристав­ками.
  • Развивать связную речь: организовывать диалоги со взрослыми и между детьми на основе вопросно-ответной фор­мы речи — игры типа «Раз­говор по телефону»; развивать комментирующую, констатиру­ющую и планирующую речь; поощрять к рассказыванию, учить пересказывать содержа­ние сказки, текста; поощрять детское словотворчество —; учить составлять загадки, со­чинять потешки, изменять и придумывать содержание сказ­ки, рассказа.
  • Приобщать детей к куль­туре чтения художественной литературы с обязательным обсуждением прочитанного. Это обогащает представления дошкольников об окружаю­щем мире, развивает словарь, речевое внимание, культуру их речи в целом.

Создание обогащенной соответствующей возрастным особенностям и образовательным потребностям детей коррекционно-развивающей речевой среды

Процесс развития речи дошкольников тесно связан с реализацией его потребности в игре. Поэтому создание кор­рекционно-развивающей сре­ды, учитывающей ведущую деятельность ребенка, необ­ходимой для развития речи, а также способствующей преодо­лению имеющихся у него на­рушений речевого развития, — одно из важных направлений деятельности ДОУ.

При ее проектировании пе­дагогам необходимо учиты­вать возрастные особенности речи детей, уровень речевого развития (группы в целом, подгрупп и отдельных детей), уровень общего развития и характер игровой деятельно­сти.

Сотрудники и администра­ция нашего ДОУ создали в группах уголки художествен­ной литературы, различные игры и пособия для развития мелкой моторики пальцев рук, дидактические игры по лек­сическим темам и направле­ниям речевого развития, кар­тотеки артикуляционных, дыхательных, голосовых уп­ражнений и стихотворений для заучивания.

Кроме того, для активиза­ции речи детей в группах представлены и активно ис­пользуются игровые модули для сюжетно-ролевых игр, на­боры предметных и сюжетных картинок, игрушки-маркеры, наборы для театрализованной деятельности (настольный те­атр, элементы театральных костюмов). Часть этих матери­алов была создана совместно с родителями воспитанников.

Реализация комплексного профилактического и коррекционного воздействия на речевое развитие дошкольников

Качественная реализация задач развития речи детей воз­можна только на основе ком­плексного подхода, т.е. взаи­модействия всех педагогов и специалистов ДОУ — важно­го условия создания единого образовательного пространства для воспитанников с наруше­ниями речевого развития.

Так, в процессе занятий по физической культуре в нашем ДОУ решаются следующие ба­зовые задачи: сохранение и укрепление общего физическо­го здоровья дошкольников, формирование кинетической и кинестетической основы дви­жений, нормализация мышеч­ного тонуса, развитие функ­ций физиологического и фона­ционного дыхания в процессе выполнения статических и динамических дыхательных упражнений.

Чтение художественной ли­тературы, ознакомление с ок­ружающим миром, развитие представлений о человеке в ис­тории и культуре позволяют создавать основу и развивать речевые возможности детей (обогащать и активизировать словарь, практически осваивать построение и использование в речи различных грамматичес­ких конструкций, закреплять правильное звукопроизношение, развивать слуховое внима­ние, связную речь).

На музыкальных занятиях специалисты особое внимание уделяют развитию у детей ко­ординированности работы дыха­тельного, фонаторного и арти­куляционного отделов речевого аппарата, совершенствованию темпоритмической стороны речи, акустического восприя­тия, навыков использования различных интонационных структур в экспрессивной речи, а также развитию моторных функций в процессе выполне­ния танцевальных движений.

Коррекционно-развивающие занятия психолога на­правлены на формирование психологической базы речи детей (восприятие различной модальности, зрительное и слуховое внимание, зрительная и слухоречевая память, наглядно образное и словесно-логи­ческое мышление). Осуществ­ление коррекционно-развивающей работы по данным направлениям способствует комплексному преодолению нарушений речевого развития и предупреждению возмож­ных вторичных задержек в развитии познавательных пси­хических процессов.

Занятия по изобразительной деятельности, особенно выпол­нение коллективных работ, способствуют формированию и развитию навыков общения.

В ходе занятий педагоги стараются варьировать требова­ния к устным ответам воспи­танников, стимулируя умение практически использовать раз­ные модели высказывания — от простых (ответы одним сло­вом, словосочетанием, простым предложением) до более слож­ных (ответы с использованием сложноподчиненных и слож­носочиненных предложений).

Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье

Активное вовлечение в коррекционно-развивающую рабо­ту семей воспитанников играет большую роль в формировании заинтересованности родителей и других близких взрослых в пра­вильном речевом развитии ре­бенка. Опора на семью, серьез­ный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий по профилактике и преодолению нарушений речи у детей значительно облегчают работу воспитателей в этом на­правлении, позволяют создать необходимые психолого-педагогические условия решения за­дач коррекционно-речевой рабо­ты в детском саду, грамотно их реализовывать в соответствии с возрастом и речевыми возмож­ностями дошкольников.