Консультация для родителей «Азбука нравственности"

Панченко Елена Анатольевна

 

     Нравственное воспитание – активный процесс формирования нравственных чувств и привычекнравственного повеления с первых лет жизни ребенка. Современные исследования в области педагогики и психологии доказывают, что дошкольный возраст – ответственный период в нравственном становлении личности. При целенаправленном воспитании к концу дошкольного возраста у детей формируются нравственные чувства и сознаниенравственные привычки и умения выполнять правила поведения.

«Нельзя» — первое нравственное понятие, регулирующее поведение ребенка. С этим понятием знакомят малыша очень рано, когда он начинает понимать обращенную к нему речь взрослых. Слово «нельзя» приобретает конкретность для него, если оно непосредственно сопутствует его действию. Категорический тон, которым оно произносится, соответствующая реакция взрослого заставляют малыша насторожиться: его не одобряют! Это способны понять совсем маленькие дети в возрасте до 1 года. Ребенок, вовремя не приученный к слову «нельзя», не понимает ограничений, корректировка его поведения с трудом дается взрослым.

Ребенок растет, умнеет, обретает способность к волевым усилиям. И здесь следует не упустить момент, когда к понятиям «нельзя» и «можно» прибавляется еще одно — «надо». Оно означает: ты не хочешь делать, но это необходимо для тебя, для окружающих.

Общение со сверстниками — необходимое условие полноценного развития личности: ребенок приобретает способы общественного поведения, учится сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок 6-7 лет почти всегда играет не один. Радость совместной игры порождает содружество, складываются доверительные отношения, которые перерастают в дружбу. Дружеские взаимоотношения благотворно влияют на формирования таких качеств, как доброжелательность, желание оказывать друг другу помощь, а это, в свою очередь, способствует воспитанию чувства доброты, взаимной выручки. Лишая ребенка общества сверстников, родители тем самым наносят ущерб правильному воспитанию своего ребенка.

Наши дети подрастут и станут полноправными гражданами Российской Федерации, где им предстоит по-хозяйски распоряжаться ее богатствами. Важно воспитать у подрастающего поколения высокую сознательность, бережливость, умение экономно рачительно хозяйствовать.

Формирование бережливости – проблема социальной значимости. Особую остроту приобретает она в наши дни. Формирование у детей любви и бережного отношения к земле, ее богатствам, родной природе и животному миру, хлебу и всему тому, что создается советскими тружениками, не может рассматриваться вне связи с нравственным и трудовым воспитанием. Задача родителей — воспитывать у ребенка бережливость и в то же время не растить из него раба вещей. Подрастающий человек должен знать цену вещам как результату человеческого труда. Эта мысль находит конкретное подкрепление в повседневной жизни детей: когда они наблюдают за трудом взрослых и сами принимают посильное участие в нем; когда им рассказывают о производственных делах и показывают, как люди работают на заводе, стройках, в учреждениях; когда они пользуются всем, что их окружает и что является результатом труда; когда они пользуются дарами природы.

Воспитание бережливости у дошкольников надо начинать с малого - не допускать, чтобы малыш играл с поломанными игрушками. С самого раннего возраста ребенку надо внушать: каждая вещь требует ухода; каждой вещи - свое место, откуда взял ее - туда и положи. Эти правила легко усваиваются, если ребенок постоянно видит порядок в доме, а взрослые являются для него примером.

К любому факту потребительского отношения к вещам, в какой бы форме это ни проявлялось, надо проявлять нетерпимость: сорвал ли ребенок с клумбы цветок, наломал ли за городом огромный букет зелени и бросил его, разрисовал ли лестницу мелом, хлопает ли дверью лифта и т. п. - все это должно осуждаться взрослым. Надо учить ребенка бережно относиться к общественному достоянию. Для начала пусть это будет забота о сохранности не только своей вещи, но и вещей старших или младших членов семьи. Пусть зреет в нем чувство хозяина, ответственного за порученные ему дела в доме. В дальнейшем это чувство он перенесет и за пределы своего дома.

В воспитании сына отцу принадлежит особая роль. Значимость личности отца прежде всего в том, что он является для сына эталоном мужчины. Образцы поведения отца, копируемые ребенком, формируют нравственный облик, способы поведения мальчика. От отца он перенимает мужественные черты, учится мужскому достоинству, «рыцарству». Эти понятия и способы поведения мальчик постигает прежде всего на примере отношения отца к женской «половине» семьи — к матери, жене, дочери. В его предупредительном, внимательном отношении к женщине проявляется понимание той важной роли, которую женщина выполняет в политической и хозяйственной жизни государства.

Обязанность отца — постепенно подвести сына к пониманию, что есть сила не только мускульная, но и душевная, проявляющаяся в сдержанности, воле, выдержке, смелости — во всем, что принято называть «твердостью характера». С помощью отца ребенок постепенно осознает, что быть сильным не только преимущество, но и ответственность, что превосходство физическое должно находить свое выражение в благородстве поступков.