Тема: «По страницам сказок Корнея Чуковского»

Сигитова Татьяна Васильевна
МБОУ СШ с.Бигильдино дошкольная группа ПРОЕКТ Тема: «По страницам сказок Корнея Чуковского» Подготовила: Сигитова Т.В Паспорт проекта. Тип проекта: творческий, коллективный, краткосрочный. Участники проекта: воспитатели, воспитанники старшей группы, музыкальный руководитель, родители. Сроки реализации проекта: 1 месяц Цель проекта: Приобщение детей к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского Задачи проекта: 1. Познакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского 2. Прививать любовь к творчеству автора. 3. Учить детей понимать занимательность сюжетов сказок К.И. Чуковского, особенность его языка. 4. Воспитывать у дошкольников чувство сострадания к слабым и беззащитным. 5. На примере сказок, К.И. Чуковского показать, что добро побеждает зло. 6. Формировать у детей и взрослых устойчивый интерес к чтению художественных произведений, через совместные мероприятия. 7. Способствовать развитию творческих способностей, памяти, речи, внимания. 8. Активизировать влияния семейного воспитания на развитие дошкольников, приобщение родителей к проблемам детского чтения. Актуальность проекта: Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Проблема: Отсутствие интереса у детей к чтению художественной литературы. Причины: 1. Недостаточно уделяется времени чтению художественной литературы в ДОУ и в семье. 2. Непонимание родителей значения чтения детских книг для воспитания ребенка – читателя. 3. Интерес к книге подменяется просмотром телевизора и компьютерными играми. Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К. И. Чуковского, т.к. они расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Реализация данного педагогического проекта обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике. А увлекательное общение с творчеством К. И. Чуковского будет способствовать развитию интереса к книге, что будет являться неотъемлемой частью системы образования дошкольников на этапе становления современной личности. Предполагаемый результат: 1. Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством К. И. Чуковского. 2. Приобретение и углубление знаний детей о жизни и творчестве К. И. Чуковского. 3. Проявление у дошкольников желания обращаться к книге не только для развлечения, но и приобретения знаний. 4. Приобретение интереса родителей к семейному чтению литературных произведений. Продукт проектной деятельности: 1. Физкультурный праздник «В гостях у доктора Айболита». 2. «Пластилиновая фантазия» (выставка на тему «Любимые герои сказок К. Чуковского). 3. Выставка детских рисунков «Украсим посуду для бабушки Федоры». 4.Литературная викторина. 5.Интегрированое занятие по развитию речи «В мире сказок К.И.Чуковского». 6. ООД по социально - нравственному развитию «В гости к Мухе – Цокотухе». Форма проведения итогового мероприятия: Альбом детских рисунков «Сказки дедушки Корнея» Этапы проекта: I.Подготовительный этап (Информационно – накопительный): 1. Определение темы проекта. 2. Мониторинг детей и родителей. 3. Организация и подготовка работы с родителями воспитанников, сотрудниками. 4. Составление перспективного плана реализации основного этапа проекта. 5. Подбор художественной литературы, музыкальных произведений, наглядного материала (иллюстрации, фотографии). 6. Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности. II. Основной этап: (Организационно – практический): ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН реализации проектной деятельности Цикл бесед «Жизнь и творчество Корнея Чуковского» 01.11.19. -02.11.19г. Обсуждение. Помощь в организации. Дети ознакомлены с жизнью и творчеством Чуковского Викторина «По страницам сказок К. Чуковского» 04.11.19. Подготовка к викторине Ответы на вопросы викторины Чтение дома с детьми произведений Чуковского Участие в викторине. Изобразительная деятельность 07.11.18г. рисование «Мой любимый герой К. Чуковского» Совместные рисунки с детьми. Выставка рисунков Подбор музыкальных произведений по теме. 15.11.19г. Прослушивание, беседы по содержанию Помощь в организации Знакомство детей с музыкальными средствами выразительности, передающими образ сказочных героев Изобразительная деятельность 21.11.19г. Лепка «Герои сказок К. Чуковского» (Оригами). Чтение произведений Чуковского Выставка детских работ Изобразительная деятельность (рисование) 23.11.19г.- 25.11. 19г. Выполнение работ по рисованию нетрадиционным способом. Памятка для родителей «Как научить ребенка любить и беречь книги» Выставка детских работ по сказкам К. И. Чуковского “Литературная гостиная, посвящённая творчеству К.И.Чуковского” 28.11.19г. участие Помощь в подготовке Дидактическая игра "Дорогами сказок К. И. Чуковского" Оформление альбома Ноябрь. Рисование рисунков из любимых сказок Помощь в подготовке альбома Альбом детских рисунков «Сказки дедушки Корнея» Реализация проекта. Образовательные области Формы и методы работы «Социально - коммуникативное развитие» придумывание сказок и загадок по предложенному началу, на заданную тему; просмотр мультипликационных фильмов «Сказки К. И. Чуковского», беседа «Откуда пришла книга?»; беседа «Как надо относиться к книге?»; литературная гостиная, посвящённая творчеству К. И. Чуковского; Рассматривание иллюстраций к сказкам К. И. Чуковского. Игра «Расскажи, что видишь на картинке», «Доскажи словечко». Заучивание наизусть отрывков из сказок Чуковского. Беседа по сказкам. Игра «Испорченный телефон». «Познавательное развитие» Знакомство детей с биографией К. И. Чуковского; закрепление представлений о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ); проведение литературной викторины по творчеству К.И. Чуковского; игры «Угадай, к какой сказке иллюстрация», «Узнай героя сказки по описанию», «Перепутанные книжки» Отгадывание загадок по сказкам К. И. Чуковского. «Речевое развитие» Приобщение к художественной литературе Художественная литература: чтение сказок К.И.Чуковского «Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Доктор Айблит», «Бармалей», «Краденое солнце», «Путаница», «Мойдодыр», «Федорино Горе», «Крокодил». Рассматривание иллюстраций, альбомов, репродукций картин по изучаемой теме Заучивание отрывков из произведений. Художественно – эстетическое развитие». Рисование Лепка Рисование. Конструирование, художественный труд «Украсим посуду для бабушки Федоры», «Сказка в гости к нам пришла» (работа с раскрасками), «Мой любимый литературный герой из произведений К. Чуковского», «Моя любимая сказка» (рисование). «Спешим на помощь сказочной посуде», лепка любимых героев сказок Чуковского. «В гостях у бабушки Федоры», «Муха – Цокотуха – именинница», коллаж «Чудо-дерево»; подарки для Мухи-Цокотухи. Бабочка способом оригамии. Музыка «Жанры музыки», «Сказка в музыке», «Сказочные герои в музыке». Развитие игровой деятельности Игры на основе сюжетов сказок и стихов. Сюжетно-ролевая игра "Ветеринарная лечебница" Физическое развитие Выполнение движений под стихотворение «Скрюченная песня». Физкультурное развлечение «В гостях у доктора Айболита». Пальчиковая гимнастика «Свинки», логоритмика «Путешествие в Африку». Формирование культурно-гигиенических навыков - по сказке «Мойдодыр» Взаимодействие с семьёй Беседа с родителями на тему «Образовательный проект» (помощь, сотрудничество, участие в мероприятиях, проводимых в группе, в саду); консультация для родителей: «Путь в страну книг. От слушателя к читателю»; привлечение родителей к оформлению книжных уголков, мини-музеев, посвящённых творчеству К. И. Чуковского; консультация для родителей «Дорога в библиотеку»; анкетирование родителей по работе образовательного проекта по творчеству К. И. Чуковского. Заключительный этап: 1. Оформление паспорта проекта «По страницам сказок Корнея Чуковского». 2. Фотоотчёт проекта. 3. Фотостенд для родителей «Мир сказок К.И.Чуковского» Конспект интегрированного занятия по социально-нравственному воспитанию в старшей группе. Тема: «В гости к Мухе-Цокотухе Цели и задачи: - образовательные: прочитать отрывок из произведения К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха», расширить знания о чаепитии в России, напомнить правила этикета за столом, закрепить навыки рисования насекомых (Мухи-Цокотухи, Комара, жуков, бабочек…); - развивающие: развивать внимание, слух, моторику рук. - воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения, гостеприимство, умение соблюдать правила этикета за столом. Материалы: книжка с иллюстрациями К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха», игрушка Муха-Цокотуха, тульский самовар, тонированный лист с изображением самовара, фломастеры, карандаши. Предварительная работа: беседа-презентация «Традиции чаепития в России», досуг «Русский самовар», рассматривание разных самоваров. ХОД ЗАНЯТИЯ: Воспитатель читает отрывок из произведения К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха»: Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар И купила самовар: "Приходите, тараканы, Я вас чаем угощу!" Тараканы прибегали, Все стаканы выпивали, А букашки - По три чашки С молоком И крендельком: Нынче Муха-Цокотуха Именинница! Приходили к Мухе блошки, Приносили ей сапожки, А сапожки не простые - В них застежки золотые. Приходила к Мухе Бабушка-пчела, Мухе-Цокотухе Меду принесла... "Бабочка-красавица. Кушайте варенье! Или вам не нравится Наше угощенье?" Воспитатель (от имени игрушки Мухи-Цокотухи) приглашает детей к самовару, рассказывает о традициях чаепития в России. …Чаепитие на Руси издавна воспринимается как нечто большее, чем обыденный прием пищи или посиделки за столом. Традиции чаепития, укоренившиеся в России, предполагают в первую очередь возможность испить чаю в приятной компании за душевным разговором. Как правило, чайное застолье длится несколько часов, гости ведут неспешную непринужденную беседу. Надо отметить, что простой русский народ выбрал наилучший способ для усвоения пищи – неспешно-неторопливый, да еще и с приятными эмоциями. Собирая гостей на чаепитие, позаботьтесь о том, чтобы им было легко и комфортно общаться друг с другом… Чаепитие на Руси призвано объединять разные поколения, люди старшего возраста обучали малышей традициям и поведению за столом. Воспитатель: Как вы думаете, как должны себя вести хозяин или хозяйка за чаепитием? (Ответы: быть гостеприимными, доброжелательными, внимательными к гостям) А гости как должны вести себя в гостях? ( Быть вежливыми, соблюдать правила этикета за столом, обращаться к хозяйке и гостям вежливо с просьбой, благодарить…) 2.Основная часть. Рисование коллективной работы «В гости к Мухе-Цокотухе» Воспитатель: А теперь давайте поможем нашей Мухе-Цокотухе пригласить гостей на чаепитие… Каких насекомых из стихотворения К.И.Чуковского мы пригласим? ( Комара, бабочек, гусениц, козявочек, букашек, жуков рогатых…) Дети рисуют в подгруппах коллективную работу фломастерами и цветными карандашами. 3.Заключительная часть. Воспитатель подводит итоги занятия, от имени игрушки Мухи-Цокотухи хвалит детей за гостеприимство, доброжелательные отношения друг другу.