Инициатива и самостоятельность дошкольников как образовательный результат

Подлесная Светлана Федоровна

 

Представляем вашему вниманию практику «Инициатива и самостоятельность дошкольников как образовательный результат», которая была представлена общественно-профессиональному сообществу в феврале 2017 г. на окружном семинар-совещании и получила положительный отзыв.

Итак, работая в тесном взаимодействии по преемственности со школой на совместном педагогическом совете в 2014 году, анализируя результаты выпускников ДОУ, учителя отметили, что дети в основном работают по шаблону, предложенному учителем, и в редких случаях проявляют инициативу и самостоятельность. Пришли к выводу и поставили перед собой цель, что в детском саду необходим совершенно другой подход к ребенку. При высоком уровне развитияинициативы и самостоятельности у дошкольника, обучение на следующей ступени образования будет для него более успешным. Исходя из этогодетский сад поставил перед собой задачу по выбору наиболее оптимальных и приемлемых для нашего ДОУ способов поддержки детской инициативы и самостоятельности.

Решая поставленную задачу, участвовали в ноябре 2014 г. в третьем Красноярском «Педагогическом марафоне», в ноябре 2015 г. прошли курсы повышения квалификации на базе детского сада «Журавушка» по теме"Развитие инициативности и самостоятельности у детей подготовительных к школе групп", изучили методические рекомендации научных сотрудников Центра дошкольного образования Красноярского института повышения квалификации.

Начало работы было организовано в октябре 2015 г. В эксперименте, проявив инициативу, участвовали воспитателидвух групп(старшей «Василек» и подготовительной «Земляничка»). Был разработан план методического сопровождения, повысили профессиональную компетенцию педагоги. Перед воспитателями и педагогом — психологом была поставлена задача: создать условия для становления инициативности и самостоятельности в группе. С 2014 по 2016 год являлись пилотной площадкой по введению ФГОС ДО в Красноярском крае.

В течение первого этапа пилотирования в группах была изменена развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС ДО (материалы в центрах и уголках направлены на поддержание самостоятельности и инициативности дошкольников, появилось много неоформленного материала). Закрепили в режиме дня время для свободного часа детей — в первой половине дня с 8.50 ч. до 9.50 ч. (часть занятий была перенесена во вторую половину дня).

После завтрака дети собирались в спокойной зоне, где наступало время для планирования. В месте общего сбора, на детском совете, дети проговаривали, чем они будут заниматься (каждый ребенок высказывал своё мнение, идею, мысль, переживание), анализировали жизнь в группе. В течение часа детям предоставлена полная свобода. Они могли организовывать свою деятельность и перемещаться из игровой в приемную, из приемной в спальню. С помощью детской фантазии и тех игровых материалов, которые имеются в группе — эти пространства меняются и преображаются. Необходимо отметить, что в группах имеется большое количество многофункционального материала (картонные коробки, ткани разных размеров, пенопласт, пакеты, ширмы, чурочки, крупный конструктор и многое другое).В спальне мог появиться корабль, шалаш, цирк и тому подобное. Все пространство — это территория детей, они используют все, что им нужно во время свободного часа. В течение двух лет воспитатели участвуют в краевом конкурсе «Как мы меняемся», предоставляя вниманию педагогической общественности, в том числе и опыт работы с многофункциональными материалами.

В ходе эксперимента решили пойти на нововведение: детям было предложено во время свободного часа посетить своих соседей. Данный опыт дал положительные результаты: дети подготовительной группы с удовольствием включали в свою игровую деятельность детей старшей группы инаоборот (произошел своего рода обмен информацией с более опытными сверстниками, что благоприятно сказалось на зоне ближайшего развития каждого ребенка, лучше развивались коммуникативные навыки).

В этом учебном году продолжает работать в этомнаправлении теперь уже подготовительная группа «Василек» и включились педагоги из старших групп, но не все. Столкнулись с трудностями: боязнь воспитателями нововведений, нежелание меняться, отсутствие необходимых для развития детской инициативы компетентностей. Для обучения педагогов и снятия у них тревожности запланировали рядпрактико-ориентированных семинаров и индивидуальное консультирование воспитателей с привлечением педагога-психолога.

В ходе эксперимента педагоги фиксировали данные в индивидуальных картах по развитию инициативности каждого ребенка; на еженедельных планеркаханализировали полученные результаты, делали выводы и корректировку (выбирали методы и приемы, направленные на достижение более высоких результатов развития ребенка).

Эксперимент показал положительную динамику развития инициативы и самостоятельности у дошкольников. В октябре 2016 года на педагогическом совете по преемственности учителя начальной школы отметили, что дети из экспериментальной группы «Земляничка» отличаются от своих сверстниковв принятии решений, в выражении своих чувств и мыслей, способны выбирать вид деятельности и участников по совместной деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность;дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми; способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. Были сделаны выводы и внесены предложения по дальнейшему использованию данной практики.

Представляем вашему вниманию практику «Инициатива и самостоятельность дошкольников как образовательный результат», которая была представлена общественно-профессиональному сообществу в феврале 2017 г. на окружном семинар-совещании и получила положительный отзыв.

Итак, работая в тесном взаимодействии по преемственности со школой на совместном педагогическом совете в 2014 году, анализируя результаты выпускников ДОУ, учителя отметили, что дети в основном работают по шаблону, предложенному учителем, и в редких случаях проявляют инициативу и самостоятельность. Пришли к выводу и поставили перед собой цель, что в детском саду необходим совершенно другой подход к ребенку. При высоком уровне развитияинициативы и самостоятельности у дошкольника, обучение на следующей ступени образования будет для него более успешным. Исходя из этогодетский сад поставил перед собой задачу по выбору наиболее оптимальных и приемлемых для нашего ДОУ способов поддержки детской инициативы и самостоятельности.

Решая поставленную задачу, участвовали в ноябре 2014 г. в третьем Красноярском «Педагогическом марафоне», в ноябре 2015 г. прошли курсы повышения квалификации на базе детского сада «Журавушка» по теме"Развитие инициативности и самостоятельности у детей подготовительных к школе групп", изучили методические рекомендации научных сотрудников Центра дошкольного образования Красноярского института повышения квалификации.

Начало работы было организовано в октябре 2015 г. В эксперименте, проявив инициативу, участвовали воспитателидвух групп(старшей «Василек» и подготовительной «Земляничка»). Был разработан план методического сопровождения, повысили профессиональную компетенцию педагоги. Перед воспитателями и педагогом — психологом была поставлена задача: создать условия для становления инициативности и самостоятельности в группе. С 2014 по 2016 год являлись пилотной площадкой по введению ФГОС ДО в Красноярском крае.

В течение первого этапа пилотирования в группах была изменена развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС ДО (материалы в центрах и уголках направлены на поддержание самостоятельности и инициативности дошкольников, появилось много неоформленного материала). Закрепили в режиме дня время для свободного часа детей — в первой половине дня с 8.50 ч. до 9.50 ч. (часть занятий была перенесена во вторую половину дня).

После завтрака дети собирались в спокойной зоне, где наступало время для планирования. В месте общего сбора, на детском совете, дети проговаривали, чем они будут заниматься (каждый ребенок высказывал своё мнение, идею, мысль, переживание), анализировали жизнь в группе. В течение часа детям предоставлена полная свобода. Они могли организовывать свою деятельность и перемещаться из игровой в приемную, из приемной в спальню. С помощью детской фантазии и тех игровых материалов, которые имеются в группе — эти пространства меняются и преображаются. Необходимо отметить, что в группах имеется большое количество многофункционального материала (картонные коробки, ткани разных размеров, пенопласт, пакеты, ширмы, чурочки, крупный конструктор и многое другое).В спальне мог появиться корабль, шалаш, цирк и тому подобное. Все пространство — это территория детей, они используют все, что им нужно во время свободного часа. В течение двух лет воспитатели участвуют в краевом конкурсе «Как мы меняемся», предоставляя вниманию педагогической общественности, в том числе и опыт работы с многофункциональными материалами.

В ходе эксперимента решили пойти на нововведение: детям было предложено во время свободного часа посетить своих соседей. Данный опыт дал положительные результаты: дети подготовительной группы с удовольствием включали в свою игровую деятельность детей старшей группы инаоборот (произошел своего рода обмен информацией с более опытными сверстниками, что благоприятно сказалось на зоне ближайшего развития каждого ребенка, лучше развивались коммуникативные навыки).

В этом учебном году продолжает работать в этомнаправлении теперь уже подготовительная группа «Василек» и включились педагоги из старших групп, но не все. Столкнулись с трудностями: боязнь воспитателями нововведений, нежелание меняться, отсутствие необходимых для развития детской инициативы компетентностей. Для обучения педагогов и снятия у них тревожности запланировали рядпрактико-ориентированных семинаров и индивидуальное консультирование воспитателей с привлечением педагога-психолога.

В ходе эксперимента педагоги фиксировали данные в индивидуальных картах по развитию инициативности каждого ребенка; на еженедельных планеркаханализировали полученные результаты, делали выводы и корректировку (выбирали методы и приемы, направленные на достижение более высоких результатов развития ребенка).

Эксперимент показал положительную динамику развития инициативы и самостоятельности у дошкольников. В октябре 2016 года на педагогическом совете по преемственности учителя начальной школы отметили, что дети из экспериментальной группы «Земляничка» отличаются от своих сверстниковв принятии решений, в выражении своих чувств и мыслей, способны выбирать вид деятельности и участников по совместной деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность;дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми; способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. Были сделаны выводы и внесены предложения по дальнейшему использованию данной практики.