Здоровьесберегающие технологии

Асият Абидова Кадировна

В Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида № 8», где я работаю воспитателем, одной из приоритетной задачей является воспитание физически, психически здорового и социально адаптированного ребенка через создание единого здоровьесберегающего пространства в дошкольном образовательном учреждении, развитие мотивации субъектов образовательного процесса на здоровый образ жизни. Работа педагогов нацелена на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия). В нашем детском саду активно используются современные здоровьесберегающие технологии, которые  отражают три линии оздоровительно-развивающей работы ДОУ:

  • приобщение детей к физической культуре;
  • использование развивающих форм оздоровительной работы;
  • психологическое благополучие ребенка.

В своей работе я особое внимание уделяю на укрепление здоровья, профилактику нарушения осанки, на создание благоприятных санитарно-гигиенических условий, соблюдение режима дня, на обеспечение личностно - ориентированного подхода к каждому ребенку и обеспечение психологического комфорта детей. Для достижение данных целей использую следующие формы организации здоровье сберегающей работы:

  • физкультурные занятия;
  • подвижные игры;
  •  гимнастика (традиционная, дыхательная);
  • двигательно-оздоровительные физкультминутки;
  • физические упражнения после дневного сна;
  • физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
  • физкультурные прогулки;

Данные формы организации здоровьесберегающей работы помогают мне предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний у детей, обучению заботе о своем здоровье, иформированию культуры здоровья у каждого ребенка.

           Систематически провожу:

  • динамические паузы – во время НОД 2,3 мин., по мере утомляемости

детей, которые могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

(Динамические упражнения:«Физкультминутки для глаз» представлены вприложении 1.1.1  «Физкультминутки в стихах» представлены в приложении 1.1.2)                                                           

  • подвижные и спортивные игры – как часть занятий, на прогулке,

групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности ежедневно. Игры подбираю в соответствии с возрастом ребенка

(Подвижные игры в средней группе представлены в приложении 1.1.3)

  • музыкатерапию - в релаксационном кабинете, который создан для этих

целей использую спокойную классическую музыку звуки природы;

(Игры  и упражнения по музыкатерапии представлены в приложении  1.1.4)

  • пальчиковую гимнастику – с младшего возраста индивидуально,  либо с

подгруппой ежедневно провожу в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

(Пальчиковую гимнастику в стихах для детей 4-6 лет представлены в приложении 1.1.5)

  • гимнастику  после дневного сна(5-10 мин)

(Комплексы гимнастики после сна для детей 5-7 лет представлены в приложении 1.1.6)

Помимо того, в нашем детском саду 2-3 раза в неделю в спортивном зале проводятся физкультурные занятия, а также 2 раза в неделю музыкальные занятия, которые являются  частью здоровьесберегающих технологий.

В своей работе использую сказкотерапию – для психологической терапевтической и развивающей работы.  Сказку  рассказываю либо я, либо это может быть групповое рассказывание, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

(Упражнения по сказкотерапии к сказке «Золушка» для детей старшего дошкольного возраста представлены в приложении 1.1.7)

         Важным звеном в системе физического воспитания детей считаю закаливание. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:

  • закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все   режимные   моменты;
  • проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;
  • проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;
  • сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.

Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ. Из всего богатого выбора существующих форм закаливания особо выделяю наиболее доступные формы, которые являются традиционными для нашего ДОУ:

  • нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;
  • проведение утренней гимнастики на свежем воздухе в старше и подготовительных группах в течение года  в благоприятные погодные условия;
  • прогулки на свежем воздухе. При правильной организации прогулка является одним из важных моментов закаливания. Летом, когда температура воздуха достигает в тени 18 -20 градусов, вся жизнь детей переносится на участок. В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе зависит от возраста и погодных условий.
  • В целях пропаганды здорового образа жизни в старших и подготовительных группах проводятся экскурсии в ДЮСШ города, где они   посещают секции гимнастики, самбо, бокс, аэробика и в результате чего в подготовительной группе многие дети с моей группы записались в спортивные секции - плавание, баскетбол, аэробика, хореография, гимнастика.

Также дети с моей группы посещают кружок. «Веселый мяч», «Фитбол»,     «Шашки - шахматы».

(Выписка из приказов представлены в приложении 1.1.8)

Вырастить ребенка сильным, крепким и здоровым – это не только одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением, но и желание родителей. Поэтому я пропагандирую здоровый образ жизни  среди родителей, вовлекаю их в активный педагогический процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по оздоровлению детей. Благодаря сотрудничеству с родителями меры по укреплению здоровья ребенка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и подвижными играми в семейных условиях, что позволяет мне:

  • повысить эффективность работы по оздоровлению детей;
  • сформировать потребность в здоровом образе жизни в семьях воспитанников;
  • обеспечить преемственность методов и приемов воспитания детей в семье и в детском саду.
  • Для пропаганды здорового образа жизни ежегодно в нашем детском саду проводятся недели здоровья, ежемесячно - дни здоровья, которые организовываются воспитателями групп, начиная со среднего возраста.

             (Фото отчет «День здоровья» в приложении1.1.9)

Мои дети  участвуют внутригородских спортивных мероприятиях, такие как «Малые олимпийские игры», «Веселые старты»

(Копии  дипломов в приложении 1.1.10 )

Все эти методы подобной работы помогают мне способствовать сохранению и укреплению здоровья воспитанников и наблюдать позитивную динамику и в 2013-2014 учебном году мои воспитанники заняли 2 место в ДОУ в конкурсе «Самая здоровая группа»