Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада. Тема занятия: «Русская матрёшка». Возраст детей 5-6 лет.
Цель занятия:
Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.
Задачи:
Познакомить детей с историей матрёшки.
Расписать плоскостную игрушку – матрёшку.
Развивать интерес детей к народному творчеству.
Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству. Воспитывать любовь к народному искусству.
Интеграция: «Познавательное развитие», « Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», Социально-коммуникативное развитие».
Социально-коммуникативное развитие: приобщение детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам; расширять знания о доброте.
Познавательное развитие: развитие исследовательских умений; закрепить свойства дерева.
Художественно-эстетическое развитие: развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, закрепить умение лепки; воспитывать самостоятельность, умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения предметов; развивать фантазию, творчество, воображение. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при исполнении русских народных наигрышей.
Речевое развитие: расширять словарный запас.
Физическое развитие: дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления.
Материал: сундук, готовые плоскостные силуэты матрёшек, гуашь, игрушки матрёшки.
Ход занятия:
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. Милости прошу! Рада видеть всех вас в русской горнице. Садитесь поудобнее, начнём разговор. Поговорить я с вами хочу сегодня о добре. Кто объяснит, что такое добро? (ответ детей ).
В ходе беседы делается вывод: самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, - это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним.
- Да, дети, это самое бесценное добро. Вот видите, у меня в горнице сундук стоит. Сундук этот подарила мне моя матушка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра, мне его моя матушка, бабушка твоя, оставила. Береги его – он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!» Вот я и берегу!
- Как вы думаете, детки, что в нём? (Предположение детей) А хотите узнать? Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская...
Дети: Матрёшка.
Воспитатель: Ребятки она не одна, а со своими подружками. (Раскрывает матрёшку). А где же её подружки?
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о такой русской народной игрушке, как матрёшка? (Рассказы детей)
Воспитатель: А хотите поиграть?
Игра «Матрёшечка - матрёшка»
Ну, ребятки не зевайте
А в кружочек все вставайте.
Хотите поиграть немножко?
Нарядитесь тогда вы матрёшкой!
(Из детей выбирают 3-х матрёшек. Им на головах завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни «Колпачок»).
Эх, матрёшечка, матрёшка!
Аленький платочек-
Сарафан в цветочек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили.
На ноги поставили
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.
Воспитатель: Молодцы, ребятки!
А теперь послушайте немного об истории создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад.
Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей.
Наиболее известны три вида матрёшек: Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка. Их названия зависят от того места, где их расписывают.
Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек.
В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название – Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Самый главный цвет - ...
Дети: Жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый.
Воспитатель: Правильно вы заметили.
Воспитатель: Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка или Сегеево-Посадская. Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове...
Дети: Платок.
Воспитатель: А поверх сарафана...
Дети: Фартук.
Воспитатель: Платок матрёшек украшает роспись. В Сеевом-Посаде есть музей матрешек.
И третья матрёшка из села Полхов – Майдан. У этих матрёшек нет платка с завязанными концами, сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами. По форме эти матрешки близки к загорским и семеновским, но у них более плавный контур и как бы вытянутые пропорции.Каждая матрешка хороша по-своему. Но у них и много общего — все эти игрушки всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.
Изобретательные мастера придумывали уже и новую форму матрёшки, новые сюжеты. Появились матрешки запорожцы, витязи, мухоморы. Но любимой игрушкой оставалась весёлая крестьянская девочка.
Из каких материалов делали и делают эти игрушки? Почему? Какими свойствами обладает дерево? ( ответ детей ).
Матрёшку всегда любили дети. Очень интересно собирать и разбирать детали:
“Я с таинственной игрушкой
заигралась допоздна,
Разбираю, собираю,
то их восемь, то одна”.
А хотите и вы, поиграть с матрёшкой?
Проводится игра «Собери матрёшку»
Матрешка народная игрушка. И приезжающие к нам в иностранцы, из других стран стараются купить матрешку, как русский сувенир России.
А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!
И мы с вами, ребята, создадим свою матрёшку, непохожую на другие.
(Дети садятся за столы, на которых лежат заготовки для изготовления плоскостной матрёшки). Наши матрёшки будут плоскостными и мы их распишем гуашью. Приступаем к работе. Звучат русские народные мелодии в записи, дети изготавливают плоскостных матрёшек.
Воспитатель: Вот и матрёшки наши готовы. (Дети рассказывают о своих матрёшках).