Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада. Тема занятия: «Русская матрёшка». Возраст детей 5-6 лет.

Климова Лариса Сергеевна

Цель занятия:

Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.

 

Задачи:

Познакомить детей с историей матрёшки.

 Расписать плоскостную игрушку – матрёшку.

 Развивать интерес детей к народному творчеству.

Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству. Воспитывать любовь к народному искусству.

 

 Интеграция: «Познавательное развитие», « Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,  «Физическое развитие», Социально-коммуникативное развитие».

 

Социально-коммуникативное развитие: приобщение детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам; расширять знания о доброте.

 

Познавательное развитие:  развитие исследовательских умений; закрепить свойства дерева.

 

Художественно-эстетическое развитие: развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, закрепить умение лепки;   воспитывать самостоятельность, умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения предметов; развивать фантазию, творчество, воображение.  Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при исполнении русских народных наигрышей.

 

Речевое развитие: расширять словарный запас.

 

Физическое развитие:  дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления.

 

Материал: сундук, готовые плоскостные  силуэты матрёшек, гуашь,  игрушки матрёшки.  

 

Ход занятия:

 

 

 

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. Милости прошу! Рада видеть всех вас в русской горнице. Садитесь поудобнее, начнём разговор.  Поговорить я с вами хочу сегодня о добре. Кто объяснит, что такое добро?  (ответ детей ).

 

В ходе беседы делается вывод: самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, - это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним.

 

- Да, дети, это самое бесценное добро. Вот видите, у меня  в горнице сундук стоит. Сундук этот подарила мне моя матушка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра, мне его моя матушка, бабушка твоя, оставила. Береги его – он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!» Вот я и берегу!

 

- Как вы думаете, детки, что в нём? (Предположение детей) А хотите узнать? Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её.

 

 

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

 Разрумянилась немножко.

 Это русская...

 

Дети: Матрёшка.

 

Воспитатель: Ребятки она не одна, а со своими подружками.  (Раскрывает матрёшку). А где же её подружки?

 

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о такой русской народной игрушке, как матрёшка? (Рассказы детей)

 

Воспитатель: А хотите поиграть?       

 

Игра «Матрёшечка - матрёшка»

 

Ну, ребятки не зевайте

А в кружочек все вставайте.

Хотите поиграть немножко?

Нарядитесь тогда вы матрёшкой!

 

 (Из детей выбирают 3-х матрёшек. Им на головах завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни «Колпачок»).

 

 Эх, матрёшечка, матрёшка!

Аленький платочек-

Сарафан в цветочек.

Мы тебя кормили,

 Мы тебя поили.

На ноги поставили

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

 Выбирай, кого захочешь.

 

Воспитатель: Молодцы, ребятки!

 А теперь послушайте  немного об истории создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад.

 

Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей.

Наиболее известны три вида матрёшек: Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка. Их названия зависят от того места, где их расписывают.

Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек.

 В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название – Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Самый главный цвет - ...

 

 Дети: Жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый.

 

Воспитатель: Правильно вы заметили.

 

Воспитатель: Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка или Сегеево-Посадская. Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове...

 

Дети: Платок.

 

Воспитатель: А поверх сарафана...

 

Дети: Фартук.

 

Воспитатель: Платок матрёшек украшает роспись. В Сеевом-Посаде есть музей матрешек.

И третья матрёшка из села Полхов – Майдан. У этих матрёшек нет платка с завязанными концами,  сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами. По форме эти матрешки близки к загорским и семеновским, но у них более плавный контур и как бы вытянутые пропорции.Каждая матрешка хороша по-своему. Но у них и много общего — все эти игрушки всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.

Изобретательные мастера придумывали уже и новую форму матрёшки, новые сюжеты. Появились матрешки запорожцы, витязи, мухоморы. Но любимой игрушкой оставалась весёлая крестьянская девочка.

 Из каких материалов делали и делают эти игрушки? Почему? Какими свойствами обладает дерево? ( ответ детей ).

Матрёшку всегда любили дети. Очень интересно собирать и разбирать детали:

 

“Я с таинственной игрушкой

заигралась допоздна,

Разбираю, собираю,

то их восемь, то одна”.

 

А хотите и вы,  поиграть с матрёшкой?

 

Проводится игра «Собери матрёшку»

 

Матрешка народная игрушка. И  приезжающие к нам в иностранцы, из других стран стараются купить матрешку, как русский сувенир России.

А сейчас, дорогие ребята,

 

                  На минутку закройте глаза.

 

                   Позабудьте заботы, усталость,

 

                  Ведь начнутся сейчас чудеса!

 

  И мы с вами, ребята, создадим свою матрёшку, непохожую на другие.

 

(Дети садятся за столы, на которых лежат заготовки для изготовления плоскостной матрёшки). Наши матрёшки будут плоскостными и мы их распишем гуашью.  Приступаем к работе. Звучат русские народные мелодии в записи, дети изготавливают плоскостных матрёшек.

 

Воспитатель: Вот и матрёшки наши готовы.  (Дети рассказывают о своих матрёшках).