Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Софронова Александра Михайловна

Грамотная, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Сроки усвоения произношения звуков:

0-2 года - А О Э П Б М

2-3 года - И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й

3-4 года - С З Ц

4-5 лет - Ш Ж Ч Щ

5-6 лет - Л Р

Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры можно распределить на III основных этапа.

I этап – проводится с детьми возрастом до 3-х лет – проводится работа, направленная на уточнение и закрепление простых в артикуляционном отношении звуков, на выработку четкого и внятного произнесения слов. Используются методические приемы: повторение по речевому образцу, использование различного дидактического материала, игрушек. Игры: «Как мычит корова, кричит петух, пищит мышка и т.д.», «Пароход гудит», «Капли капают», «Ветер», «Аукаем в лесу» и т.д., использование различных потешек и т.д. Для развития слухового внимания используются игры: «Кто пришёл?» (волк, петух, паровоз, колокольчик).

II этап – от 3 до 5 лет (2 младшая и средняя группы). Ведущие методические приемы – речевой образец, заучивание наизусть, беседы, дидактические игры и т.д.

I вид работы – игровые упражнения, способствующие выработки правильной артикуляции («Качели», «Горки», «Лошадки» и т.д.), дыхательная гимнастика, развитие громкости голоса («Собака и щенок», «Ветер в лесу»).

II вид работы – уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха (звук С - «Насос», звук Ж - «Жуки летают», звук Ч - «Поезд»).

III вид работы – воспитание правильного произношения в словах и развитие фонематического слуха.

IV вид работы – воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха. Используется специально подобранный речевой материал: словесные игры, подвижные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихи, сказки и т.д. Проводится работа над темпом и интонационной выразительностью речи.

III этап – от 5 до 7 лет – работа по дифференциации звуков (с-ш, з-ж, л-р), четкой артикуляции звуков, над дикцией, темпом, интонационной выразительностью речи. Методические приемы – речевой образец, дидактические игры, пересказ, рассказывание, заучивание наизусть и др.

Педагогические приемы, влияющие на произносительную сторону речи детей:

Ведущим приемом является образец правильного произношения. Воспитатель должен подкреплять этот приём показом движений артикуляционного. При формировании звукопроизношения рекомендуется приём - утрированное произношение звука. В младших группах часто используется образное называние звука или звукосочетания (ззз - песенка комара). Показ и объяснение артикуляции в этих группах часто включается в игровой сюжет («Сказка Весёлого Язычка»). Активным приёмом является повторение. Особенно полезны негромкие проговаривания звуков небольшими подгруппами, когда дети могут прислушаться к ответам товарищей.

Повышает качество речи такой приём, как обоснование необходимости выполнить задание педагога. Оно даётся или в эмоционально-шутливой форме («Давай поучим индюка петь весёлую песенку!»), или в деловой («Надо крепко-крепко запомнить, как произносится слово шофё-ё-ёр, а иначе так говорить просто неграмотно, некрасиво).

 Примыкает к этому и другой приём - мотивировка задания: «Мне кажется, ты можешь сказать лучше,  очень хорошо. Ведь ты это уже умеешь».

Возможно использовать такие активные приёмы, как совместная речь ребёнка и воспитателя, а также отражённая речь - повторение ребёнком речи-образца.

Традиционны такие приёмы, как оценка ответа и исправление. Но нельзя делать это слишком часто, назойливо, так как это нервирует ребёнка.

 В процессе работы над звуковой культурой речи уместны наглядные приёмы – показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

Одним из ведущих приемов в воспитании правильного звукопроизношения остается артикуляционная гимнастика.

Детям 3-4 лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

Дети 5-6 лет смогут с помощью артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.

Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Вопрос к воспитателям: Что такое  артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Цель: выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.

Перед артикуляционной гимнастикой целесообразно выполнить дыхательную гимнастику. Речевое (или фонационное) дыхание - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков. Можно выполнить следующие упражнения: загони мяч в ворота, фокус, сдуй снежинку, буря в стакане.

Затем переходим к артикуляционной гимнастике. Виды артикуляционных упражнений:

- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Бегемот, Лопаточка (Блинчик), Чашечка, Иголочка, Горка (Киска сердится), Грибок).

- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).

Так, в младших группах берутся упражнения на развитие основных движений, в средних – на их совершенствование и отрабатывание групп звуков (свистящие и шипящие), в старших – для сонорных звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

Педагог дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.

- Что необходимо для проведения артикуляционной гимнастики? (зеркало, игровой момент, приемы, знать, как правильно выполняются упражнения)

1. Артикуляционную гимнастику следует выполнять  2 раза в день по 5-10 мин вместе с ребенком перед зеркалом, показывая образец выполнения движений.

2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр.статических и 2-3 упражнения динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.

3.  При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

Например упр. «трубочка» — придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)

 

Мною используются в работе различные дидактические игры и упражнения:

«Логопедические ходилки-бродилки», где артикуляционный комплекс, представлен как дорожка из кружочков(гусеница) или прямоугольников(вагончики) с символами упражнений, по которой проходит ребенок и отрабатывает движения.

Практическая часть:

Педагоги делятся на три группы (младшие, средние, старшие и подготовительные). Каждой команде предлагается адаптированная сказка. В них входит комплекс артикуляционных упражнений. Педагоги должны обыграть эти сказки, применив все упражнения. Тем самым продемонстрировать свои знания выполнения артикуляционных упражнений.

 Таким образом, работа по воспитанию звукопроизношения представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребёнка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно изжить.