Семинар для воспитателей: "Методика обучения элементам спортивных игр"

Касьянова Елена Витальевна

17.06.2019. В нашем ДОУ №40 "Яблонька" просел семинар для воспитателей, целью которого было ознакомление с методикой обучения элементам спортивных игр. Лето, прекрасная погода и возможность с максимальной частотой выводить детей на прогулки. И очень хорошо когда эти прогулки познавательны как для детей, так и дл воспитателей. Я подготовила практический семинар,где дала сразу практические советы и организационно методические указания по проведению подобных прогулок на своих участках. Особоу внимание я уделила играм на командообразование. так ка любая спортивная игра-это командное действие, необходимо научить детей сотрудничеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ход мероприятия22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей

«Обучение элементам спортивных игр»

Дата проведения: 18.06.2019

Место проведения: физкультурный зал МАДОУ «Детский сад№40»

Ответственный за подготовку и проведение: инструктор по физической культуре Касьянова Е.В.

Цель: освоение и последующее применение спортивных игр и упражнений в практической деятельности воспитателя.

Задачи:

  • Познакомить участников семинара-практикума с опытом работы по применению элементов спортивных игр и упражнений в ДОУ;
  • Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников семинара.

Ход проведения:

1. Ознакомление с темой семинара

2. Сообщение «Обучение элементам спортивных игр»

3. Практическая работа воспитателей

4. Итог семинара, рефлексия

  1. Ознакомление с темой семинара

Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой. Особенный интерес у детей вызывают  подвижные и спортивные игры (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон и т. д.), а также спортивные виды спорта  (плавание, катание на велосипеде, на санках, на коньках, ходьба на лыжах и т. д.). Они проводятся летом и зимой, в основном, на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка.

Обучая детей элементам спортивных игр, можно решать следующие задачи:

  • укреплять здоровье,
  • прививать спортивные навыки, которые обязательно понадобятся во взрослой жизни,
  • формировать такие нравственные качества, как умение добиваться цели и сотрудничать,
  •  проявлять выдержку и настойчивость, действовать в коллективе, в команде.

Спортивные упражнения носят циклический характер и способствуют укреплению основных групп мышц, сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной систем. Кроме того, у детей развиваются физические качества, а также ритмичность, координация движений, ориентировка в пространстве. Катание на велосипеде, коньках развивают вестибулярную устойчивость.

Также, занятия физическими упражнениями помогают детям полнее познавать явления природы (свойства снега, ветра, льда, воды и др., приобрести понятия о скольжении, торможении, а также знания об устройстве велосипеда и др.)

Освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом.

Заниматься спортом в прямом смысле слова (который подразумевает подготовку и участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных результатов) не рекомендуется для детей дошкольного возраста. Но элементарные действия в спортивных играх и упражнениях, отдельные элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны. Необходимо учитывать, что содержание, методика проведения и планирование учебного материала по спортивным играм и упражнениям имеют свою специфику. Их организация требует учета возрастных особенностей детей, их физического развития и физической подготовленности, специфики работы дошкольных учреждений.

В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество.

2. Сообщение «Обучение элементам спортивных игр»

Спортивные игры и упражнения пополняют и обогащают словарный запас такими словами, как «ракетка»«волан»«стойка» (бадминтониста или теннисиста, «городки»«кегли»«бита» и др.)

 Спортивные игры снимают нервное напряжение, помогают свободному выражению эмоций.

Познакомить детей с правилами спортивных игр помогают настольные игры (баскетбол, волейбол, футбол, хоккей и др.).

При подборе физических упражнений необходимо учесть возрастные особенности, возможности ребенка и на их основе определить посильные для него задания. Целесообразно использовать подводящие упражнения, которые помогут быстрее научить детей избранному двигательному действию. Подводящие упражнения включают в себя движения, сходные по структуре с главными элементами техники того действия, которым предстоит овладеть. Например, при обучении броскам мяча в корзину в баскетболе первым упражнением является обычная передача мяча, затем – выполнение передачи с высокой траекторией, далее – передача мяча через различные высокорасположенные препятствия (сетка, веревка, планка) с попаданием в горизонтальную цель (щит баскетбольной корзины) и, наконец, броски непосредственно в корзину. Все эти упражнения включают бросок мяча, но условия его выполнения постепенно усложняются. Важно определить оптимальное число повторений подводящих упражнений, чтобы у детей не возникали вредные привычки, мешающие дальнейшему обучению. Если в качестве подводящего упражнения используется хорошо освоенное ранее движение, то достаточно повторить его всего лишь несколько раз непосредственно перед разучиванием нового двигательного действия.

Не менее важна индивидуализация процесса обучения спортивным упражнениям и играм. Индивидуальный подход достигается при подборе методов обучения и воспитания в зависимости от степени усвоения учебного материала каждым ребенком, при учете реакции его организма на физическую нагрузку.

Эстафеты для дошкольников – это подвижные спортивные игры. Эстафеты для дошкольников могут проводиться для детей и их родителей. Сами по себе эстафеты для дошкольников представляют соревнования, в которых участвуют 2 или более команд. Эстафеты для дошкольников бывают: простые, с определенными препятствиями, парные и др. Какими бы не были эстафеты для дошкольников, они всегда плодотворно влияют на настроение детей.

На самом деле, эстафеты для дошкольников – это огромное поле для вашей фантазии. Можно сообразить огромное множество эстафет и конкурсов для дошкольников. Сами же дети признаются, что эстафеты для дошкольников лучшая забава.

Подвижные игры с элементами спортивных игр требуют особой подготовки организма ребенка для их проведения. Для этого в детском саду необходимо применять только те игры, которые дадут детям возможность быстрее овладеть элементами спортивных игр. С этой целью самое большое внимание следует уделять играм с мячом. В этих играх дети овладеют навыками ловли, бросания, метания. Наблюдения и проведенные исследования позволили сделать вывод, что игры с мячом являются прекрасным средством физического и нервно-психического развития.

Для того чтобы ребенок успешно овладел навыками спортивных упражнений и научился играть в спортивные игры, необходимо постоянно повторять и закреплять эти умения во время прогулок.

В июне, мае и сентябре можно кататься на велосипеде, играть в бадминтон и настольный теннис. В октябре - ноябре и в марте - апреле использовать элементы футбола, баскетбола, прыжки через скакалку, упражнения с мячом и обручами. В декабре - феврале - ходьба на лыжах, скольжение по ледяным дорожкам, игры в снежки, хоккей на снегу без коньков.

3.Практическая работа для воспитателей

А сейчас я предлагаю несколько практических упражнений:        

Игры, задачами которых являются:

  • Формирование внимания
  • Соблюдение правил техники безопасности
  • Формирование команды и осознание своей роли в команде
  • Умение нести ответственность за свои действия
  •  Умение соблюдать правила

Итак, спортивные игры - самостоятельные виды спорта, связанные с игровым противоборством команд или отдельных спортсменов, и проводящиеся по определенным правилам.

Список литературы:

1. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ/Под ред. З. И. Берестовой. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

2. Волошина Л. Н., Курилова Т. В. Игры с элементами спорта для детей 3–4 лет. Программа «Играйте на здоровье» и технология ее применения в ДОУ. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.

3. Интернет ресурсы.

Семинар-практикум для воспитателей «Спортивные игры как средство повышения интереса у детей к физической культуре» Галина Астапенко