Консультация "Использование мнемосхем для активизации связной речи дошкольников"

Малышева Татьяна Михайловна

Одна из основных задач дошкольного учреждения - обучение детей связной речи, т.е. умение четко, последовательно излагать свои мысли. Для многих детей характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Кроме того, большинство таких детей страдает нарушением внимания, несовершенством логического мышления.

Один из факторов, облегчающий процесс становления связной речи - наглядность, по мнению С.Л.Рубинштейна и др. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

Второй вспомогательнй фактор - это создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный советский психолог Л.С.Выготский. О н отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.

У детей затруднения возникают при составлении описательного рассказа о предметах. Вот основные из них:

- самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки;

- установить последовательность изложения выявленных признаков;

- удержать в памяти эту последовательность, которая является планом рассказа-описания.

Как помочь детям в решении этих непростых задач.

Мнемоника или мнемотехника (в переводе с греческого - "искусство запоминания") - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциации.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. 

Цель обучения с ее использованием - развитие памяти разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения.

Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. И если мы хотим развивать у ребенка воображение, способность к замещению и различным преобразованиям, то надо учить его "читать" графическую аналогию.

Графическая аналогия - умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ (или несколько образов), отражая им общие признаки объекта, и замещать предметы, т.е.пользоваться заместителями.

Как работать с мнемотаблицами и мнемодорожками

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

Занятие состоит из нескольких этапов, в течение которых педагогом осуществляются следующие задачи:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. Например, домик - крыша, волк - зубами щелк и т.д.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы) т.е. происходит отработка метода запоминания. Например "Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка-норушка".

4 этап: Делается графическая зарисовка мнемотаблицы

5 этап: Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: "Какая сказка "спряталась" ы таблице? Про кого эта сказка?".

Примечание:

Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса - рыая плутовка; цыплята - желтого цвета; мышка - серая - и другие образы.

Что является опорным в таблице

Опорным в таблице являются изображения главных героев сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое "завязано" вокруг ее главных героев.

Что можно изображать в таблице

В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно изобразить все то, что вы посчитали нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Используются обучающие мнемотаблицы, т.е. такие, которые несут в себе обучающую информацию, как правило, еще незнакомую детям. При этом осовную задачу берет на себя педагог, который показывает и доводит до детей то содержание, которое он вложил в таблицу.

Детям младшего дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать через мнемодорожки. Мнемодорожка также несет обучающую информацию, но в большом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка.