Дидактические игры в дошкольном возрасте.

Игра в дошкольном возрасте - ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания детей. С её помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка. Если в игре ребенок, действуя предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если ребёнка бездействуют. Поэтому особенно полезны игры, в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали. С помощью таких игр ребята учатся родному языку, знакомятся со свойствами предметов, при этом у них развивается наблюдательность, сообразительность, ловкость. Детские игры отличаются большим разнообразием: подвижные, строительные, творческие, дидактические, игры-драматизации. В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участника. Они заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем в самостоятельной игре. Через содержание дидактических игр у детей формируются правильные представления, отношение к явлениям общественной жизни, природе, к предметам окружающего мира. Дети приучаются к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей. Все дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и активизируются словарь, формируется правильное звукопроизношения, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Задачи многих дидактических игр научить детей составлять самостоятельно рассказы о предметах, явлениях природы и общестаенной жизни. Психологическое значение дидактической игры заключается в том, что в игре формируется важное качество личности ребенка - способность к самооценке: своей ловкости, умений, успехов сравнительно с другими детьми. Дидактические игры имеют большое значение в нравственном, трудовом, эстетическом и физическом воспитании. В нравственном формируется - бережное отношение к предметам, игрушкам, знания о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных качествах. В трудовом - интерес к людям разных профессий, навыки труда при изготовлении наглядного материала для дидактических игр. В эстетическом - содержание материала в чистоте, отметка красивого поступка ребенком: помощь другому, поддержка. В физическом - игра создаёт положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие. Двигательная активность повышает умственную деятельность, развивает мозг ребенка. Коллективная деятельность - игра детей, также является сама по себе мощным оздоровительным фактором. Включая дидактические игры в педагогический процесс, воспитатель отбирает те из них, которые доступны для детей его группы, соответствуют их возрастным возможностям, чтобы поставленная цель была достигнута.