Значение дидактической игры для детей дошкольного возраста.

Игра в дошкольном возрасте - ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С её помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребёнка. Если в игре ребёнок, действуя предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если руки ребёнка бездействуют. Поэтому особенно полезны игры, в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали. С помощью таких игрушек и игр с ними ребята учатся родному языку, знакомятся со свойствами предметов, при этом у них развиваются наблюдательность, сообразительность, ловкость. 

Детские игры отличаются большим разнообразием: подвижные, строительные, дидактические, игры-драматизации. Всё многообразие детских игр объединено в две большие группы. В первую входят самостоятельные иры, в которых дети самостоятельно ставят цель игры, выбирают средства для реализации игрового замысла, проявляют самодеятельность, фантаазию, творчество. Ко второй группе относятся игры с правилами. Правила придумывают взрослые с целью обучения и воспитания детей, а они должны строго выполнять эти правила. Дидактические игры занимают первостепенное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством взрослого, а затем и в самостоятельной игре. Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственныей опыт ребёнка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).

Необходимо отбирать игры для детей в соответствии с их возрастом, так как легкая дидактическая ира или слишком сложная могут в равной степени не вызывать интереса у ребёнка, тогда поставленная цель не будет достигнута.

Дидактическая игра встречается в разных видах воспитания: умственном, нравственном, трудовом, эстетическом и физическом. В умственном воспитании у детей формируются правильные представления, отношение к явлениям общественной жизни, природе, к предметам окружающего мира. в игре у детей систематизируются, углубляются знания о Родине, о людях разных профессиий, о труде, о людях разных национальностей. Дидактическим играм всегда придавалось большое значение в развитии у детей умственной активности. Дети приучаются к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей. Самое важное для развития мышления - уметь пользоваться знаниями, уметь думать, систематизировать и анализировать. Все дидактические игры способстуют решению одной из главных задач умственного воспитания: развитию речи! Пополняется и активизируется словарь,формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение првавильно выражать свои мысли, чсоставлять самостоятельно рассказы о предметах, явлениях природы и общественной жизни. Мышление и речь в таких играх находятся и развиваются в неразрывной связи. Речь активизируется при общении детей в игре, решении спорных вопросов. при этом развивается способность аргументировать свои доводы, утверждения.

В нравственном воспитании через дидактическую игру формируются конкретные нравственные представления о бережном отношкении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных, нравственных качествах личности человека, об отрицаитель ном отношении к аморальным проявлеиям6 хитрости, трусости, лживости, лености. психологическое значение дидактической игры заключается в том, что  в игре формируется важное качество личности ребёнка - способность к самооценке своей ловкости, умений, успехов сравнительно с другими детьми. В центре внимания - воспитание нравственных чувств и отношений: уважение к людям труда, защитникам Родины, любовь к Родине, её столице - Москве, родному краю. 

В трудовом воспитании содержание дидактических игр должно обеспечивать формироывание у детей уважения к трудящемуся человеку. интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении наглядного материала для игр: карточки, фишки, коробки. Если ребята сами готовят атрибуты для игр, они потом бережнеее к ним относятся. Это также хорошее средство воспитания первоначального трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда.

В эстетическом воспитании также с помощью дидактических игр решаются различные задачи: гигиеничность материала, его внешний вид6 красота, аккуратность, прочность. Материал должен быть ярким, красивфым, привлекать внимание детей, вызывать желание играть с ним. Воспитатель также наблюдая за детьми в игре, отмечает красоту поступков: помощь кому-либо, поддержка в трудную минуту, обучение кого-либо ире.

В физическом воспитании значение дидактической игры рассматривается с их оздоровительного влияния на организм ребёнка. Игра создаёт полдожительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем определённое напряжение нервной системы. Двигательная активность во время игры повышает умственную деятельность, развивает мозг ребёнка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук.  Это подготавливает руки ребёнка к письму, изобразительной деятельности, т.е. будущему обучению в школе. Важно, чтобы движение сочеталось со словом: дети прячут, ищут, при этом задают наводящие вопросы, действуют в соответствии с сигналом. Всё это создаёт радостное настроение, повышает эмоциональный тонус. Положительная оценка выполнения детьми игрового задания вызывает положительный отклик, а это отражается на его самочувствии.

задачи какого бы воспитания не решала дидактическая игра польза её очевидна для развития ребёнка, его воспитания и обучения, всестороннего развития.