ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютерами и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Психологи утверждают: дошкольный возраст – сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.

Усвоение дошкольником звуковой стороны слова – длительный процесс. Он осуществляется в различных видах деятельности детей.

В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания звуковой культуры речи является игра. Игра имеет важное значение в умственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Таким образом, тема актуальна тем, что дидактические игры и игровые упражнения дадут воспитателю возможность проводить занятия по звуковой культуре речи более живо и интересно. Вот в этом и видится основная проблема – как достичь эффективного использования дидактическихигр, так как это самый эффективный метод воздействия на ребенка, ведь игра – основной вид его дельности.

Проблема определила основную темуработы – «Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей». Таким образом, объект исследования – воспитание звуковой культуры речи детей 4-5 лет. Предметисследования– использование дидактической игры как средства воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

Цель работы - изучение роли дидактической игры в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме воспитания звуковой культуры речи у дошкольников.
  2. Дать характеристику особенностей звуковой культуры речи детей 5-6 лет.
  3. Изучить средства воспитания звуковой культуры речи.
  4. Систематизировать дидактические игры по звуковой культуре речи, доступные детям 5-6 лет.

Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи). Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

1) воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание и его направление), фонематический слух, способность воспринимать данный темп и ритм;

2) развивать артикуляционный аппарат;

3) воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения;

4) формировать правильное произношение всех звуков родного языка.

5) вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также снова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;

6) развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка;

7) воспитывать интонационную выразительность речи, т. е., умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Наиболее удачным средством воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста, является дидактическая игра.

Дидактические игры способствуют развитию их познавательной активности, улучшения произношения, расширению активного словаря, углублению интереса к языку. Почти все игры – многоцелевые. Следовательно, педагог неоднократно может возвращаться к ним, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.

Структура дидактической игры включает:1) задачу;2) действие;3) правила;4) результат, заключение игры.

Цель игры всегда имеет два аспекта:

1) познавательный, то есть то, чему, мы должны научить ребёнка, какие способы действия с предметами хотим ему передать.

2) воспитательный, то есть те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

В работе систематизированы дидактические игры, направленные на воспитание звуковой культуры речи, доступные детям 5-6 лет.

Примеры дидактических игр для развития звуковой культуры речи детей:

1) "Заводные игрушки"Заводим ключиком механические игрушки (игрушки - это дети). Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.

Ж - полетел жучок;

Р - затарахтел игрушечный мотоцикл;

Ц - запрыгала белочка;

Ф — зафыркал ёжик.

2)"Волшебный кубик". Используем в игре2-3 кубика с картинками. На гранях наклеены картинки - самолёт, паровоз, комар и т.д. Ребенок говорит:

"Вертись, крутись, на бочок ложись ", - и кидает кубик.

Вверху оказывается какая-нибудь картинка. Дошкольник изображает то, что на ней нарисовано, и произносит соответствующий звук. Например, если нарисован самолёт, то летает и гудит: У-У-У.

3) "Подскажи кукле звук". Кукла очень торопится, поэтому некоторые слова выговаривает плохо: не все звуки слышны.

Просим поправить куклу, где необходимо: На солнышке грелся черноухийкотено... (К). На него смотрел белолапыйщено...(К). Он хотел его догна... (Т'). А рядом по двору гулял важныйпету... (X). За ним бегали куриц... (Ы) и цыплят... (А). Хозяйка вынесла всем кор... (М)и т. д.

4) "Любопытный". На любой вопрос ведущего можно называть только те слова, которые начинаются со звука Б.

  • Где был?-На балконе.
  • Кого видел?- Бульдога.
  • Куда поедешь?- В Бразилию.
  • Кем работаешь? - Бухгалтером и т.д.

Таким же образом отрабатываются другие звуки.

5) "Изобрази предмет, который начинается с того же звука, что и твоё имя". Спрашиваем у ребенка, с какого звука начинается его имя. Например:

Девочку зовут Катя. Какой первый звук в её имени? К. Названия, каких предметов начинаются с этого же звука?– Кошка, канат, камень и т.п.Как изобразим кошку (канат, камень и т.п.)?

В работе рассмотрены проблемы воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста, проанализировали различные точки зрения ученых, психологов и логопедов А.И Максакова, Штерн, И.П. Павлова, Н.Х. Швачкина, Д.Б. Эльконина, С.Н. Ржевкина. На основе этих трудов разработаны рекомендации и предложения о методах и приемах воспитания звуковой культуры речи детей 5-6 лет на примере дидактических игр.

Использование дидактической игры в звуковой культуре речи в детском саду является одной из возможностей развития. Дидактические игры следует активно включать в работу с детьми, чтобы активизировать познавательную деятельность детей.

Дидактическая игра и может быть использована на всех этапах развития речи детей. Она должна в полной мере помочь решить как образовательные задачи, так и задачи развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.