Основные принципы физической культуры с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Сухенко Марина Викторовна

Оптимальное сочетание различных видов ежедневных занятий физическими упражнениями и подвижными играми помогает обеспечить рациональную двигательную активность детей. Необходимо предусмотреть такое соотношение всех форм работы по физическому развитию в течение года, квартала, месяца, дня, которое способствует решению образовательных, оздоровительных, воспитательных задач в сочетании с развитием физических качеств, совершенствованием функциональной деятельности детского организма, повышением его работоспособности.

Для решения оздоровительных, образовательных, воспитательных и специальных задач физического развития детей с ФФНР, ТНР, ЗПР  и УОЛС используются различные его формы, учитывающие особенности развития наших детей.

 

Формы реализации раздела «Физическое развитие»

Совместная образовательная деятельность педагогов с детьми

Самостоятельная деятельность

Образовательная деятельность

Непосредственно

Образовательная деятельность

детей

в семье

образовательная деятельность

в режимных моментах

 

 

Физкультурные занятия:

- классические

- сюжетно-ролевые,

- тематические;

- музыкально-ритмические;

- интегрированные;

- игровые (на основе подвижных

игр);

- познавательные (фольклор,

Олимпийское движение, и др.);

Оздоровительно-коррекционные

занятия с включением

корригирующей гимнастики:

- игровые;

- сюжетно-игровые;

- сюжетно-ролевые.

Общеразвивающие упражнения:

- с предметами;

- без предметов;

Индивидуальная работа с детьми.

Игровые упражнения.

Игровые ситуации.

Утренняя гимнастика:

- классическая;

- игровая;

- музыкально-ритмическая;

- полоса препятствий;

- имитационные движения.

Физкультминутки.

Динамические паузы.

Подвижные игры.

Игровые упражнения.

Игровые ситуации.

Проблемные ситуации.

Имитационные движения.

Физкультурные праздники и

досуги.

Гимнастика после дневного сна:

Подвижные игры.

Анкетирование

Игровые упражнения.

Консультации.

Имитационные движения.

Беседы.

 

Совместные игры.

 

Участие в открытых занятиях,

 

физкультурных досугах,

 

праздниках.

 

Занятия в спортивных секциях.

 

Посещение бассейна.

 

Походы.

 

 

Методы физического развития

Наглядные:

Словесные:

Практические:

• наглядно-зрительные приемы (показ

физических упражнений, использование

наглядных пособий, имитация,

зрительные ориентиры);

• наглядно-слуховые приемы (музыка,

песни);

• тактильно-мышечные приемы

(непосредственная помощь воспитателя)

• объяснения, пояснения, указания;

• подача команд, распоряжений,

сигналов;

• вопросы к детям;

• образный сюжетный рассказ, беседа;

• словесная инструкция

 

 

• повторение упражнений без изменения

и с изменениями;

• проведение упражнений в игровой

форме;

• проведение упражнений

в соревновательной форме

 

 

 

Методы реализации раздела «Физическое развитие»

Практические методы

 

Практические методы применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений.

 

Повторение упражнений

Сначала, чтобы создать мышечные ощущения, целесообразно повторять упражнения без изменения и в целом. На фоне такого целостного выполнения идёт освоение элементов техники.

 

Проведение упражнений в игровой форме

Этот метод применяется для закрепления двигательных навыков и развития физических качеств в изменяющихся условиях

(например, внезапные изменения ситуации по ходу игры побуждают действовать быстрее, боле ловко).

Проведение упражнений в соревновательной форме

 

При выполнении физических упражнений в соревновательной форме возникает особы физиологический и эмоциональный фон, что усиливает воздействие упражнений на организм ребёнка, способствует проявлению максимальных функциональных возможностей и психических сил. При этом предъявляются более высокие требования к физическим и морально-волевым качествам (решительность, честность, благородство и т.д.).Но соревновательный метод следует использовать осторожно. Он может вызвать сильное нервное возбуждение, отрицательно сказаться на самочувствии и поведении детей.

 

Наглядные методы

К этой группе методов относятся: показ физических упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, диафильмы и т.д.), имитации (подражания), зрительные ориентиры (предметы, разметка зала), звуковые сигналы.

 

Словесные методы

 

К данной группе методов относятся следующие: название упражнений, описание, объяснение, указания, распоряжения, команды, вопросы к детям, рассказ, беседа и другие.

В работе с детьми в группах компенсирующей направленности с ТНР, ЗПР словесные методы сочетаются и используются вместе с практическими и наглядными. Словесные методы активизируют мышление ребёнка, внимание, память, способствуют созданию более точных зрительных представлений о движении.

Известно, что временные связи устанавливаются в коре головного мозга быстрее и прочнее, когда мышечно-двигательный раздражитель сочетается с речедвигательным. Благодаря такому сочетанию в дальнейшем легко удаётся оживить след зрительного образа движения путём

оживления следа словесного обозначения (название упражнения вызывает отчётливое представление о нём). И наоборот, при наблюдении за выполнением физических упражнений оживляется след словесного обозначения. Таким образом, словесные обозначения могут быть такими же раздражителями, как и физические упражнения. С помощью слова детям сообщают знания, дают задания, повышают интерес к их выполнению, анализируют и оценивают достигнутые результаты.

Средства физического развития

 

Физические упражнения

Эколого-природные факторы

Гигиенические факторы

 

 

 

 

Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются следующие средства: физические упражнения, эколого-природные факторы (естественные силы природы), психогигиенические факторы. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека.

 

Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляют обязательное условие для решения задач физического воспитания. Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Например, занятие физическими упражнениями лучше содействует развитию костной и мышечной системы. Чистота помещений, физкультурного инвентаря, игрушек, одежды, обуви служат профилактикой заболеваний. Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Соблюдение твердого режима дня приучает к организованности, дисциплинированности и т.д.

 

Эколого-природные факторы (естественные силы природы) - солнце, воздух, вода - усиливают положительное влияние физических упражнений на организм, повышают работоспособность человека. В процессе занятий физическими упражнениями на воздухе при солнечных излучениях или в воде (плавание) возникают положительные эмоции, повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма (больше потребляется кислорода, усиливается обмен веществ и т.д.). Кроме того, естественные силы природы могут использоваться и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи, механического воздействия на тело человека. Воздух с лесов, садов, парков, содержащий особые вещества - фитонциды, способствуют уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом, благотворно влияет на организм человека. Солнечные лучи способствуют отложению витамина «Д» под кожей, убивают различные микробы и охраняют человека от заболевания рахитом. Для разностороннего влияния на организм следует использовать все естественные силы природы, целесообразно их сочетая.