Сенсорная интеграция - залог гармоничного развития ребёнка

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», утверждал  В. А. Сухомлинский.  И это несомненно так, ведь сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. Это очень важная, хотя и  не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

ИГРЫ С  СЫПУЧИМИ МАТЕРИАЛАМИ  способствуют  сенсорному развитию.

Познание  детей проходит через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов – зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.

В качестве наполнителя песочницы можно использовать различные сыпучие материалы, например крупы: манную, гречневую, рис, горох, фасоль.

Организация игр с такими материалами обеспечивает разнообразие ощущений, активизирует развитие сенсорной системы детей.

Внешне простые манипуляции с сыпучими материалами: пересыпание, перебирание, закапывание мелких предметов – позволяют значительно уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение.

Перед началом игр рекомендуется сделать массаж. С помощью массажного мячика, карандаша с острыми гранями и другими предметами. Это способствует усилению тактильных ощущений, стимулирует мышцы рук.

Игра «Знакомство».

Взрослый (воспитатель) предлагает поздороваться с песком: сначала слегка дотронуться, потом погрузить в песок пальчики. Ребенок с помощью взрослого легко сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу, далее дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной.

Игра «Необыкновенные следы».

- «Идут медвежата»: ребенок с помощью взрослого кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

- «Прыгают зайчики»: ребенок с помощью взрослого кончиками пальцев ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

- «Ползут змейки»: ребенок с помощью взрослого пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

- «Бегут жучки-паучки»: ребенок с помощью взрослого двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

Игра «Дождь».

Захватывает горсть песка, сильно его сжимая, приподнимает руку и постепенно ослабляет. Для активизации речевого развития сопровождаем словами: кап, кап, кап. Выполняем упр. Каждой рукой и одновременно двумя. Далее  родитель может сыпать на руку ребенка, а тот на руку взрослого.

Игра «Прятки».

Родители управляют движениями рук ребенка в поисках фигурки или камешка. Потом сами дети могут спрятать камушки, а родители постараются их найти.

Пересыпание ложкой Для чего нужно: развитие координации движений, внимания, развитие умения пользоваться ложкой.

Пересыпание через воронку Для чего нужно: развитие координации движений, внимания и концентрации. Также наблюдение за пересыпающейся манкой успокаивает малыша и снимает нервное напряжение.  

Рисование на манке (пальцем, палочкой, кисточкой) – рисование разных дорожек; зигзагообразные и круговые движения ладошками по манке – едет машинка, ползет жук, крутится карусель… – нажимать на манку кулачками костяшками пальцев – сравнивать, на что похож отпечаток; – оставлять следы одновременно разным количеством пальцев. Придумать кто оставил следы; Для рчего нужно: развитие координации, умения концентрироваться, снятие нервного напряжения, развитие фантазии, подготовка руки к письму  

Просеивание - тазик с манкой и некоторое количество крупных бобовых (фасоль, горох), небольшое сито, миска.

Для чего нужно: развитие координации движений, умения концентрироваться, познание свойства предметов (мелкая манка просыпается, а крупная фасоль нет)

Перебирание (например, смешаны горох и фасоль);

Вкладывание фасоли в бутылку

Для чего нужно: развитие «пинцетного захвата», развитие координации движений, развитие умения концентрироваться..

Вдавливание  (в тесто, пластилин)