«Психологические упражнения на снятие напряженности для детей с ОВЗ и развитие когнитивных навыков общения»

Хурматова Миляуша Миннераисовна

Психологические упражнения на снятие напряженности для детей с ОВЗ и когнитивных навыков общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день уважаемые коллеги!

Тема моего выступления «Психологические упражнения на снятие напряженности для детей с ОВЗ и развитие когнитивных навыков общения»

В последнее время значительно увеличилось количество детей с ОВЗ, поступающих в дошкольные учреждения, что несомненно требует от педагогов дошкольных образовательных учреждений соответствующей подготовки, разработки более совершенных методов и средств, способствующих социальному становлению личности дошкольника. Эти дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром.

Я предлагаю  разнообразные методы и приемы коррекционно- развивающей работы с детьми имеющими проблемы в эмоционально- волевой сфере, помогающие ребенку осознать свое эмоциональное состояние, проговорить его и скорректировать.

Цель заключается в том , помочь педагогам научить ребенка осознанно относиться к своим эмоциям и чувствам; развивать у детей умение управлять своими эмоциями и чувствами, создание комфортной эмоциональной среды в детском коллективе.

Эти упражнения могут быть использованы педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами педагогами, родителями.Процесс проведения игр предполагает гибкость и творческий подход. Содержание можно изменять, дополнять. Игры могут усложняться или упрощаться в зависимости от проблем и успехов детей

Включенные игры и упражнения рекомендуется проводить в течение дня в любое время в режимных моментах, в индивидуальной работе, исходя из эмоционального состояния воспитанников, очень эффективно в утренние часы приема.

Упражнение «Солнышко»

Цель: снятие эмоционального напряжения, сплочение коллектива.

Дети встали в круг. Взялись за руки. Бесшумно поднимаются на носочки, делают глубокий вздох, бесшумно опускаются и делают выдох. Улыбаются.

Упражнение«Моё настроение»

Цель: помочь ребенку осознать свои эмоции и выразить их словесно; воспитывать чувство сопереживания.

Алгоритм действий: с детьми заранее обговаривается 5 цветов эмоционального состояния (радость, спокойствие, грусть, злость, скука). Далее педагог пускает сундучок по кругу и предлагает каждому ребенку выбрать ленточку такого цвета, какое у него настроение на данный момент. После того, как все дети возьмут по ленточке, педагог предлагает каждому ребенку назвать свое настроение и объяснить причину. После этого предлагает всем детям помочь исправить плохое настроение своего товарища (когда такое есть), сказав ему какой – либо комплимент. Затем ребенку предлагается повторно выбрать ленточку и назвать своё настроение.

Можно проводить несколько раз в день, в зависимости от ситуации под спокойную музыку.

Упражнение «Баночка- кричалочка»

Цель: помочь детям снять эмоциональное напряжение.

Алгоритм действий: педагог предлагает гиперактивным детям спрятать свой крик в баночку. Для этого необходимо снять с баночки крышку и громко крикнуть в нее, после чего опять закрыть крышку и поставить баночку на место.

Как правило, после этого дети успокаиваются.

Упражнение «Подушечка- шептушечка»

Цель: снятие психологического напряжения; развивать умение формулировать своё состояние.

Алгоритм действий: педагог показывает детям подушечку и предлагает поделиться своими переживаниями с подушечкой на выбор: радостью или огорчениями, поясняя, что кроме подушечки это никто не услышит. Для этого свою обиду или огорчение ребенок шепчет в подушечку с той или другой стороны. Поделиться с подушечкой ребенок может в любое время, когда у него назрела необходимость.

Упражнение«Ласковый мелок»

Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущении.

Содержание: Существует хорошее развлечение — рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено.

Данная игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т. к. они, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому мы предлагаем модификацию данной игры.

Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь я нарисую тебе солнце „ласковым" мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим „ласковым" хвостиком? А хочешь я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

Упражнение«Волшебные шарики»

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Содержание: Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик - «болик» — и дает инструкцию: «Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения.

Этюд «Встреча с другом».

Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние дру¬гого человека и умение адекватно выразить свое. Развивать выразите тельные движения.

Ход этюда: Психолог рассказывает детям историю: "У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в го¬роде, а его друг уехал на юг с родителями. Скучно в городе без друга. Про¬шел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!» По желанию дети разыгрывают эту сценку. Выразительные движения: объятия, улыбка, грусть, эмоция радости.

Упражнение«Связующая нить»

Цель: развитие чувства близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга.

Дети сидят и по кругу передают друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что хотят пожелать другим.

«Я рад знакомству с тобой, потому что ты...»

Заключение

Разнообразная игровая деятельность является естественной средой общения для ребенка и имеет внутренний смысл, приводит внешний мир в соответствие с имеющимися у ребенка представлениями. Игра погружает ребенка в самоисследование, учит понимать себя и справляться с трудностями.

Использование игр и упражнений позволяет скорректировать эмоциональное состояние детей с нарушениями в эмоционально – волевом развитии, помогает таким детям социализироваться в обществе сверстников и подготовиться к смене видов деятельности: из игровой в дошкольном в учебную в школьном возрасте.