Мастер-класс для воспитателей. Тема: «Системно - деятельностный подход – основа организации образовательного процесса в ДОУ»

Воронцова Ирина Юрьевна

 

Система дошкольного образования перешла на новый этап. В основу стандарта заложен системно-деятельностный подход, реализация которого нацелена на формирование развитой личности, она помогает раскрепостить детей, развивает у них самостоятельность, учит творчески мыслить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей

«Системно - деятельностный подход –

основа организации образовательного процесса в ДОУ»

Древняя китайская пословица гласит: «Дайте человеку одну рыбу, и он получит пропитание на день, научите его ловить рыбу, и он получит пропитание на всю жизнь». 

Система дошкольного образования перешла на новый этап. В основу стандарта заложен системно-деятельностный подход, реализация которого нацелена на формирование развитой личности, она помогает раскрепостить детей, развивает у них самостоятельность, учит творчески мыслить.

Для детей дошкольного возраста образовательная деятельность в системно-деятельностном методе включает в себя шесть последовательных шагов (этапов):

  1. Введение в ситуацию,
  2. Актуализация знаний,
  3. Затруднение в ситуации,
  4. Открытие детьми нового знания (способа действий),
  5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребёнка,
  6. Осмысление (итог).

Предлагаю вам рассмотреть поэтапную реализацию всех шести шагов деятельностного метода, но… так как мы с вами уже давно не дети, применим этот метод к ситуации из нашей взрослой жизни.

- Скажите, вы когда-нибудь играли в футбол?

- Где вы видели, как в него играют и кто?

- А какие предметы (инвентарь) необходимы?

- А вот я не играла в футбол и не знаю, с чего начать. Помогите мне, пожалуйста

 подскажите, что нужно делать ?

-Что же вам предстоит сделать? Помочь выбрать инвентарь, разделиться на команды.

Итак, мы прошли первый этап образовательной ситуации «Введение в ситуацию».

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую «детскую цель»).

Для этого воспитатель включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с личным опытом. Инструктор по физкультуре обязательно выслушивает каждого, кто хочет высказаться.

Эмоциональное включение детей в беседу (поговорить о себе им всегда приятно!) позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.

Следующий этап образовательной ситуации «Актуализация знаний».

- Давайте подумаем, что нам с вами необходимо, чтобы сыграть в футбол.

Мяч, ворота, знаки отличия команд, обувь… (принимаются все ответы)

Окончанием этапа «Актуализация знаний» считается момент, когда дети приступают к выполнению задания, то есть приступают к выполнению пробного действия.

Этот этап можно назвать подготовительным к следующим этапам, на которых дети как раз и должны сделать «открытие» для себя нового знания. Здесь мы предлагаем детям различные подводящие упражнения, в ходе которых актуализируются мыслительные операции и опыт детей, необходимые им для самостоятельного построения нового способа действия. Например: «Закати мяч в ворота», « передай мяч другу». При этом дети находятся в игровом сюжете и движутся к своей «детской цели». Но не у всех мяч попадает в цель. Что же делать?

Вот мы с вами и подошли к этапу «Затруднение в ситуации»

Данный этап является ключевым, так как содержит основные компоненты, позволяющие определить верный путь преодоления затруднения.

В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в индивидуальной деятельности. С помощью системы вопросов «Смогли?» - «Почему не смогли?» мы помогаем детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

Данный этап очень важен с точки зрения развития личностных качеств и установок дошкольников. Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться, что правильное поведение в случае затруднения – не обида или отказ от деятельности, а поиск причины и её устранение. У детей вырабатывается такое важное качество, как умение видеть свои ошибки, признавать то, что «я чего-то пока не знаю, не умею».

Этап «Затруднение в ситуации» закончен и начинается следующий этап «Открытие нового знания»

На данном этапе мы вовлекаем детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний.

С помощью вопроса «Что нужно делать, если что-то не получается?» мы побуждаем детей  к выбору способа преодоления затруднения.

В старшем возрасте дети узнают, что можно «спросить» у книги, познавательного фильма, поисковой системы интернет… Постепенно представления детей об источниках получения знаний расширяются и систематизируются.

В старшем дошкольном возрасте добавляется ещё один способ преодоления затруднения: «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу». Используя проблемные методы (подводящий диалог, побуждающий диалог), мы организуем самостоятельное построение детьми нового знания, которое фиксируется детьми в двигательном опыте.

- Каково положение тела при ударе по мячу? Варианты ответов

- Как правильно прицелиться по воротам? Какие правила игры?

-Но я этого не знаю. Что нужно делать, если чего-то не знаешь? Спросить у того, кто знает.

- Мне не у кого спросить, я тоже не всё знаю? Можно обратиться к интернету.

- Обращайтесь и покажите, как это сделать.

Этап «Открытие нового знания» завершён. Мы узнали, как правильно забить мяч в ворота. Кто ведёт счёт. Какие правила?

Таким образом, на этапе «Открытие нового знания, (способа действия)» дети получают опыт выбора метода решения проблемной ситуации. Выдвигают и обосновывают гипотезу, самостоятельного (под руководством взрослого) «открытия» нового знания.

Следующий этап «Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений». На этом этапе мы предлагаем детям ситуации или дидактические игры, в которых новое знание используется с освоенными ранее знаниями. Для этого мы ставим вопросы: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?». Здесь мы развиваем у детей умения самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий для решения новых задач, преобразовывать способы решения.

Мы применили знания, как играть в футбол.

Вот мы и подошли к последнему этапу «Осмысление»

Этот этап также важен, так как здесь происходит фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

С помощью системы вопросов «Что за игра?» - «Какие правила?» - «Какой инвентарь и атрибуты?» мы помогаем детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. Далее с помощью вопроса «Почему вам это удалось?» мы подводим детей к тому, что они достигли «детскую» цель благодаря тому, что узнали что-то новое и чему-то научились. Таким образом, мы сводим «детскую» и учебную «взрослую» цели и создаём ситуацию успеха: «Вам удалось…, потому что вы узнали (научились)…».

Таким образом, познавательная деятельность приобретает для ребёнка личностно значимый характер, у детей развивается любознательность, постепенно формируется учебная мотивация.

- Скажите, чем вы сегодня занимались? Как вам это удалось? Спасибо вам за помощь.

И последний этап «Осмысление (итог)» завершён.

Итак, мы с вами рассмотрели и проиграли целостную структуру применения деятельностного метода в образовательной ситуации для детей дошкольного возраста. Человек достигает результата, только делая что-то сам.

Бернард Шоу сказал: «Единственный путь, ведущий к знаниям это деятельность».