«Профилактика нарушений осанки у детей».

Виноградова Валентина Викторовна

ГБДОУ № 24 Приморского района г. Санкт-Петербург.

Автор: инструктор по Ф.К. Виноградова Валентина Викторовна.

СТАТЬЯ.

Тема: «Профилактика нарушений осанки у детей».

За воспитание здорового ребенка и формирование у него нормальной осанки несут ответственность родители, педагоги и медицинские работники, а после достижения совершеннолетия и сам ребенок уже должен заботиться о своем здоровье.

Практически здоровые дети составляют сегодня лишь 1 – 4 % от всего детского населения.

Количество детей с нарушением осанки за последние 20 лет увеличилось в 3 раза. В среднем четыре ребенка из пяти имеют видимые деформации опорно-двигательного аппарата. В два раза увеличилась частота выявления тяжелых форм сколиоза. Каждый четвертый ребенок имеет третью группу здоровья. Но главное и ключевое звено этих причин – это недостаток развивающей двигательной активности ребенка, а по сути , навязанная ребенку обществом гиподинамия (малоподвижный образ жизни).

Вот только некоторые факты:

Физическая потребность ребенка в движении для нормального роста и развития составляет 18 – 20 тысяч движений в сутки. Большинство детей реализуют только 50 – 70 % этой потребности. Приходя же в первый класс школы, ребенок вынужденно, в силу организации режима школьной жизни в два раза снижает свою двигательную активность.

Или другой пример:

Самое неблагоприятное положение, которое ведет к нарушению осанки – это положение СИДЯ. Ребенок вынужден проводить в этом положении в условиях школы или детского сада, время в четыре раза превышающее физиологическую норму. Мы часто слышим замечания и окрики по отношению к активно играющему ребенку: «сядь, успокойся, не бегай, и т.п.» Да, ведь это так. Многие воспитатели могут возразить, что чрезмерная активность ребенка может привести к травме. Но мы педагоги должны следить за детьми, наблюдать за их играми. Если ребенок проявляет себя слишком активно и быстро, тогда ему нужно сделать замечание или предложить другую малоподвижную игру, а не сажать возле себя на длительное время и уж тем более не запрещать какой-либо род двигательной деятельности. Нарушения осанки, которые первыми об ычно замечают родители или педагоги, не должны расцениваться как безобидная, не требующая коррекции, деформация позвоночника или стопы. Почти всегда это первый звонок к развитию или серьезных повреждений аппарата движения (остеохондроз, радикулит, сколиотическая болезнь и прочее) заболевания других органов и систем.

Искривление позвоночника ускоряет развитие или является причиной следующих заболеваний:

Инсульт, бронхиальная астма ,вегетососудистая дистония, гастрит, язва желудка, варикозное расширение вен, гинекологические заболевания. Эти или другие заболевания могут развиваться по следующим причинам: При искривлении позвоночника происходит смещение почти всех внутренних органов. Они давят друг на друга, на сосуды, нервные окончания которые проходят между позвонками, защемляются, происходит недостаточное кровообращение, нет доступа кислорода к внутренним тканям и органам. Вот из-за этого выявляются все наши болезни в лучшем случае к 40 годам, а в худшем после 25 лет. Поэтому, чтобы у ребенку была правильная осанка, чаще обращайте внимание на него, например, когда он сидит. Рисует, пишет, ест, стоит, ходит. Не забывайте, что мы должны выпустить детей в школу не только умственно подготовленными, умеющими читать и писать и т.д., но и физическими подготовленными.

Теперь немного об осанке:

Осанка – характеристика состояния опорно-двигательного аппарата, уровня физического развития и сформулированности поведенческих навыков, отражающих способность человека поддерживать оптимальное эстетическое и физиологическое положение тела и его частей тела при удержании статических поз (стоя, сидя, и т.д.). В младшем дошкольном возрасте осанка легко поддается различным воздействиям внешней среды, как положительным, так и отрицательным. Вот почему важно особенно обращать внимание на формирование осанки именно в этом возрасте, хотя в любом возрасте внешние условия крайне отрицательно отражаются на формировании осанки детей, организм которых ослаблен такими заболеваниями как рахит, частые вирусные инфекции и др. Осанка в различной мере зависит от состояния позвоночника. Позвоночник представляет собой единое целое только у взрослого человека. В первые годы жизни ребенка тело позвонка – это хрящевое оборудование. Процесс окостенения происходит в возрасте 3 – 6 лет. Главную роль в поддержании позвоночника в вертикальном положении выполняют: так называемый мышечный корсет – грудная клетка и брюшной пресс. Поэтому, как можно чаще давать детям такие упражнения, которые укрепляют мышцы брюшного пресса, мышцы груди и спины во время зарядки, бодрящей гимнастики, после различных занятий, когда дети долго сидели. Например: Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса.

И.П. лежа на спине:

1. Поднимание 1-й, 2-х ног поочередно.

2. Упражнение «велосипед», «ножницы».

3. Поднять ноги до угла 30 градусов и удерживать 10-15 секунд.

4. Поднимание головы и удерживать 10-15 секунд.

5. Руки на груди, сесть и коснуться руками скамейки. Упражнения на укрепление мышц спины.

И.П. лежа на животе:

1. «уточка», «кря-кря».

2. Плавание брасом (движения руками в воздухе).

3. «бокс».

4. «качалочка».

5. Поднимание 1-ой ноги поочередно.

1. Упражнения с предметами.

А) С набивным мешочком

Б) С гимнастической палкой

В) Упражнения на фитболах

Упражнения на осанку с мешочком на голове (ходьба вперед, назад, приставным шагом, пружинка, кружение, махи руками и т.п.). Упражнения с гимнастической палкой (палку вверх, вперед, за плечи, за спину, ходьба с палкой за спиной). Упражнения на фитболах (сидя на мяче, стопы стоят на полу впереди, руки вверх, руки в стороны, руки к плечам, руки вперед, руки за голову, повороты влево и вправо, поочередное поднимание ноги вперед, наклоны туловища в сторону и т.д.).

2. Упражнения без предметов.

А) Самовытяжение (И.П. лежа на спине, стопы на себя, руками тянуться вверх).

Б) Встать у стены, приняв правильное положение тела, сделать шаг вперед, немного постоять и снова встать в И.П. к стене.

В) Встать у стены, приняв правильное положение тела, сделать шаг вперед, немного постоять, выполнить несколько пружинок на месте и вернуться в И.П. к стене.

3. К профилактике нарушений осанки можно также отнести и некоторые подвижные игры, например:

А. С мячом в колонне передача над головой.

Б. «Найди свое место» (дети стоят в две шеренги у стен, разбегаются в рассыпную, затем по сигналу снова бегут к стенам и принимают правильную осанку).

В. «Воробьи и вороны» (в две шеренги дети стоят друг к другу спиной, по сигналу дети одной шеренги убегают, а другая догоняет). Все перечисленное на первый взгляд, имеет огромное значение для профилактики нарушений осанки у детей. Из всего сказанного ясно, насколько важна правильная, своевременная диагностика и профилактика различных видов нарушений осанки у детей. Использование литературы:

1. «Профилактика плоскостопия и нарушение осанки у детей дошкольного возраста». Е.В. Сваринь 2017 год.

2. «Осанка и физическое развитие детей» М.Д .Дидур 2017 год.

 

Комментарии

Падалкина Елена Михайловна

Очень важная и нужная информация! Возьму себе на заметку как преподаватель,и как родитель.

Валентина Викторовна,спасибо за полезную информацию. Поднятая вами тема - одна из злободневных проблем, с которой сталкивается учитель начальных классов в первые месяцы обучения детей в 1 классе.