Роль нетрадиционной техники в развитии сенсомоторных способностей у детей раннего возраста

Чемисова Татьяна Федоровна

.Роль нетрадиционной техники в развитии  сенсомоторных способностей у детей раннего возраста

 

Чемисова Татьяна Федоровна, город Нарьян-Мар, ГБОУ НАО «СШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов», воспитатель.

 

 «Техника пластилинографии позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми»       Г.Н. Давыдова                                                                                 

 

Период раннего  детства – один из важных периодов развития человека, который характеризуется высокими темпами психофизиологического созревания /профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания/. Дети появляются на свет с еще не способными к активному функционированию, но достаточно сформированными органами чувств. Пользоваться своими ощущениями они должны еще научиться. Малыш в раннем возрасте сталкивается с огромным многообразием форм, красок и других свойств объектов. Ребенка окружает природа со всеми ее сенсорными признаками: шумами, запахами, многоцветием… Каждый ребенок это воспринимает. Но если это происходит без грамотного педагогического руководства, оно может оказаться поверхностным, неполноценным.

Конкретно для моей группы раннего возраста «Капелька» возникла необходимость заняться с детьми рисованием пластилином потому, что:

-был не совершенен сенсорный опыт /не знали основные цвета, путали синий с зеленым; плохо ориентировались в  формах, величине  предметов/, многим детям дома пластилин был не доступен;

-совершенно не ориентировались в пространстве;

-у некоторых малышей присутствовал тремор руки, моторика пальцев была развита крайне слабо;

-у большей половины детей наблюдалась адаптация к детскому саду средней тяжести.

Была составлена программа «Веселый пластилин», целью которой предусматривалось  - повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности по сенсомоторному развитию детей раннего возраста через занятия пластилинографией. Решались задачи:

- изучить методическую литературу и технологии по теме;

-выявить особенности развития творческих способностей детей раннего возраста;

-способствовать развитию интереса к пластилинографии среди взрослых /помощников воспитателей, родителей/ и детей;

-обучить приемам выполнения изибразительных работ в данной технике;

-побуждать к проявлению индивидуальности,  способствующей  более быстрой адаптации малышей к новым условиям жизни в детском саду;

-способствовать познавательно-творческому и сенсомоторному развитию /восприятие фактуры, цвета, веса, пластичности материала/;

-развивать фантазию, воображение, проcтранственное мышление, мелкую моторику кисти, синхронизацию действий обеих рук;

-формировать эмоционально-волевую сферу детей, развивая начальные навыки самоконтроля за выполненными действиями;

-«поставить» на ступеньку к развитию таланта  ребенка;

-способствовать  эмоциональной разгрузке.

Формы работы:

-совместная деятельность с детьми: рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, готовых работ в технике пластилинографии с целью возникновения интереса к предстоящему творчеству.

-Наблюдения за занятием пластилинографией помощников воспитателей, старших детей, родителей.

-Экспериментирование /смешение цветов; сравнение нагретого в горячей воде пластилина и холодного/; опыты с материалом, цветом.

-Изготовление подарков ко дню Матери «Бусы и звездочки», к 23 февраля  - на диске – «дорисовывание» пластилином деталей танка, к 8 Марта – картинка «Солнышко и подснежники».

-Просмотр слайдов по теме.

-Чтение самосочиненных тематических  потешек, маленьких сказок.

-Дидактические игры с цветом: «Привяжи ниточку к шарику», «Закрой окошко, «Составь цветок», «Построй башню по такого же цвета» и т.д.; формой «Веселый паровозик», «Заштопай одеяло»..,; величиной «Матрешки», «Пирамидки», «Машинки – в свой гараж!...».

            Дети усвоили приемы лепки при активном участии пальчиков и ладони: отщипывание кусочков пластилина от целого; раскатывание круговыми движениями ладоней или пальцев шарика, а прямыми – колбаски; сплющивание - сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы; прикрепление к основе; оттягивание от круга /лучики у солнышка/, от овала /ножки у жука/.

Использовался способ организации чувственного опыта детей - активное обследование предмета перед лепкой в ходе занятий, игр или специальных упражнений. Работа по активному восприятию и наблюдению предмета  с детьми этого возраста проводилась индивидуально и группами. Например,  предлагалось детям подержать в руке помидор, провести по нему рукой, почувствовать его вес, плотность /помидор тяжелый, большой, круглый, красный/; после знакомства с предметом ребенок сам должен будет слепить такой же круглый помидор /или такой же круглый мяч и т.д./. Проводя обследование предмета перед его изображением из пластилина,  концентрировалось детское внимание на этом предмете, малыш знакомился с его конкретными свойствами, т. е. формировался сенсорный опыт ребенка.

Формы отчетности:

-беседы: «Мама, дай пластилин!», «Творим дома!», мини-консультации с родителями, педагогами групп раннего возраста по проблеме развития творчества посредством пластилинографии и ее значении для детей: «Пластилин и быстрая адаптация к ДУ, в чем связь?», «Развиваем сенсорные способности ребенка через занятия с пластилином», «Рисуем пластилином играя»;

-серии групповых тематических выставок детских работ, выполненных индивидуально, в подгруппах, совместно с родителями в уголке «Веселый пластилин»;

-создание группового альбома детских творческих работ; фотогалереи;

-регулярная публикация по результатам работы с пластилином на родительской страничке в «Viber»; публикация работы на сайте «Новые достижения»;

-вовлечение родителей в совместный процесс работы с пластилином через «Пластилиновые заплатки» (домашние ручные умелости), оформление яиц к Пасхе; создание открыток к  праздникам;

- участие в роли куратора Алины Рыбаковой в международном декоративно-прикладном конкурсе «Волшебный мир Пасхи» (Диплом, 1 место) на сайте «Новые достижения».

Сравнительный анализ диагностики на начальном и конечном этапах развития  сенсорных эталонов, ручной умелости подтвердил значимость и эффективность нетрадиционной техники  - пластилинографии в сенсомоторном развитии малышей, кроме этого, дети с удовольствием шли в группу, зная что их пальчики будут опять творить чудеса с пластилином.

Литература

1.Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. Москва, 2008.

2. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей.  Москва 2008. 

3. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. Москва, 2008.

4. Казакова Т.С.  Рисование с детьми дошкольного возраста. Москва,  2004.

5. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. М., 2010.

 

 

 

Комментарии

Бочкарёва Марина Александровна

Очень интересно, спасибо! Возьму на заметку!