План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников старшей группы»

Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников старшей группы». Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности; совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность. 2. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики. 3. Улучшить общую двигательную активность. 4. Содействовать нормализации речевой функции. 5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность. Формы работы: - совместная деятельность воспитателя с детьми; - индивидуальная работа с детьми; - свободная самостоятельная деятельность самих детей. Методы и приемы работы: • Массаж кистей рук • пальчиковая гимнастика, физкультминутки • рисование с использованием шаблонов и трафаретов, нестандартных техник; • пальчиковый театр • лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.) • дидактические игры • игры с мелкими предметами • пазлы, мозаика. Актуальность В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. Одним из немаловажных условий полноценного овладения ребенком навыками письма в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-7 лет не теряет своей актуальности. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом., тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. План работы на 2019-2020 год Сентябрь – май (изучение литературы) 1. О.А.Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» 2. Г.Г.Галкина «Пальцы помогают говорить» 3. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО «ЭКСМО», 2006. 4. «Энциклопедия развивалок» под, ред. Т.Решетник, Е.Анисина и др.-М.:ООО «ЭКСМО»,2011. 5.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007. 6.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. 7.Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. 8.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. 9.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 10.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. Работа с детьми Октябрь 1. Разбор красной и белой фасоли, горох, рис, макароны. 2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки». 3.Обучение детей игре «Шнуровка». 4.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка». 5. Штриховка рисунков 6.Создане с детьми книжки-малышки « Веселый зоопарк», используя способ аппликации. 7.Игра «Я катаю мой орех». 8.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». Ноябрь 1. Игра с прищепками «Маленькие помощники» 2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки». 3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок». 4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник». 5.Настольная игра «Найди фигуре место». 6.Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». Декабрь 1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Человечек». 2.Учить детей одевать и раздевать кукол. 3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка». 4.Конструирование из лего - конструктора «Домик», «Заборчик». 5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы). 6.Пальчиковая игра «Лыжи». 7. Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок» 8. Учить детей изображать пальчиками различные фигуры Январь 1.Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок». 2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам). 3.Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки» или пальчиком) 4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка». 5.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная). Февраль 1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста» 2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии). 3. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка». 4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур. 5.Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации» Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками) Март 1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки». 2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок». 3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья» 4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок». 5.Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (аппликация), «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы - комбинированная аппликация из бумаги и салфеток). 6.Игра «Прищепки» 7.Работа с карандашом: «Соедини все точки друг с другом», «Выбери на рисунке все цветы из других предметов и соедини их друг с другом линиями». Апрель 1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр. 2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО. 3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки». 4.Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта (Веточка мимозы из гороха и цветной бумаги (продолжение работы)). 5.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д. 6.Игры в «сухом бассейне» (найти заданный предмет) 7.Проигрыване с детьми пальчиковым театром р.н. сказок («Пальчиковый театр «Русские народные сказки») Май 1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста», «Спокойного сна!». 2.Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби». 3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки. 4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию). 5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша». 6.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты). 7.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию Работа с родителями Январь Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников» Март Совместное творчество детей и родителей (проект «Книжка своими руками») Самореализация Апрель Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в режимных моментах. Январь-май Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок Планируемые результаты: 1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики. 2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов. Форма отчётности: • Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников. • Провести анкетирование родителей. • Составить картотеку пальчиковых игр. Перспективы на следующий год: 1.Продолжить работу по теме: «Развитие мелкой моторики рук». 2.Изучить новинки методической литературы. 3.В работе с родителями планирую включать беседы, анкеты, совместные праздники.