Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании

АВКСЕНТЬЕВА НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Оно воспитывается с раннего возраста. Дети по своей природе активны. Задача взрослого развивать эту активность, направлять её в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из вас не знакомо стремление ребёнка к самостоятельности. «Я, сам», - говорит он каждый раз когда, взрослые начинают надевать на него рубашку, колготки, кормить его. Взрослые торопятся прийти ребёнку на помощь, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребёнок не может выполнить это самостоятельно: порвёт, упадёт, а взрослый сделает это быстрее и лучше. Разумеется, такие действия причиняют большой вред. Ребёнка лишают самостоятельности, подрывают

 у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Да и себе взрослые не облегчают работы, полезнее было бы потратить время на то, чтобы научить ребёнка необходимыми навыками, делая это настойчиво и терпеливо. На просьбу ребёнка «я сам» - не следует отвечать«Мне некогда», лучше дать ему испробовать свои силы. И родители убедятся, что ребёнок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеться и т. д. Конечно, ребёнок не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует в семье создавать необходимые условия: приспособить росту ребёнка вешалку для одежды, выделить место для игрушек и т. д. Но создания условий ещё не достаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Нужно также правильно руководить их действиями. Обучая детей тем или иным действиям (надеть и снять кофту, завязать шарф и т д., наглядно демонстрировать способ их выполнения. Показ желательно производить в замедленном темпе. Если ребёнку трудно это сделать, нужно ему помочь. Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнить их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребёнка на необходимость действовать определённым образом (полотенце нужно

 

сначала расправить, а потом вешать, чтобы лучше просохло и не упало и т. д.). Это помогает ему быстрее усвоить способ выполнения, понять, что поступать надо именно так. Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить детей пользоваться вилкой, если они не умеют, есть ложкой. Постепенное усложнение требований, поддерживает интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.

Воспитывая самостоятельность, старайтесь реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше хвалите ребёнка, т. к. положительная оценка порождает у него интерес, стремление улучшить свой результат, даёт ему возможность увидеть, чему он научился, а чему ещё нужно научиться. Оценивая то или иное действие ребёнка, следует конкретно указать, что сделано им хорошо, а что ему не совсем удалось. В младшем возрасте дети обладают большой подражательностью. Всё видимое ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Родители должны быть примером для подражания. При воспитании самостоятельности учитывают возрастные способности у детей. Труд должен приносить ребёнку радость и не надо упрекать его в медлительности, т. к. это приведёт к нежеланию принять участие в труде в следующий раз. Опыт придёт постепенно. Сначала нужно вызвать интерес. Важно, чтобы ребёнок усвоил с раннего детства, что работать трудно, но почётно, а труд требует от него больших усилий, упорства и настойчивости.

В формировании у детей навыков самообслуживания и самостоятельности большую помощь могут оказать художественные произведения: Л. Воронковой «Маша – растеряша», К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александровой «Что взяла клади на место».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.43 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Оно воспитывается с раннего возраста. Дети по своей природе активны. Задача взрослого развивать эту активность, направлять её в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из вас не знакомо стремление ребёнка к самостоятельности. «Я, сам», - говорит он каждый раз когда, взрослые начинают надевать на него рубашку, колготки, кормить его. Взрослые торопятся прийти ребёнку на помощь, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребёнок не может выполнить это самостоятельно: порвёт, упадёт, а взрослый сделает это быстрее и лучше. Разумеется, такие действия причиняют большой вред. Ребёнка лишают самостоятельности, подрывают

 у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Да и себе взрослые не облегчают работы, полезнее было бы потратить время на то, чтобы научить ребёнка необходимыми навыками, делая это настойчиво и терпеливо. На просьбу ребёнка «я сам» - не следует отвечать«Мне некогда», лучше дать ему испробовать свои силы. И родители убедятся, что ребёнок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеться и т. д. Конечно, ребёнок не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует в семье создавать необходимые условия: приспособить росту ребёнка вешалку для одежды, выделить место для игрушек и т. д. Но создания условий ещё не достаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Нужно также правильно руководить их действиями. Обучая детей тем или иным действиям (надеть и снять кофту, завязать шарф и т д., наглядно демонстрировать способ их выполнения. Показ желательно производить в замедленном темпе. Если ребёнку трудно это сделать, нужно ему помочь. Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнить их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребёнка на необходимость действовать определённым образом (полотенце нужно

сначала расправить, а потом вешать, чтобы лучше просохло и не упало и т. д.). Это помогает ему быстрее усвоить способ выполнения, понять, что поступать надо именно так. Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить детей пользоваться вилкой, если они не умеют, есть ложкой. Постепенное усложнение требований, поддерживает интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.

Воспитывая самостоятельность, старайтесь реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше хвалите ребёнка, т. к. положительная оценка порождает у него интерес, стремление улучшить свой результат, даёт ему возможность увидеть, чему он научился, а чему ещё нужно научиться. Оценивая то или иное действие ребёнка, следует конкретно указать, что сделано им хорошо, а что ему не совсем удалось. В младшем возрасте дети обладают большой подражательностью. Всё видимое ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Родители должны быть примером для подражания. При воспитании самостоятельности учитывают возрастные способности у детей. Труд должен приносить ребёнку радость и не надо упрекать его в медлительности, т. к. это приведёт к нежеланию принять участие в труде в следующий раз. Опыт придёт постепенно. Сначала нужно вызвать интерес. Важно, чтобы ребёнок усвоил с раннего детства, что работать трудно, но почётно, а труд требует от него больших усилий, упорства и настойчивости.

В формировании у детей навыков самообслуживания и самостоятельности большую помощь могут оказать художественные произведения: Л. Воронковой «Маша – растеряша», К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александровой «Что взяла клади на место».