План самообразования «Развитие мелкой моторики рук, как условие успешного речевого развития детей дошкольного возраста»

Цель:

развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности; создание условий для успешного речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

- создавать условия для улучшения координации и точности движения рук, гибкости рук;

- создавать условия для улучшения мелкой моторики пальцев, кистей рук;

- улучшить общую двигательную активность;

- содействовать нормализации речевой функции;

- развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

- создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

- совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Проблема:

В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.

Согласно данным психологов и физиологов (А. Н. Бернштейн, Арнхейм Р., Выготский Л. С., Обухова Л. Ф.) у детей трех – семи лет слабо развиты мелкие мышцы руки, не совершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении, находятся на стадии развития. Процессу восприятия свойственна динамика, зависящая от особенностей и этапов формирования поведенческого акта и характера ответной деятельности организма. Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребёнок начинает осознавать, что при улучшении моторных функций, он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде.

В свою очередь, детям с различными нарушениями речи сложнее развить эти навыки, так как обще моторная сфера характеризуется замедленными, неловкими, скованными, не дифференцированными движениями.

Это и послужило выбору темы по самообразованию: «Развитие мелкой моторики рук, как условие успешного речевого развития детей дошкольного возраста»

Актуальность:

Самым первым и ответственным звеном в общей системе народного образования является дошкольная образовательная организация. Именно в дошкольном возрасте ребенок овладевает родным языком, что является для него одним из самых важных приобретений.

В настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития. Все чаще встречаются дети со стертой формой дизартрии, а так как двигательные расстройства при данной патологии являются центральными, именно они затормаживают развитие речи дошкольника. Поэтому включение в систему коррекционной работы для детей со стертой формы дизартрии игр и упражнений по развитию мелкой моторики является перспективной и актуальной, так как в невропатологии и дефектологии уже давно доказана тесная связь функций речи и руки.

Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.

На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание, мелкую моторику.

Мелкая моторика взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.