Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство речевого развития у детей"

Тема « Развитие мелкой моторики у дошкольников,  как средство речевого развития у детей.»

В последние годы  в наше стране отмечается тенденция на увеличение количества детей  с отклонениями в развитие  речи.  Эти отклонения связаны прежде всего с неблагополучными   экологическими условиями,  разными  инфекциями.   Проблема исправления речи  в наше время является актуальной. Учитывая, что  речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо  своевременно  выявлять и исправлять. У многих детей в дошкольном возрасте возникают   проблемы,  связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук и в частности пальцев рук, ребёнку трудно зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицу. и т.д. Известно, что отставание в развитие моторики часто сопровождается отставанием в развитие интеллекта и речи. У детей  с речевой патологией в разной степени нарушены процессы памяти, внимания, восприятия. Развитие  высших психических функций у детей напрямую зависит  от состоянии мелкой моторики. Развитие  движений пальцев рук тесно связана с  речевой функцией. Если развитие мелкой моторики отстаёт , то задерживается  и речевое развитие, хотя  общая моторика  при этом может быть в норме, поэтому развитие тренировки  мелкой моторики рук  является стимулирующей  для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.  Так у детей  с речевым нарушением,  при  использовании игр, физкультминуток,  игр по развитию мелкой моторики,  заметно увеличивается  объём памяти,  внимание становится более устойчивым, активно развивается воображение,  уменьшается гипервозбудимость,   исчезает мышечная  слабость  пальцев рук.

В своей работе с детьми  для преодоления отставания  в речевом развитии использую несложные занимательные  задания, упражнения и игры, направленные  на совершенствование движений пальцев. Эти занятия  очень нравятся детям и являются  весьма эффективными, как  для улучшения координации движений так и для развития речи. Их польза ещё в том, что они подготавливают  руку ребёнка к письму,  к рисованию, к конструированию.

Для того, чтобы работа по  развитию  ручной моторики  была эффективной , целенаправленной я следую  ряду требований.

1.Работа должна быть системной и постоянной.

2.Должна  соответствовать уровню психологического развития ребёнка

3.Должна соответствовать возрастным требования.

4. Работа должна приносить ребёнку радость.

Для развития мелкой моторики широко использую в  пальчиковую гимнастику,  также малышам даю  деревянные шарики разного  диаметра. Пальчиковая гимнастика очень полезна для развития речи. Дети одновременно  и проговаривают слова и показывают движения пальчиками. Уровень развития речи у детей  находится в зависимости от степени формированности тонких движений пальцев рук. Тренирую пальцы рук мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, развивая мелкую моторику- развиваем и  языковый аппарат.

Мы должны  большое внимание  уделять мелкой моторики кисти рук у ребёнка,  так как оно связана с развитием речи  и мышлением ребёнка. Иногда дети не любят застёгивать пуговицы и шнуровать ботинки. Это  свидетельствует о том , что  у малыша мелкая моторика развита недостаточно. Дело в том, что  память, внимание, эмоции, языковой аппарат и кончики пальцев рук тесно связаны между собой ведь центры  моторики языка  в коре головного мозга расположены рядом  с центром движения.