Игра "Найди лишнюю картинку" Развитие навыков фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ТНР
Игра «Найди лишнюю картинку»
В структуре коррекции речевого развития большое внимание уделяется развитию фонематического восприятия, включающего в себя не только умение слышать, различать, выделять звуки нашей речи, но и умение выполнять элементарный звукослоговой анализ слов. Хорошее владение навыками фонематического анализа и синтеза лежит в основе успешного освоения ребёнком программы по русскому языку в школе. У детей с тяжёлыми нарушениями речи несовершенство анализа и синтеза приводит к затруднениям в делении слова на составные части, выявлении каждого звука, установлении звукового ряда слова, в усвоении принципа слияния двух и более звуков в слог, выполнении записи в соответствии с принципами русской графики.
Данный материал призван помочь преодолению трудностей формирования фонематического восприятия в ходе игровой деятельности как основной и ведущейв дошкольном детстве.
Цель игрового материала: Формирование фонематических функций у старших дошкольников с ТНР.
Задачи:
- совершенствовать умение делить слова на слоги;
- развивать умение выделять ударный гласный звук на фоне слова;
- упражнять в выделении первого и последнего звука в слове;
- упражнять в умении дифференцировать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки.
Количество участников: от одного до шести.
Игровой материал: карточки с четырьмя картинками по одной из лексических тем на каждого игрока.
Название лексической темы | Овощи | Фрукты | Деревья |
Перечень картинок на карточках | 1. помидор, кабачок, катофель, лук; 2. петрушка, лук, баклажан, капуста; 3. морковь, тыква, укроп, помидор; 4. тыква, огурец, репа, редька; 5. кабачок, тыква, чеснок, горох; 6. капуста, репа, редька, перец. | 1. слива, мандарин, киви, груша; 2. апельсин, мандарин, виноград, киви; 3. ананас,мандарин, гранат, виноград; 4. яблоко, гранат, мандарин, ананас; 5. слива, киви, лимон, апельсин; 6. банан, гранат, киви, ананас. | 1. ель, сирень, дуб, кедр; 2. липа, осина, берёза, рябина; 3. сосна, каштан, дуб, ольха; 4. тополь, сосны, дуб, сирень; 5. ель, кедр, сирень, клён; 6. тополь, берёза, ива, клёны. |
Название лексической темы | Грибы | Ягоды | Домашние животные |
Перечень картинок на карточках | 1. боровик, подосиновик, волнушка, моховик; 2. лисичка, маслёнок, подосиновик, боровик; 3. подберёзовик, маслёнок, мухомор, моховик; 4. боровик, сыроежка, лисичка, моховик; 5. лисичка, мухомор, подберёзовик, волнушка; 6. маслёнок, мухомор, опята, подберёзовик.
| 1. брусника, малина, морошка, земляника; 2. смородина, черника, земляника, ежевика; 3. смородина, крыжовник, морошка, черника 4. клюква, земляника, голубика, ежевика; 5. малина, черника, крыжовник, голубика; 6. черника, клубника, голубика, морошка.
| 1. лошадь, корова, кролик, верблюд; 2. бык, ослы, козлы, кошка; 3. лошадь, осёл, баран, корова; 4. коза, собака, овца, лошадь; 5. свинья, коза, собака, осёл; 6. корова, собака, кролики, лошадь. |
Название лексической темы | Дикие животные наших лесов | Дикие животные жарких стран | Дикие животные Крайнего Севера* |
Перечень картинок на карточках | 1. волк, рысь, бобр, лоси; 2. белка, медведи, лиса, олень; 3. мышь, кабаны, волк, рысь; 4. рысь, ежи, мышь, лось; 5. кабан, лось, лиса, заяц; 6. лиса, бобр, кабан, заяц. | 1. жираф, зебра, дикобраз, шакал; 2. дикобраз, жираф, коала, носорог; 3. пантера, муравьед, бегемот, лев; 4. бегемот, кенгуру, слон, утконос; 5. бегемот, слон, носорог, крокодил; 6. коала, черепаха, дикобраз, кенгуру. | 1. олень, тюлень, медведь, волк; 2. песец, олень, тюлень, морж; 3. тюлень, медведь, песец, волк; 4. олень, медведь, песец, морж.
|
Название лексической темы | Одежда | Обувь* | Посуда |
Перечень картинок на карточках | 1. майка, пиджак, рубашка, носки; 2. шорты, гольфы, колготки, свитер; 3. юбка, костюм, брюки, колготки; 4. сарафан, рубашка, платье, колготки; 5. шуба, куртка, костюм, рубашка; 6. носки, кофта, шорты, футболка. | 1. шлёпанцы, кроссовки, босоножки, сапоги; 2. шлёпанцы, валенки, кроссовки, босоножки; 3. шлёпанцы, кроссовки, босоножки, ботинки. 4. тапки, лапти, сандалии, чешки. 5. туфли, тапки, сандалии, лапти | 1. чашка, кружка, стакан, сковорода; 2. чайник, поднос, ковш, ложка; 3. половник, солонка, самовар, нож; 4. блюдце, кружка, поднос. кастрюля; 5. чайник, сахарница, ложка, банка; 6. вилка, миска, ситечко, стакан; 7. противень, половник, поднос, самовар. |
Название лексической темы | Мебель | Игрушки | Транспорт |
Перечень картинок на карточках | 1. стол, комод, полка, диван; 2. диван, кровать, шкаф, тумба; 3. вешалка, табурет, кресло, тумбочка; 4. диван, кровать, комод, шкаф; 5. комод, полка, трюмо, этажерка; 6. стулья, тумба, раскладушка, диван. | 1. солдатики, обезьянка, робот, неваляшка; 2. кубики, конструктор, пупсы, лошадка; 3. мяч, танк, пупс, зайчик; 4. конструктор, кубики, кукла, самолёт; 5. кукла, пупсы, конструктор, мишка; 6. мишка, танки, зайчик, лошадка. | 1. самосвал, корабль, метро, трамвай; 2. самолёт, автобус, метро, грузовик; 3. самолёт, поезд, метро, катер; 4. баржа, катер, самосвал, поезд; 5. вертолёт, самолёт, поезд, грузовик; 6. автобус, поезд, метро, корабль.
|
Название лексической темы | Инструменты | Профессии | Школьные принадлежности | |
| 1. шприц, бинт, вилы, нож; 2. краски, пила, указка, топор; 3. кисти, вилы, бинт, грабли; 4. лопата, указка, грабли, пипетка; 5. половник, ножницы, нож, лопата; 6. краски, грабли, лопата, мольберт.
| 1. повар, доктор, художник, кассир; 2. воспитатель, ветеринар, композитор, прачка; 3. сторож, доктор, поэт, художник; 4. проводник, носильщик, кассир, художник 5. учитель, машинист, балерина, музыкант; 6. кондуктор, строитель, водитель, артист. | 1. тетрадь, карандаш, дневник, краски; 2. пенал, краски, альбом, карандаш; 3. дневник, резинка, точилка, линейка 4. тетрадь, пенал, карандаш, ручка; 5. тетради, краски, ранец, ручки; 6. папка, карандаш, альбом, пенал.
| |
«Насекомые»: 1. пчела, оса, бабочка, паук; 2. жук, муха, паук, червяк; 3. бабочка, стрекоза, кузнечик, пчела; |
4. гусеница, паук, муха, оса; 5. комар, оса, стрекоза, муха; 6. пауки, муравьи, шмели, комары. | |||
Обозначения:
* – карточки предъявляются подгруппе из 3-х человек или используются как демонстрационный материал, т. к. не удалось подобрать достаточное количество слов по данной лексической теме;
артист – «лишнее» слово по количеству слогов;
ручки – «лишнее» слово по ударным гласным звукам;
половник, лопата – «лишнее» слово по первым/последним звукам.
Игровое задание: найти «лишнее» слово по количеству слогов, по ударным гласным звукам, по первым согласным, по последним согласным звукам.
Игровое действие: игроки отвечают на поставленные вопросы. За каждый правильный ответ они получают фишки. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.