Консультация для родителей подготовительной группы 6 -7 лет «Подготовка и готовность ребенка к школе».

Учеба играет огромную роль в жизни человека. Безусловно, каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок  учился в лучшей школе, получил лучшее образование и, когда вырастет, устроиться на лучшую работу. Именно поэтому родители с таким трепетом подходят к вопросу подготовки ребенка к школе.

Готовность к школе - это степень сформированности определенных качеств ребенка для успешного обучения в школе. Подготовка к школе - это комплекс мероприятий, направленных на формирование готовности ребенка к обучению в школе.

Готовность ребенка к школе – это совокупность физических, интеллектуальных, эмоциональных, коммуникативных и личностных качеств, которые помогают ребенку успешно освоить школьную программу, осознать себя в новой социальной роли школьника, адаптироваться к новому коллективу, усвоить правила и обязанности новой школьной жизни.

Готов ребенок к новой школьной жизни или нет, определяется по совокупности таких особенностей:

  • морфологических;
  • психологических;
  • личностных.

С позиции возрастной психологии — это новообразование личности, ее новое качество. Таким образом, на личностном уровне это сформированная внутренняя позиция школьника. Обусловлена она ведущей потребностью этого возраста (потребность в значимости).

От сформированности внутренней позиции школьника зависит учебная мотивация. От новой потребности – отношение к школе, классу и учителям, себе. Если необходимые психологические перестройки не произошли, то несмотря на смену возраста ребенок может оставаться дошкольником с соответствующими ему характеристиками.

Что будет, если ребенка раннего возраста отправить в школу?:

  • плач;
  • конфликт;
  • стремление играть;
  • непонимание материала и требований;
  • психологическая травма.

Физический возраст – не показатель. Ребенок должен быть всесторонне готов.

Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться ©

Что же включает в себя подготовка к школе?

Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе? В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

Конечно, мамы и папы желают самого лучшего для своего чада, но иногда они неосознанно могут переусердствовать и совершить ошибки. К примеру, нельзя с особым рвением готовить ребенка к школе. Бывает, что родители 6-тилетнего ребенка начинают учить его всему сразу, пытаясь дать как можно больше знаний. Но от переизбытка информации ребёнок устает, он путается, в итоге школа становится для него чем-то негативным.

Все дети разные, способности у них также различаются. Если ребенок при подготовке к школе не успевает по какому-то предмету, не нужно давить на него, школа для того и существует, чтобы обучать. Постепенно, посещая уроки, выполняя домашние задания, он сможет догнать своих сверстников.

Бывает, что родителей волнует только то, чтобы малыш при поступлении в школу показал максимальные результаты. Но при подготовке нужно делать упор именно на развитие мышления ребенка и его интеллекта, а также на его желание получать новые знания и навыки.

Психологическая подготовка к школе

Психологическая готовность к школе — это результат воспитания ребенка в детском саду и дома. Под ней понимается определенный набор знаний и умений, которым должен обладать ребенок, хотя их уровень развития может быть разным.

Основными составляющими психологической готовности к школе являются:

  1. Мотивационная готовность. Она предполагает прививание ребенку желания учиться. Задача родителей — объяснить ему, что в школе учиться интересно и полезно. Следует прививать у ребенка уважительное отношение к процессу и подчеркивать значимость его учебы для всех членов семьи.
  2. Интеллектуальная готовность. Совсем не ограничивается умением считать, писать и читать. Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка более высокого психологического развития, позволяющего считать и решать «про себя». Родители должны научить ребенка мыслить, выделять главное из какой-то работы и уметь обобщать материал.
  3. Волевая готовность. Она необходима для адаптации ребенка к школьному процессу. При этом следует развивать не столько умение слушаться учителя, а умение слышать то, что ученику доносит его наставник. Он должен уметь сосредоточиться на информации, которую ему доносит учитель, и уметь выделять с нее главное.

Нужно ли посещать подготовительные центры?

Успеваемость ребенка напрямую зависит от его уровня подготовки. Он должен понимать, что учеба — обязательный процесс в его жизни, все знания, которые он получит за партой, пригодятся ему в дальнейшей жизни.

В идеале подготовка к школе в специализированных центрах или непосредственно на базе учебного заведения должна строиться по схеме: диагностика — выявление пробелов в обязательных знаниях — устранение этих пробелов. Как показывает практика, на подготовительных курсах все будущие первоклассники осваивают одинаковую программу. Естественно, что детям с хорошим уровнем готовности такие занятия не приносят большой пользы. Единственный плюс для них — социализация в школьном коллективе.

Родителям следует понимать, что занятия на подготовительных курсах ничем не заменят домашней подготовки. Именно родители должны:

  1. Научить читать. Наличие навыков чтения — одно из главных условий успешной учебы. Это можно сделать с помощью специальных кубиков с картинками. Данная методика плодотворна, так как благодаря изображению дети быстрее запоминают буквы.
  2. Научить писать. Навыки письма являются самыми сложными. Не следует торопиться научить ребенка писать буквы, сначала он должен понять, как держать ручку. Рекомендуется приступать к письму к 5-6 годам.
  3. Научить считать. Важно научить ребенка не перечислять заученную наизусть последовательность, а уметь работать с ней: считать в обратном порядке, вставлять недостающее число в числовом ряде и т.д.
  4. Научить рисовать и лепить. Следует научить ребенка пользоваться красками, чтобы они не сливались в один единый цвет. Подобные занятия благотворно отражаются на развитии ребенка.

Подготовка к школе — это ответственный этап. На нем особая роль отводится не специальным курсам или детскому саду, а именно родителям. Зная своего ребенка лучше всех, они могут привить ему желание к учебе, научить мыслить и слышать то, что пытается донести учитель. Что касается подготовительных курсов, то они хороши только возможностью адаптации ребенка к школьному коллективу. В них нет необходимости, если родители уделяют должное внимание подготовке будущего первоклассника.