Консультация для родителей подготовительной группы 6 -7 лет «Подготовка и готовность ребенка к школе».
Учеба играет огромную роль в жизни человека. Безусловно, каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок учился в лучшей школе, получил лучшее образование и, когда вырастет, устроиться на лучшую работу. Именно поэтому родители с таким трепетом подходят к вопросу подготовки ребенка к школе.
Готовность к школе - это степень сформированности определенных качеств ребенка для успешного обучения в школе. Подготовка к школе - это комплекс мероприятий, направленных на формирование готовности ребенка к обучению в школе.
Готовность ребенка к школе – это совокупность физических, интеллектуальных, эмоциональных, коммуникативных и личностных качеств, которые помогают ребенку успешно освоить школьную программу, осознать себя в новой социальной роли школьника, адаптироваться к новому коллективу, усвоить правила и обязанности новой школьной жизни.
Готов ребенок к новой школьной жизни или нет, определяется по совокупности таких особенностей:
- морфологических;
- психологических;
- личностных.
С позиции возрастной психологии — это новообразование личности, ее новое качество. Таким образом, на личностном уровне это сформированная внутренняя позиция школьника. Обусловлена она ведущей потребностью этого возраста (потребность в значимости).
От сформированности внутренней позиции школьника зависит учебная мотивация. От новой потребности – отношение к школе, классу и учителям, себе. Если необходимые психологические перестройки не произошли, то несмотря на смену возраста ребенок может оставаться дошкольником с соответствующими ему характеристиками.
Что будет, если ребенка раннего возраста отправить в школу?:
- плач;
- конфликт;
- стремление играть;
- непонимание материала и требований;
- психологическая травма.
Физический возраст – не показатель. Ребенок должен быть всесторонне готов.
Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться ©
Что же включает в себя подготовка к школе?
Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе? В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.
Конечно, мамы и папы желают самого лучшего для своего чада, но иногда они неосознанно могут переусердствовать и совершить ошибки. К примеру, нельзя с особым рвением готовить ребенка к школе. Бывает, что родители 6-тилетнего ребенка начинают учить его всему сразу, пытаясь дать как можно больше знаний. Но от переизбытка информации ребёнок устает, он путается, в итоге школа становится для него чем-то негативным.
Все дети разные, способности у них также различаются. Если ребенок при подготовке к школе не успевает по какому-то предмету, не нужно давить на него, школа для того и существует, чтобы обучать. Постепенно, посещая уроки, выполняя домашние задания, он сможет догнать своих сверстников.
Бывает, что родителей волнует только то, чтобы малыш при поступлении в школу показал максимальные результаты. Но при подготовке нужно делать упор именно на развитие мышления ребенка и его интеллекта, а также на его желание получать новые знания и навыки.
Психологическая подготовка к школе
Психологическая готовность к школе — это результат воспитания ребенка в детском саду и дома. Под ней понимается определенный набор знаний и умений, которым должен обладать ребенок, хотя их уровень развития может быть разным.
Основными составляющими психологической готовности к школе являются:
- Мотивационная готовность. Она предполагает прививание ребенку желания учиться. Задача родителей — объяснить ему, что в школе учиться интересно и полезно. Следует прививать у ребенка уважительное отношение к процессу и подчеркивать значимость его учебы для всех членов семьи.
- Интеллектуальная готовность. Совсем не ограничивается умением считать, писать и читать. Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка более высокого психологического развития, позволяющего считать и решать «про себя». Родители должны научить ребенка мыслить, выделять главное из какой-то работы и уметь обобщать материал.
- Волевая готовность. Она необходима для адаптации ребенка к школьному процессу. При этом следует развивать не столько умение слушаться учителя, а умение слышать то, что ученику доносит его наставник. Он должен уметь сосредоточиться на информации, которую ему доносит учитель, и уметь выделять с нее главное.
Нужно ли посещать подготовительные центры?
Успеваемость ребенка напрямую зависит от его уровня подготовки. Он должен понимать, что учеба — обязательный процесс в его жизни, все знания, которые он получит за партой, пригодятся ему в дальнейшей жизни.
В идеале подготовка к школе в специализированных центрах или непосредственно на базе учебного заведения должна строиться по схеме: диагностика — выявление пробелов в обязательных знаниях — устранение этих пробелов. Как показывает практика, на подготовительных курсах все будущие первоклассники осваивают одинаковую программу. Естественно, что детям с хорошим уровнем готовности такие занятия не приносят большой пользы. Единственный плюс для них — социализация в школьном коллективе.
Родителям следует понимать, что занятия на подготовительных курсах ничем не заменят домашней подготовки. Именно родители должны:
- Научить читать. Наличие навыков чтения — одно из главных условий успешной учебы. Это можно сделать с помощью специальных кубиков с картинками. Данная методика плодотворна, так как благодаря изображению дети быстрее запоминают буквы.
- Научить писать. Навыки письма являются самыми сложными. Не следует торопиться научить ребенка писать буквы, сначала он должен понять, как держать ручку. Рекомендуется приступать к письму к 5-6 годам.
- Научить считать. Важно научить ребенка не перечислять заученную наизусть последовательность, а уметь работать с ней: считать в обратном порядке, вставлять недостающее число в числовом ряде и т.д.
- Научить рисовать и лепить. Следует научить ребенка пользоваться красками, чтобы они не сливались в один единый цвет. Подобные занятия благотворно отражаются на развитии ребенка.
Подготовка к школе — это ответственный этап. На нем особая роль отводится не специальным курсам или детскому саду, а именно родителям. Зная своего ребенка лучше всех, они могут привить ему желание к учебе, научить мыслить и слышать то, что пытается донести учитель. Что касается подготовительных курсов, то они хороши только возможностью адаптации ребенка к школьному коллективу. В них нет необходимости, если родители уделяют должное внимание подготовке будущего первоклассника.
- Мне нравится (1)