Мастер-Класс Использование ритмических и логоритмических игр в работе с детьми с ТНР в ДОУ

Гасанова Зульфия Гусейновна

Цель: Представление и распространение опыта работы в области развития чувства ритма у детей дошкольного возраста с ТНР с помощью ритмических и логоритмических упражнений.

Задачи:

• Представить практический опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности по развитию чувства ритма у детей с ТНР;

• Показать на практике эффективность использования   ритмических карточек и схем;

· Привлечь педагогов к активному участию в логоритмических упражнениях.

 

Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, интерактивная доска, фортепиано, ритмосхемы, детские музыкальные инструменты (клавесы, металлофон, бубен, маракасы и бубенцы, ложки, свистульки) тексты по упражнениям ритмическим и логоритмике.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение                        Детский сад №11 «Фиалка»  п. Биокомбината                                        городского округа Лосино-Петровский  Московской области

                                Мастер – класс                                                

«Использование ритмических и логоритмических упражнений в работе с детьми с ТНР в ДОУ»

                                                                Подготовила и провела:                                                                        музыкальный руководитель                                                                        Гасанова З.Г                                                                                        Высшей квалификационной                                                                        категории

                                Февраль 2019г

Цель: Представление и распространение опыта работы в области развития чувства ритма у детей дошкольного возраста с ТНР с помощью ритмических и логоритмических упражнений.

Задачи:

• Представить практический опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности по развитию чувства ритма у детей с ТНР;

• Показать на практике эффективность использования   ритмических карточек и схем;

  • Привлечь педагогов к активному участию в логоритмических упражнениях.

Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, интерактивная доска, фортепиано, ритмосхемы, детские музыкальные инструменты (клавесы, металлофон, бубен, маракасы и бубенцы, ложки, свистульки) тексты по упражнениям ритмическим и логоритмике.

 « Слушай, слушай, различай. Звук короткий и протяжный. Чувство ритма развивай –это очень, очень важно!

Не секрет, что количество детей дошкольного возраста с ТНР  ежегодно увеличивается.  У таких дошкольников часто отмечается и нарушение слоговой структуры слова в виде пропусков и перестановки слогов (например, вместо «самолёт» ребёнок говорит «масолёт» или «бегемот» - «гебемот» или вместо «пингвин» - «пигин», что тоже говорит о нарушенном фонематическом восприятии. Детям, имеющим фонематическое недоразвитие довольно сложно выполнять задания на оценку и воспроизведение ритмического рисунка. Они затрудняются в подсчёте количества хлопков, ударов, даже при воспроизведении ритмов, состоящих из одной паузы, допускают ошибки, не правильно расставляют паузы в предложениях. Проговаривая многосложное слово ребенок с подобной патологией не ориентируется на его ритмическую основу, поскольку не чувствует ее равно как и при заучивании стихотворений, рифма как будто ускользает. Так как наша речь организована ритмически, ребенка необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз. Вы в своей работе успешно используете ритмические упражнения способствующие тренировке подвижности нервных процессов ЦНС, таких как – память, внимание, что несомненно влияет на коррекцию речевых нарушений у дошкольников..

Игры на развитие ритмического чувства создают необходимую базу для развития фонематического восприятия, учат не просто слышать, но и прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе удара.

Сначала тренируют детей воспринимать на слух (слушать) и правильно оценивать (воспроизводить) небольшое количество ударов или хлопков без пауз: I, II, III и т. д (от 1 до 3-5 ударов).В том числе выделяя сильную долю. Далее даются сочетания комплексов хлопков или ударов, состоящих из различного количества ударов с короткими и длинными паузами (промежутками) Ритмосхемы у каждого из вас могут выглядеть по-разному.

Например, я использую в качестве сильного или слабого звука, длинного или короткого звука  - капли, соответственно разного размера, Крупная капля – длинный звук, маленькая  - короткий звук, пауза – вертикальная палочка. Конечно нужно учитывать детский возраст, и конечно начинать с элементарного.(см Приложение).

1)III;        III-III, III-iii.( Для младшего возраста)

2)III---iii; IIiiiIIiii; IiiIiiIiiI (Для среднего возраста)

3)iiIiii---iiIiii; III --- iii, III-iii-III, iii-II-ii (I- сильный удар, i –слабый удар, --- - пауза).Для детей старшего дошкольного возраста                                         Т.е. Выполнение ритма по зрительному образцу

Обратите внимание на экран, я предлагаю вам использовать ритмические схемы в виде  - овощей, цветов, снежинок, елок и пр. Но данные ритмические игры сопровождаются музыкой, что само по себе может очень заинтересовать детей, своей живость и яркостью. Уверенна вы вполне сможете воспользоваться данными играми, т..к проводить их можно сидя. Данные игры используется с детьми старшего дошкольного возраста.

Использована: «Овощная полька», «Ромашковые ритмы», «Новогодние ритмы»

Эти ритмы мы прохлопывали по графическому изображению. Возможно использовать ритмические игры по словесной инструкции. Педагог прохлопывает или простукивает несложный ритм, а затем предлагает сделать тоже самое ребенку.( Игра «Простучи как я») В начале обучения даётся несложный ритм без пауз, затем ритмический рисунок постепенно следует усложнять.

Организуя коррекционную работу, мы придаем большое значение использованию упражнений на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т.д.    В таких играх и упражнениях сочетается речь и движения рук, ног, туловища, головы.

Чему учим: соотносить движения с ритмом стиха (или песенки);  улучшаем координацию.  Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство  ритма в движении.

   Речевой материал для данных упражнений подбирается небольшой по объему, простой для запоминания. Это могут быть прибаутки, небольшие четверостишья, чистоговорки и т.д. Если ставится задача—автоматизация какого-либо звука, то речевой материал должен быть насыщен данным звуком. Например: Ритмическая игра «Пчелка», проговариваем слог и прохлопываем ритм по образцу:

Зум, зум-зум (4 раза)

I II I II I II По ритмосхеме

 дети исполняют ритмический рисунок руками – «крылышками»( руки согнуты в локтях, кисти к плечам)

Дифференциация звуков [с]-[ш]

Зайка-заинька косой,                             показываем «ушки» 

Что ты бегаешь босой?               грозим пальчиком правой рукой

Подожди меня в лесу,                грозим пальчиком левой рукой

Я сапожки принесу!               выставляем на пятку правую, затем левую ногу.

Звук [р]

Знают Рома и Егор,                     стучим кулачками друг об друга

Не съедобен мухомор.                        

Несмотря на красоту,                     руки над головой показывают «шляпку» гриб

Не годится он в еду!                    указательным пальцем машем из стороны в сторону (отрицание)

Ритмическая игра «Эхо»

Дети встают в круг, берутся за руки и, покачиваясь из стороны в сторону, поют.

Эхо, эхо! Вот потеха!

Не могу сдержать я смеха!

Поиграю я в игру:

Все, что хлопнешь, — повторю!

Затем дети прохлопывают за педагогом двухтактовые ритмо-формулы . Каждому ребенку предлагается разный ритмический рисунок. После повторения 4 ритмоформул песня исполняется снова.

Где спит рыбка?

Ночью темень, ночью тишь                Удар о коленки, хлопок                                        Тишь,тишь,тишь                приложить указ палец к губам                        Рыбка, рыбка, где ты спишь                                                                Спишь, спишь,спишь                                                                        Лисий след ведет к норе        iiiiiiI                                                                След собачий к конуре                iiiiiiI                                                                Белкин след ведет к дуплу                                                                        Мышкин – к дырочке в полу.                                                                        Жаль что в речке, на воде     хлопок, удар о колени                                        Нет следов твоих                        хлопок, удар о колени                                                Нигде                        разводим руки в стороны                                Только темень, только тишь                хлопок, удар о колени                                тишь, тишь, тишь                прикладывает указ палец к губам                        Рыбка, рыбка, где ты спишь?        Беззвучно открывают рот.                

Ритмическая игра «Лягушки»

После дождика лягушки

                     Веселились на опушке.

                 — Что за прелесть, ква-ква-ква!

                      Всюду мокрая трава!                            М. Дружинина

Педагог читает стихотворение, дети в нужный момент квакают и отстукивают ритм палочками.

Мы лягушки-кваксы, ночь чернее ваксы...

Шелестит трава.

Ква-ква, ква-ква-ква!                     Дети ударяют палочками друг о друга.ква-ква, ква-ква-ква!                   Одновременно стучат палочками по столу.

Под ногами кочки, у пруда — цветочки.

В небе — синева.

Ква-ква, ква-ква-ква!                    Поочередно стучат палочками по столу.

Ква –ква, ква-ква-ква!

Ритмическая «Барабан»

Самый громкий, самый старший музыкальный инструмент, На концерте и на марше — где его, скажите, нет? Своим рокотом задорным может ноги в пляс пускать, Ну и как, скажите, дети, барабан не уважать?

Барабанщик очень занят — Д-д,    д-д-д.

Барабанщик барабанит:   Д-д,   д-д-д.

Бей, руками помогай:  Д-д,   д-д-д.

Ритм ногами отбивай: Д-д,    д-д-д.

Учись играть на барабане: Д-д,    д-д-д.

Твой язык послушным станет: Д-д,     д-д-д.

Язык, кверху поднимайся: Д-д,     д-д-д.

Смотри — с ритма не сбивайся: Д-д,     д-д-д.

3. Репина, В. Буйко

Ритмическая игра «Котенок и щенок»

Я — котик музыкальный. Я музыку люблю.

Послушайте, ребята, как нежно я пою:

Мяу-мяу, мур-мур-мур!                          2 удара по коленям, 3 хлопка в ладоши.

Мяу-мяу, мур-мур-мур!                                     Повторение.

А я, щенок веселый, люблю я петь, друзья.     Поют песенку.             

Послушайте, ребята, как громко лаю я:

Тяф-тяф, тяф-тяф,                                              4 удара по коленям в ритме четвертей.

Ав-ав-ав-ав-ав!                                                   Хлопки восьмыми.

Очень эффективно использовать инструменты из детского оркестра, например музыкальные молоточки, клавесы, ложки, свистульки, металлофоны, колокольчики.

Ритмическая игра «Молоточки»

М. Андреевой

Дети поют попевку, отстукивая метр музыкальными молоточками.

На заводе слышен стук:

Молоточки — тук, тук, тук.

Каждый что-то мастерит

И по-своему стучит.

Затем педагог играет вариант мелодии с ритмическими изменениями, дети повторяют ритм на молоточках.

Эти виды ритмических игр можно использовать как с малышами так и со старшими детьми, не много изменяя ритм. Еще один пример ритмической игры хотелось бы вам предложить

Ритмическая игра «Оркестр»

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! —              Дети отстукивают ритм на ложках.

Ложки застучали.                            

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! —

Детки заиграли.

Динь-динь-динь, динь-динь-динь! —     Играют на погремушках.

Пляшет погремушка.

Динь-динь-динь, динь-динь-динь! —

Звонкая игрушка.

Там-там, там-там! —                Четвертными длительностями ударяют кулачком в  бубен.

Бубен веселится.                              

Там-там, там-там! —                      

Не надо торопиться!

Тра-ля-ля, тра-ля-ля! —                   Играют все вместе.

Вместе мы играем,

Тра-ля-ля, тра-ля-ля! —

Песни распеваем!

«Дождик»

За окошком кто шалит?                                «Пружинка»                                        Тук – тук – тук                                3 удара на клавесах                        Кто по стеклышку стучит                        «пружинка»                        Тук-тук-тук                                        3 удара на клавесах                Может это птички?                                                                        Нет,нет,нет                                                качают головой                                Может ребятишки                                                                                Нет,нет,нет                                                качают головой                        Может капельки дождя?                                                                        Да,да,да                                                3 удара на клавесах

Следующие упражнение «Насмешливая кукушка» Каплуновой.

Наряду с упражнениями на координацию речи с движением, желательно активно использовать упражнения с сопровождением т.е. с музыкой. Речь пойдет о логоритмике. Говоря о ней В .Гринер отмечает, что в основе логоритмики лежит ритм, а …..«музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом». Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Логоритмика

 Я бы сказала что логоритмикой пронизаны все виды деятельности на музыкальном занятии. Т.к перед началом разучивания песни мы проговариваем литературный текст, если же музыкальное оформление с затейливым ритмическим рисунком, значит мы прохлопаем ритмический рисунок с текстом и уже позже наложим музыкальное сопровождение. Напримере песни «Самовар» (предлагаю прохлопать ритм с текстом, а затем пропеть)

Обучение игры на детских музыкальных инструментах , на примере «Насмешливой кукушки» Каплуновой.

Сейчас предлагаю выйти желающих для проведения упражнений на координацию движения и речи

Для малышей можно дать упражнение «Паровоз» . Вводное упражнение. Загудел паровоз         (приготовились, руки согнуты в локтях, дробный шаг)         И вагончики повез.                                                                                         Поезд едет,                                                                                                 колеса стучат,                                                                                 А в поезде нашем ребята сидят. (дробный шаг под музыку)

        Ехали мы ехали, да к бабушке приехали! (остановка, ту-ту)

Следующее упражнение на координацию речи с движением

А теперь пора проснуться,                                                                 Распрямиться, потянуться.                                                                         Мы потопаем ногами,                                                                         Мы похлопаем руками,                                                                         Руки выше поднимаем                                                                                На поясочек опускаем,                                                                                 Весело попляшем                                                                                С добрым утром скажем!                                                                                                        

"Снеговик"

Раз рука- вытянуть правую руку вперед                                                        Два рука- вытянуть левую руку вперед                                                Лепим мы снеговика- "лепить комок"                                        Нарисуем рот пошире- провести линию, напротив своего рта                        Угольки возьмем для глаз- из ладошки "брать" угольки и по-очереди выставлять напротив своих глаз                                                                И наденем шляпу-"одеть шляпу"                                                        Косо-наклонить голову.                                                                Пусть смеется он у нас! -ладошки сложить "полочкой" под подбородком и улыбаться с поочередными наклонами головы

Упражнение на координацию речи с движением для старшего дошкольного возраста на тему «Осень»

1-2-3-4-5- в лес идем с тобой гулять                                                                По тропинке долго шли боровик большой нашли,                                        Вот масленок у дорожки, положу его в лукошко.                                        Там лисички, сыроежки и для белочки орешки

        По дорожке побежали, мухомора увидали (повстречали)                                Он стоит на длинной ножке, не возьмем его в лукошко                                Он красив ,но ядовит, мама брать нам не велит                                        Мы набрали все корзины и вернулись к бабе Зине!                

А сейчас попробуем выполнить упражнение с музыкальным сопровождением( т.е. музыка с движением) для детей старшего дошкольного возраста

«Долго шли мы по дороге»

Для малышей логоритмика с музыкальным сопровождением – это первый опыт танцевальных движений. Например «Шагаем  - пляшем»

1.Вот как весело шагаем                Дети шагают друг за другом                        Выше ножки поднимаем                                                                        По дорожке мы пойдем                                                                                А потом плясать начнем        Останавливаются, руки на пояс

Топ да топ, - 2 раза                                 стучим одной ножкой                                        Пляшет маленький народ

2.Вот как будем приседать                        Пружинка                                                        Будем качечку качать                                                                                Будем качечку качать                                                                                Будем весело плясать!

Хлоп, да хлоп – 2 раза                                                                                        Пляшет маленький народ

3.Вместе с мамой покружись                                                                                Милой маме улыбнись                                                                                А потом остановись                                                                                Крепко с мамой обнимись!                                                                        

Хотелось привести еще несколько упражнений на координацию речи движения и музыки. Данное упражнение активно используется для обучения элементам русского народного танца по методичке Н.Безлатной «На носочки поднимусь» для детей старшего дошкольного возраста, и аналогичное упражнение для детей младшего дошкольного возраста «У тебя, у меня». Упражнения сопровождающиеся музыкой очень нравятся детям, а значит и

выполнять их они буду с большим удовольствием и результативность нашей коррекционной работы будет высокой.

Рекомендуемая и используемая литература и материалы:

1. Г.А. Волкова «Логопедическая ритмика» М., 2002

2. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет». М. , 2006

3.Крупенчук О.И. « Научите меня говорить правильно!» Спб., 2001

4. Четаева Ф.В., Токмина Е.В. «Как найти дорожку» - логоритмическое занятие для старших дошкольников.     Журнал «Логопед»  № 3  2011

5. Материалы с сайта «Logoped. ru»

6. Аудиодиск «Музыкальная палитра» Спб., 2001