Воспитатель детского сада - должность или призвание?

Муратова Наталья Павловна

Эссе Муратовой Н. П. на тему:

«Воспитатель детского сада – должность или призвание?»

 

«Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,и любить тех, кому преподаёшь.

                          

                                         (В. Ключевский)

 

    Профессия – воспитатель, как и любая другая профессия, требует самоотдачи. Самоотдачи ежедневной, порой изнуряющей, недаром для восстановления физических и психических сил педагога требуются и предусмотрены длительные отпуска. Причину мы можем увидеть в том, что объектом, с кем непосредственно приходится работать воспитателю, являются не неодушевленные предметы, а маленькие, развивающиеся не по дням, а по часам, порой очень эмоциональные, очень энергичные, непредсказуемые человечки – дети. В данной обстановке воспитатель всегда должен быть на высоте, потому как он является одним из эталонов подражания подрастающих ребят, как говорят «сеять разумное, вечное, доброе».

    Одна из профессий, требующая постоянного самоанализа своих действий: «правильно ли я поступил(а)?», «верно ли сказал(а)?»..., соответствовало ли это принципу «не навреди»? Вечный самопоиск не дает возможности, вернувшись с работы, погрузиться  в домашние заботы, полностью отрешиться от событий, происходивших за день. Возможно, это одна из составляющих синдрома эмоционального выгорания личности педагога.

    Известно, что процесс воспитания и развития детей процесс динамичный, требующий внимательного индивидуального подхода в постоянно изменяющейся обстановке. В такой ситуации воспитатель должен владеть разнообразными методиками данных процессов, быть в курсе современных тенденций образования, знакомиться с трудами практикующих психологов.

    Общение педагога в своей профессиональной деятельности не ограничивается только с детьми, тесное сотрудничество происходит и со взрослыми людьми, с родителями воспитанников. Педагог и здесь должен оказаться на высоте, оценить и тактично направить родителей в правильное русло воспитания и развития ребенка.

    Родители отдают воспитателю самое драгоценное, что у него есть и желают получить заботливое отношение к ребенку и быть уверенными, что отдают свое чадо в надежные добрые руки. Я считаю, что доброта - это одно из основных качеств воспитателя. В данном случае мы не будем путать понятия «добренький» (возможно всё позволяющий детям, этакое временное состояние, зависящее от ситуации) и «добрый» (отзывчивый, нравственный, хороший - (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.1996 – с.165)).

    Если бы я была поставлена с условием выбора: отдать ли ребёнка доброму воспитателю или воспитателю, знающему и владеющему новыми суперсовременными методиками обучения, но с «жёстким сердцем», не сомневаясь, я бы свой выбор остановила на первом педагоге.

    Ребенок в детском саду должен себя чувствовать комфортно эмоционально. Большую часть времени он проводит со сверстниками, где происходит закладка будущих коммуникативных навыков под руководством педагогов и, как известно, – это в дальнейшем играет огромную роль в адаптации в социуме.

    В идеале, слияние двух характеристик – высоких нравственных качеств, любовь к детям и знание методик воспитания и развития дают воспитателю возможность быть  не должностным лицом, а именно призванным к данной профессии.

 

    

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по использованию и подбору компьютерных игр

     Дети и компьютеры

     Компьютеры настолько прочно вошли в нашу жизнь, что на тех, кто не умеет быть с ним на «ты», смотрят искоса. Споры относительно пользы и вреда от компьютерных игр ведутся на всех социальных уровнях, ученые проводят исследования о влиянии компьютерных игр на человека, дети спорят с родителями, родители – с учителями, и так далее. И ответа все равно нет. Мы надеемся, что приведенные ниже факты помогут вам сделать правильный выбор.

Хорошо!

Компьютерные игры развивают у ребенка:

быстроту реакции

мелкую моторику рук

визуальное восприятие объектов

память и внимание

логическое мышление

зрительно-моторную координацию

Компьютерные игры учат ребенка:

классифицировать и обобщать

аналитически мыслить в нестандартной ситуации

добиваться своей цели

совершенствовать интеллектуальные навыки

     Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.

     Игры на компьютере – это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре, чем заставить учить алфавит или, скажем, складывать цифры.

     Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают малышу починить стену домика (правильно сложив пазл) или расположить цифры по порядку, чтобы добраться до сокровищ, дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «молодец, ты справился отлично», это вызывает у ребенка восторг!

     Прекрасно нарисованные, веселые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы малыши развивали и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником.

А что же тогда плохо?

     Плохо то, что при не соблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.

     Обязательно помните о том, что для каждого детского возраста существует ограничение по времени для занятий: в 3-4 года – ребенок может находиться у компьютера 25 минут, в 5-6 лет – 35 минут, в 7-8 – 40 минут.

     Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости ребенка от виртуального мира. Но в семьях, где не пренебрегают правилом золотой середины во всем, таких проблем никогда не возникнет.

     Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в коррекционно-развивающей и реабилитационной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)

     За последние десятилетия в мире отмечается нарастание частоты рождения детей с врожденными физическими аномалиями, дефектами интеллекта и тяжелыми хроническими инвалидизирующими заболеваниями.

     Чем своевременней и качественнее будет оказываться ребенку-инвалиду комплексная реабилитационная помощь, тем большее количество детей-инвалидов смогут органично войти (адаптироваться) в социум, а следовательно, и показатель качества их жизни будет неуклонно повышаться.

     Очевидно, что добиться решения в современных условиях поставленной задачи без использования высоких технологий в реабилитационном процессе, невозможно.

     Применение компьютеров соотносительно к реабилитационному процессу и в коррекционно-развивающей работе может быть весьма многогранным и обширным.

     Прежде всего, это развивающие и обучающие компьютерные игры, ставшие одним из методов коррекции интеллектуальных, двигательных и речевых дефектов.

    Основной целью применения образовательных компьютерных игр является стимуляция интеллектуальной деятельности ребенка, форми-рования и совершенствования его высших психических функций: внимания, памяти, пространственных и конструктивных представлений, речи, логического мышления. Кроме того, компьютерные игры необходимы для развития быстроты реакции ребенка, а также его манипулятивной деятельности (включая мелкую моторику).

     Логопедические и дефектологические занятия современного уровня также немыслимы без компьютерных игр.

    Психолого-педагогические основы использования компьютерных технологий в детской реабилитологии

    Прежде, чем говорить о применении компьютерных или, как сейчас говорят, новых информационных технологий (НИТ) в реабилитации детей с различными отклонениями в развитии необходимо знать некоторые фундаментальные положения детской психологии и психологии игр.

    Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессий. Новые информационные технологии в детской реабилитологии, прежде всего, комплекс методических и учебных материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники объединенных в систему научных знаний об их роли и месте в комплексном реабилитационном процессе.

    Процесс овладения компьютерной грамотностью и НИТ требует учета человеческого фактора. Особенно остро эта проблема встает на дошкольной ступени развития. Ведь раннее детство – не только источник человеческой одаренности, но и период душевной ранимости, психической уязвимости. Об этом свидетельствует мировая практика реабилитации личности. Поэтому вносить что-то новое в жизнь детей всегда следует с особой осторожностью. «Помоги, но не навреди!» – принцип, которому нужно следовать, внедряя НИТ и для реабилитации детей. Успех компьютеризации реабилитационного процесса во многом зависит от компетентности специалистов, используемых методов, качества применяемых технических средств и развивающего содержания компьютерных программ.

    Ребенок может овладеть информационными технологиями уже в дошкольном возрасте. Но успех этого приобщения возможен в том случае, если компьютерные средства НИТ станут подлинными средствами его деятельности, т.е. средствами его повседневного общения, игры, посильного труда, конструирования, художественной и других видов продуктивной творческой деятельности. Это, в свою очередь, требует создания наукоемких компьютерных программ, структура которых соотносима с интеллектуальной структурой деятельности ребенка.

    Компьютерная развивающая программа становится необходимым звеном развивающей предметной среды детского учреждения любого типа.

    Компьютер должен войти в жизнь ребенка через игру. Игра – яркая, полноправная в эмоциональном отношении практическая деятельность – является для ребенка ведущей. Компьютер – в первую очередь средство деятельности ребенка.

    Важнейшая задача — не замена средствами НИТ традиционных средств дидактики игры, а включение их в общую систему на основе идеи взаимного обогащения.

    Для полноценного использования компьютера как средства деятельности (средства познавательного анализа информации о действительности) от ребенка требуется умение оперировать символами (знаками), обобщенными образами (т.е. ему необходимо достаточно развитое мышление, творческое воображение, определенный уровень произвольности действий). Все это формируется в многообразной предметно-практической и игровой деятельности. При этом особое значение для формирования потребности целенаправленного управления компьютером, развития компьютерных игр принадлежит ведущей деятельности ребенка – игре.

    Игра – одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры.

    Игра позволяет «расправить крылья своих способностей». В игровом процессе своего размышления о мире ребенок пользуется знаковой (символической) системой отображения реальности в игре.

    Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру ребенка компьютера как игрового средства.

    Как правило, все детские игровые компьютерные программы, игры - носят обучающий и развивающий характер.

    Вместе с тем, в разнообразном ассортименте детских программ выделяется большая группа обучающих и развивающих компьютерных игр, которые специально создаются для использования в образовательных целях. Это и отдельные программы, и наборы программ, которые представлены в виде отдельных коллекций, подсистем, пакетов, серий – в зависимости от степени их "общности".

    Существует много различных подходов к классификации компьютерных игровых программ, которая нужна не только для удобства потребителя: педагогам легче ориентироваться во всем богатстве программ, если рубрики сразу дают ответы на вопросы типа "Какие программы есть для детей 3 – 4 лет?", "Какие программы способствуют развитию речи?", "В каких программах есть изображения животных?", "Есть ли программы, в которых управление осуществляется только 3 – 4 клавишами?" и т.д. Она облегчает отбор требуемой программы по различным критериям.

    Программы можно делить на подгруппы, исходя из разных критериев: возрастного, сюжетной тематики, уровня сложности игровой задачи, сложности управления, задач развития умственных способностей и других характеристик.

     Но в первую очередь все образовательные программы для малышей можно сгруппировать в следующие большие классы:

а) развивающие игры;

б) обучающие игры;

в) игры-экспериментирования;

г) игры-забавы;

д) компьютерные диагностические игры.



Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

“Катунинская СШ” с.п. “Детский сад п. Катунино”

К О Н С П Е К Т

непосредственной образовательной деятельности

по художественно-эстетическому направлению (рисование)

с применением методики правополушарного рисования

“Разноцветные коты”

для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила и провела:

воспитатель,

Муратова Н. П.

2019

Цель: познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования (правополушарное рисование).

Задачи:

Обучающие: научить рисовать фон в технике правополушарного рисования, путём наложения краски на краску, учить пользоваться губкой при закрашивании листа.

Развивающие: улучшить зрительно-двигательную координацию путём развития у детей умения писать кистью, пользуясь разными приемами: широкими и плавными мазками, концом кисти, методом “тычка”; развивать цветовосприятие, творческий потенциал ребёнка; познакомить с народными преданиями о кошках; развивать умение выражать интерес друг к другу.

Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость; мотивацию к занятиям изобразительной деятельностью; создание у ребенка ситуации успеха.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Материалы: акварельные листы бумаги (формата А5), гуашь, кисти с жесткой щетиной (широкие,средние,тонкие), емкости для воды, подставка для кистей, влажные салфетки, бумажные салфетки, губка, тарелочки под губку.

Ход занятия:

Введение: Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Давайте познакомимся!На счёт-раз, два, три каждый произнесёт своё имя. “Раз, два, три!”. Дети все вместе произносят своё имя. Ребята, как вы думаете, когда мы хором произнесли наши имена, могла ли я услышать кого как зовут? Нет. Сейчас каждый произнесите своё имя по очереди. Договорились? Каждый по очереди произносит своё имя. Давайте с вами договоримся, если у вас возникнут вопросы или кто-то что-то захочет сказать, мы не будем перебивать друг друга, а поднимем руку.

Сюрпризный момент: Я слышу, что кто-то мяукает. Ой, кто тут? А это ты-Цапыч! Что у тебя случилось?

Кот Цапыч: Здравствуйте, ребята! У меня завтра должен открыться музей, а у меня не хватает только картин для музея. Вы сможете мне помочь нарисовать  картины для музея? Мне сказали, что дети-это самые лучшие художники!

Воспитатель: Поможем, ребята, Цапычу?Да.

Пройдемте, дети, в нашу изо-студию...

     

Воспитатель: Рисовать мы с вами будем секретным способом. У вас на столах приготовлены краски. Кто знает как они называются? Гуашь.Правильно, ребята. А ещё на столах у вас приготовлены разные кисти. Посмотрите, что это за кисти? Для чего они предназначены. Это жёсткие, щетинистые кисти, они нужны для работы с клеем и для аппликации. Правильно, но сегодня мы будем использовать эти кисти для рисования. Прошу вас выполнять то, что я буду показывать и не отвлекаться. Итак, начнём.

Воспитатель показывает и комментирует каждый этап работы.

Воспитатель: Перед вами лист бумаги. Во время рисования можно и даже нужно выходить за края. Берем самую большую кисть. Нам потребуется серебристый цвет. Сначала слегка смачиваем водой кисть, быстро закрашиваем весь наш лист серебристой краской большими мазками. После того как вы промыли кисть промкните её салфеткой. Теперь набираем на кисть краску и ставим большие кляксы -  вы можете выбрать любой цвет.Одним цветом, потом другим, потом третьим. Здесь нужно делать это быстро и не задумываясь, пусть рука сама выбирает цвета, именно рука, а не голова. Совсем не обязательно делать такой как у меня. Выбирайте цвета только по своему настроению и не задумывайтесь, сочетаются ли они между собой, и что в итоге получится не важно. Как видите, ничего сложного. А теперь начинаем волшебство: берем губку и начинаем вести её поверх наших пятнышек. Так мы смело, быстро и с удовольствием закрашиваем всю поверхность листа, смешиваем, наблюдая, как из наших трех-четырех цветов получаются сотни оттеноков.

     Важно делать это быстро.  Не останавливаться на краю и не бояться выходить за рамки листа.Таким, образом, у каждого из нас получится свой фон. Вообще, не обязательно рисовать в одном направлении, можно сделать круговые мазки.

      Пока фон сохнет Цапыч предлагает посетить его неоткрывшийся музей.

Цапыч: Проходите, гости дорогие!

А вы знаете, почему я захотел открыть музей кошки? Нет. Архангельск издавна является колыбелью российского флота. Много торговцев из разных стран приезжали к нам торговать тканями, различными товарами. Мои сородичи-кошки были равнодушны к рыбе и совсем неравнодушны к корабельным крысам. Корабли были построены из дерева и на них могли завестись крысы и прогрызть дыры, а это гибель для корабля и его команды. Поэтому с собой в плавание брали кошек. И я решил создать музей в честь моих друзей. В память о кошках, люди своими руками создавали кошек из различных материалов. Рассаживайтесь поудобнее, я вас познакомлю какие кошки живут в музее.

Воспитатель показывает экспонаты, рассказывает из какого материала сделаны и для чего предназначена(кошка-свистулька, кошка-колокольчик,кошка-точилка, кот в мешке).

Цапыч: Ребята, хочу с вами поиграть. Встаньте в круг.

Игра “Кошка-колокольчик”. Ход игры. Дети стоят или сидят полукругом. Цапыч бежит сколокольчиком по внешнему полукругу с такими словами:

Я бегу, бегу, бегу.

Колокольчиком звоню.

Саше колокольчик дам и на место сяду сам.(встану рядом сам). 

Игра проводится до тех пор, пока каждый ребенок не примет участие в ней, то есть пробежит с колокольчиком!

Воспитатель: Мы с вами заигрались, а нам надо выполнить просьбу Цапыча.Нарисовать котёнка. Обратите внимание на кошку.Перечислите что вы видите,но не забываем о правиле, что говорим по очереди и поднимаем руку, если что-то хотим сказать.(Голова круглой формы, два уха на голове, усы, туловище, хвост.) Какая кошка? Пушистая. Для того, чтобы нарисовать кошку, мы будем рисовать её тычком.Пойдемте в нашу изо-студию рисовать кошку.

Воспитатель: Возьмите кисточку среднюю по размеру:

Кисточку возьмем вот так:

Это трудно? Нет. Пустяк

(рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части)

Вверх, вниз, вправо, влево

(выполнять движение кистью руки)

Гордо, словно, королева, кисточка

пошла тычком,

Застучала каблучком.

А потом по кругу ходит, как ребята в хороводе.

Вы устали? Отдохнем и опять стучать начнём.

Мы рисуем, раз, раз...Всё получится у нас!

(кисточку поставить вертикально, сделать несколько тычков без краски).

Ребята, выбыирайте любую краску, у кого-то кот может быть рыжий, черный, белый...

Воспитатель показывает способ рисования кошки “тычком”.Дорисовывают глаза, рот, нос, усы тонкой кистью.Показывают коту Цапычу!

Цапыч: Ребята, я вам очень благодарен.Спасибо, что вы меня выручили.Теперь мой музей обязательно откроется!

Подведение итогов.Рефлексия.

Воспитатель: У вас получились прекрасные рисунки. Вы настоящие художники!Молодцы,ребята!Работы кладутся на стол к Цапычу.Воспитатель обращает внимание детей какие красивые рисунки котов получились.Кот хвалит детей.

Воспитатель обращается к детям: Как вы себя чувствуете? Вы знаете, ребята, что у каждого настроения свой цвет?

Когда мы чувствуем себя хорошо, у нас всё получается, мы довольны. И настроение наше похоже на чистую воду, и мысли у нас “ясные и чистые”. Когда мы радостны, у нас всё получается, то настроение становится похожим на салют: оно окрашивается в яркие красивые цвета. Но бывает, что мысли наши грустны и неприятны, нам плохо или обидно.Тогда наше настроение окрашивается в тёмные цвета.

Ребята, на ваших столах есть разноцветные краски. Вы каждый выберите такой цвет, который похож на ваше настроение сейчас.Наберите этот цвет на ватную палочку и окрасьте им воду в соём маленьком стаканчике.

Дети окрашивают воду в стаканчиках.

Какой цвет выбрали? Почему? А у тебя?...

Ответы детей.

Воспитатель: Я очень рада, ребята, что вы выбрали яркие цвета, а это значит, что настроение ваше радостное, хорошее и светлое. Я желаю Вам, чтобы вашу жизнь наполняли только чистые мысли. От них настроение становится замечательным. А когда хорошее настроение, хочется творить прекрасное!



Предварительный просмотр:

 КОМПЛЕКС  ГИМНАСТИКИ  ПОСЛЕ  ДНЕВНОГО СНА

 ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Цель: постепенное включение детей в активную деятельность, перевода

             от состояния торможения  к бодрствованию.

Задачи: - поднять мышечный тонус;

                - профилактика нарушения осанки и стопы;

                - создание положительного эмоционального настроя.

Оборудование: кровати, деревянные кирпичи (6-7 штук), веревочный канат,

                 обручи, шишки, белка - игрушка, домик для белки.

Вводная.

1.Гимнастика в постели (выполняется лёжа на спине на кровати):

 Мы все дружненько проснулись,

 Потянулись, улыбнулись!

 Поднимаем плечики как в траве кузнечики!

 Ручки, ножки мы подняли

 Как жучки их поболтали!

 Встанем мы на четвереньки,

 Повытягиваем шейки!

 Скажем: Мяу! – когда мы рады. (Прогиб спины)

 Зашипим, если не рады. (Выгибание спины)

 Основная часть.

2. Гимнастика у кровати.

                 К кроваткам встанем, ножки мы плясать заставим.

                 Мы топаем ногами (топ-топ-топ) - маршируем на месте.

    Мы хлопаем руками (хлоп-хлоп-хлоп) - хлопки перед собой

                 Мы топаем ногами (топ-топ-топ) - маршируем на месте.

     Мы хлопаем руками (хлоп-хлоп-хлоп) - хлопки над головой

Качаем головой!

Мы руки поднимаем! Мы руки опускаем и прыгаем кругом!

3.  Упражнение «Петушки» (дыхательная гимнастика).

Руки на поясе, шагаем высоко. Поднимаем ногу. Ногу отпускаем сначала  ставим на носок, потом на всю стопу. Остановились. Руки подняли, как я, воздуха набрали, выдохнув сказали: «Кукарекуууу!».

Кто-то выстроил дорожку. Куда нас она приведёт?

4.   Дорожка здоровья.

а) «Мостик из кирпичей». (Цель: развитие равновесия).

Шесть-семь кирпичей на расстоянии 15 см. Ходьба по кирпичам. Руки в свободном движении.

б) «Канат-ручей» (Цель-профилактика плоскостопия).

Пришли к домикам (обручи, рядом лежат две шишки).

Поздоровайтесь с белочкой! (Потянемся на носочках и помашем рукой».

Теперь поможем белочке с помощью своих ножек шишки в домик положить. С начала одной ножкой, потом другой.

В благодарность  белочка с нами поиграет.

Заключительная.

5 . «Самомассаж».

Белка просыпается, белка умывается.

Лапку правую выставит вперёд и немножечко её потрёт.

А потом наоборот, лапку левую потрет.

Чтобы чистым быть надо ушки нам помыть.

Грудку тоже моем чисто (движения снизу вверх):

Быстро. Быстро. Быстро. Быстро.

Белка, белка, всё помыла?

Носик вымыть не забыла?

Потри его немножко, ты лапкой. А мы ладошкой!

И про лобик не забудем,

Ладошками его разбудим!

МБОУ «Катунинская СШ»

структурное подразделение «Детский сад п. Катунино»

КОМПЛЕКС  ГИМНАСТИКИ  ПОСЛЕ  ДНЕВНОГО СНА

 ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

                                                               

                                                               Выполнила: воспитатель

                                                Муратова Н. П.

2020