Пойте фальшиво!

Хохлова Анна Витальевна

     Каждый ребёнок учится разговаривать и делает ошибки, иногда он вызывает этим умиление или его поправляют. Все прекрасно осознают при этом, что ошибки неизбежны, но они проходят. 
    Когда же ребёнок учится петь и ошибается, о нём обычно говорят, что он поёт «фальшиво». Но ведь никому не придёт в голову сказать, что ребёнок «разговаривает фальшиво». 
Но во имя какой нормы, какого авторитета позволительно считать и объявлять пение либо правильным, либо фальшивым? Где граница между верным и не верным и кто решает, где проходит она? 
    Когда я пою с ребятами, всегда есть кто-нибудь, кто гудит невпопад. Но ведь в конечном счёте он придумывает другой голос, что и есть полифония. Скорее я назвала бы это какофонией. И тем не менее эта долгая нота, как в старом колесе, то, что называют «гудением», это ведь и есть одна из первых форм полифонии в средние века. Удивительно, не правда ли? 
Демарш, названный «хоровое творчество», состоит в том, чтобы заставить придумывать по знакомой мелодии другие «голоса», другие мелодии, чтобы ей аккомпанировать. Здесь требуется не подстраиваться к «правильной» мелодии, а как раз наоборот: рискнуть отклониться от неё. Я по-настоящему провоцирую петь фальшиво, что угодно, лишь бы это не была выбранная мелодия. Несколько человек должны всё же петь её, чтобы оставалась исходная точка отсчёта. Группы остаются предоставленными сами себе, точнее магнитофону, на который они записывают всё. За унисоном последует радостная мешанина, которая многих будет шокировать. Тем не менее, каждый будет стараться оторваться от первоначальной мелодии в поисках всех возможных форм противопоставления: ритма, регистра, голоса, стиля. Но я не верю, что это мешанина звуков. Я знаю, что за ней скрывается начало организации, нужно только быть внимательным, в кажущемся хаосе искать нечто иное, чем хаос, нужно сделать сознательное усилие, чтобы услышать зачатки гармонии. 
Итак, сказано слово - гармония. Что же это на самом деле? «Наука об аккордах и их связи», - можно прочитать в словарях. Как во всякой «науке», её изучение начинается с правил. Откройте любой учебник гармонии и вы найдёте в нём подробное описание того, что нужно делать, что запрещено, того, что является неправильным. Теперь представьте, какую опасную свободу представляет человеку, «не способному» к музыке, возможность проникнуть в этот мир: это почти анархия! Но композиторы, которые не стали ждать, пока им будет предоставлено право «на вольности», сами позволяли её себе. И именно этим объясняется то обстоятельство, что потребовались века, для того чтобы эти новации были приняты академиками от музыки. 
Следовательно, в наших демаршах решать, где «правильно» и где «фальшиво», будет не какой - то авторитет, а каждый примет участие в дискуссии, чтобы знать, что принять, а от чего отказаться. Финальное выступление, когда все группы представят друг другу свои творения, позволит учесть все находки и осознать их более или менее эмпирическим путём. Что касается хорового пения, всем известна роль хормейстера, который дирижирует и, следовательно, поправляет. Но участники демарша скажут: «Что интересно, ведь не было хормейстера!». И я их поправлю: «Мне показалось, что вы все были хормейстерами, но не было одного – единственного, захватившего всю власть».