Экскурсия, как форма обучения детей дошкольного возраста.

Баскакова Наталья Николаевна

Доклад на тему

«Экскурсия, как форма обучения

детей дошкольного возраста»

   Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсии в том, что она обеспечивает формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.

Экскурсия в детском саду – это увлекательное мероприятия, которое с радостью воспринимается детьми.  Это уникальная возможность познакомить детей с искусством, профессиями, окружающим миром в другой обстановке, получить новые захватывающие впечатления.

По содержанию экскурсии делятся на:

  •  Исторические, в которых освещается конкретный период истории края;
  • Военно-исторические, т.е .экскурсии по  местам военных событий и в военно-исторические и мемориальные музей;
  •  Производственные, которые раскрывают историю предприятия, показывают его достижения, производственный процесс;
  • Природоведческие - по экологической тематике, к уникальным памятникам природы, в отделы природы краеведческого музея;
  • Искусствоведческие экскурсии рассказывают о творчестве композиторов, художников. Это экскурсии в картинные галереи, выставочные залы;
  • Литературные;
  • Архитектурно-градостроительные - с показом памятников архитектуры, знакомящие с планировкой и застройкой города.

По месту проведения экскурсии подразделяются на

  • Городские (обзорные и тематические);
  •  Заочные (видеосюжеты);
  • Загородные (автобусные и пешеходные);
  • Музейные.

По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом:

  • - Обычные экскурсии (обзорные и тематические);
  • - Учебные;
  • - Экскурсии – прогулки.

   Успех экскурсию зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.

Подготовка воспитателя заключается в определении цели экскурсии и отборе программного содержания, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.

Воспитатель выбирает наилучший путь к месту экскурсии. Продолжительность пути не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут, учитывая особенности дороги, состояние погоды.

Заранее осматривается место будущей экскурсии, уточняется маршрут, находятся нужные объекты, намечается содержание и объем тех знаний, которые дети получат, устанавливаются места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Готовятся стихи, загадки, пословицы, игровые приемы по теме экскурсии. Продумывается оборудование, которое необходимо взять с собой.

Подготовка детей начинается с сообщения цели экскурсии, создания мотивации, заинтересованности к теме экскурсии. Напоминаются правила поведения на улице, в лесу, в общественных местах. Нужно обратить внимание на одежду, обувь детей.

При разработке экскурсии решаются задачи:

  • воспитательные: экологическое, эстетическое, патриотическое воспитание.
  • образовательные: познавательное развитие (развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира);
  • развивающие: формирование навыков наблюдения (умение видеть признаки предметов, цвет и оттенки, форму, фактуру, пространственное положение), мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умение устанавливать связи разной степени сложности) воображения и творческих способностей.

Структура экскурсии включает в себя:

  • Вводную беседу с напоминанием о её цели;
  • Коллективное наблюдение стимулируется с помощью вопросов, загадок, сравнений, игр, общением с работниками предприятий;
  • Индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;
  • Сбор природоведческого материала;
  • Игры детей с собранным материалом;
  • Итог экскурсии-беседы, рассказы детей, что удивило, порадовало, запомнилось.

Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами.

   С развитием компьютерной техники и глобальных сетей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий в стенах детского сада. Не покидая здания, можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города и даже страны.

   Виртуальная экскурсия – это один из методов проектной деятельности и является эффективной формой обучения дошкольников. Она представляет собой способ знакомства с объектами окружающего мира, не посещая в реальности самого места; знакомство педагога с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера.

   Виртуальная экскурсия позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства.

Этапы виртуальной экскурсии:

Подготовительный этап:

  • Изучение и подбор литературы;
  • Определение целей и задач;
  • Изучение экскурсионных объектов;
  • Отбор фото и видеоматериалов;
  • Составление маршрута экскурсий;
  • Подготовка текста экскурсии;
  • Определение техники ведения виртуальной экскурсии.

Основной этап.

Вводная беседа

Показ экскурсии: видеопутешествие, видеоэкскурсия, фотопутешествие (подбор текста к слайдам, к фотоматериалам, озвучивание презентации).

Заключительный этап итоговая беседа (обобщение, систематизация увиденного, услышанного, обмен впечатлениями).

   Для реализации поставленных задач, в ДОУ была создана материально-техническая база, способствующая успешной информатизации воспитательно-образовательного процесса. Дополнено техническое оснащение дошкольного учреждения ноутбуками, проекторами, демонстрационными экранами.

   Мультимедийные пособия помогают детям получать знания об окружающем мире, проявлять заинтересованность, любознательность, активно участвовать в процессе познания.

    Систематическое использование виртуальных экскурсий в детских образовательных учреждениях в сочетании с традиционными методами, позволяют сделать процесс интересным, качественным, результативным.

Список литературы:

1. Беляева Л.В. Организация методического сопровождения реализации ФГОС дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования [Электронный ресурс]. - URL: obrazovatelnye-standarty

2. Бурлакова Г. В. Экскурсия как средство внеурочной деятельности: единство формы и содержания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 11 (ноябрь). – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14307.htm.

3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Электронный ресурс]. - URL: gramoteyka.jimdo.com.

4. Волосовец , Т. В. Методические разработки. Институт психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования [Электронный ресурс]. - URL: obrazovatelnye-standarty.

5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / Рос. Акад. образования, Психологический ин-т, Междунар. Ассоциация «Развивающее обучение» [Электронный ресурс]. - URL: psychlib.ru ›mgppu/DTe/DTe-001.htm.

6.Коёкина О.И., Цекасова Н.И. Взаимодействие дошкольных организаций по реализации ФГОС дошкольного образования // Управление ДОУ. - 2015. - С. 31 - 33.

7. Затеева Е.В. Развитие готовности педагога к реализации ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс]. - URL: obrazovatelnye-standarty.

8.Нифонтова С.Н., Гаштова О.А., Жук Л.Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «Издательство «Детство -пресс»». - 2010. - 96 с.

9. Калугина С.Е. Организация предметно-пространственной среды при переходе на ФГОС ДО [Текст]/ С.Е. Калугина, О.В. Артамохина // Управление ДОУ. - 2015. - № 4. - С. 34 – 36.

10. .   Силина Е. Н. Виртуальная экскурсия в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 213-214. — URL https://moluch.ru/archive/111/27760/ (дата обращения: 11.12.2019).