Речевая готовность ребенка к школе.

Горбачёва Ольга Алексеевна

Речевая готовность ребенка к школе.

Одним из актуальных вопросов в общей готовности к школе, по мнению ученых, является формирование речевой готовности к обучению в школе. Важность этого вопроса отмечали - Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, М. Монтессори, К Д. Ушинский, Л.С. Выготский. В психолого-педагогических исследованиях различают общую и специальную речевую готовность.

Основными направлениями работы при речевой подготовке до­школьников должны быть:

1.Общая речевая подготовка:

-формирование содержательной и связной диалогической и монологической речи;

-развитие речевого творчества, накопление и обогащение словаря;

-совершенствование грамматической правильности речи;

-развитие способностей к речевой деятельности.

2.Специальная речевая подготовка:

-развитие элементарного осознания языковой действительности;

-развитие умения ориентироваться в звуковой культуре слова;

-подготовка к обучению чтению и письму.

Таким образом, речевая готовность дошкольников предполагает развитие разных, сторон речи: звукопроизношение, грамматической правильности речи, обогащение словаря, выразительности речи.

Звукопроизношение и грамматический строй речи.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

  • «Телеграф» для игры нужны полоски бумаги и ручка. Дается телеграмма, например, «Слонёнок заболел». Юный телеграфист выкладывает столько полосок, сколько слов в предложении, а затем рисует столько кружков сколько слогов в слове.
  • «Эхо» педагог говорит громко сочетание гласных звуков, например АУ, УА, ЭА. Ребёнок должен тихо повторять.
  • «Ветерок» - дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук У – поднимаете руки и кружитесь.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа «ауи»; анализ обратного слога гласный — согласный типа-aп; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

  • «Волшебный кубик» - кубики с картинками на каждой грани. Ребёнок бросает кубик и называет картинку, затем определяет место звука в слове. Можно изобразить то, что нарисовано.
  • «Назови как можно больше предметов» на заданный звук из окружающих предметов.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования и словоизменения, правильно употреблять слова с уменьшительно - ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

  • «Шкатулка» - упражнять в согласовании слов с существительным женского рода. (В шкатулку кладутся картинки, дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено).
  • «Волшебный мяч» - образование единственного и множественного числа (одно слово, словосочетание),
  •  «Назови ласково» - образование слов с уменьшительно – ласкательным суффиксом,
  •  «Назови какая» - образование прилагательных,
  •  «Скажи со словом» - согласование существительного с прилагательным (осенний),
  • «Скажи, какая?» - образование притяжательных прилагательных (стая уток – утиная),
  •  «Скажи со словом «НЕТ» - образование существительных в родительном падеже.
  • «Мой, моя, моё» - согласование существительных с личным местоимением.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

  • Составление предложений по демонстрации действий.
  • Поиск соответствующего понятия. «Я начну, а ты закончи» (Люди зимой одеты…..)
  • «История» 5 картинок или 5 карточек со словами. Составить осмысленное предложение.
  • «Противоположности» - трус – храбрец. В лесу родилась ёлочку – В поле сломали березку.
  • «Письмо от Незнайки» поменять местами слова в предложении.
  • Расскажи по плану.

 

 

Словарь

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова – действия, слова – признаки.

  • Желтая папка.
  • «Соревнование по описанию предмета» ( одеяло – тёплое, легкое)
  • «Разговорчики» - любая картинка, где живёт, чем питается, детёныши и т.д.
  • «Картинки – загадки»
  • «Олины помощники» - показывается кукла, говорится что у неё много помощников –руки, ноги  - говорится, что они делают.

Связная речь

К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать не большие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота использования лексики), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения), на плавность речи (отсутствие подсказок по ходу пересказа).

  • Озвучивание мультфильмов
  • Закончи сказку по её началу. (Коза с козлятами и зайчик)

Речевая коммуникация

К 7 годам ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.

Необходим, деятельностный подход в процесс формирования рече­вой готовности к обучению в школе. Деятельностный подход пред­полагает направленность всех педагогических действий на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только че­рез собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует лич­ностные качества.