Консультация для педагогов на тему: «Инновационные технологии в ДОУ»

Бакулина Вера Анатольевна

Инновационные технологии в ДОУ.

          Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования.

Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей. (ФГОС ДО).

В современных условиях востребован педагог, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, научным психолого-педагогическим мышлением, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, а также, потребностью в профессиональном самовоспитании. (Стандарт педагога).

Отсюда следует, что качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства, способный к внедрению инноваций.

Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Основные виды инновационных технологий, применяемых в ДОУ.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

• здоровьесберегающие технологии;

• технологии проектной деятельности;

• технологии исследовательской деятельности;

• развивающие технологии;

• коррекционные технологии;

• информационно-коммуникационные технологии;

• личностно-ориентированные технологии; игровые технологии.

 

1. Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.

Основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.Здоровьесберегающие технологии могут быть по-разному реализованы. В зависимости от целей:

• они могут быть направлены на сохранение здоровья и реализовываться медицинским персоналом: контроль за питанием, мониторинг здоровья, обеспечение здоровьесберегающей среды;

• они могут быть направлены на физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая, закаливания, динамических пауз, стретчинга, альтернативных способов — например, хатха-йоги);

• они могут знакомить с культурой здоровья (в программе Ю. Аристовой «Будь здоров, как Максим Орлов!»);

• они могут обучать здоровому образу жизни через коммуникативные игры, игровые сеансы, логоритмику, физкультурные занятия (в программе «ОЗОЖ»).

2. Технологии проектной деятельности

Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель — работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы.  Проект - это система  обучения, дающая  возможность  воспитанникам  приобретать  знания  и  умения в  процессе  планирования  и  выполнения  постепенно  усложняющихся  практических  заданий.

Проекты различаются:

• по количествуучастников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;

• по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;

• по приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;

• по тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.

 

  Проекты можно классифицировать следующим образом:

 - «Игровые» - занятия, которые проводятся в группе в форме игры, танцев, увлекательных развлечений.

 -  «Экскурсионные» - проекты, целью которых является всестороннее и многогранное изучение окружающего мира и социума.

 - «Повествовательные», посредством которых дети учатся объяснять свои чувства и эмоции при помощи речи, вокала, письма и т. д.

 -  «Конструктивные», направленные на то, чтобы научить ребенка создавать собственным трудом полезные предметы: построить скворечник, посадить цветок и др.

 

3. Технологии исследовательской деятельности.

Внедрение инновационных технологий в ДОУ предполагает, кроме всего прочего, использование педагогами так называемой исследовательской деятельности. Что это означает? Прежде всего, речь идет о том, что усилия воспитателей направлены в первую очередь на то, чтобы сформировать у детей исследовательский тип мышления.Основной целью исследовательской деятельности является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.

Для этого в процессе обучения дошкольников педагоги прибегают к таким распространенным методам, как: постановка проблемы, ее всесторонней анализ, моделирование, наблюдение, экспериментирование, фиксация результатов, поиск решений и выбор лучшего из них.Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

 

4. Развивающие технологии.

В традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

Например, кубики Никитина, технология «ТРИЗ», бизиборд и др.

5. Коррекционные технологии.

Их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.

 

6. Информационно-коммуникационные технологии.

Преимущества использования информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе очевидны. Например, благодаря увлекательным программам, разработанным с целью обучить ребенка чтению, математике, максимально развить его память и логическое мышление, дошкольника удается заинтересовать и привить ему любовь к знаниям. Анимационные компьютерные картинки заставляют малыша буквально примкнуть к монитору и внимательно наблюдать за происходящим. Дети легко запоминают новую информацию, а затем обсуждают ее в группе.

      С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. Широко используется мультимедийный проектор для демонстрации презентаций, просмотра мультфильмов, сказок, фото, иллюстраций.

В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.

7. Личностно-ориентированные технологии.

Использование личностно-ориентированных, а также игровых технологий способствуют развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент делается на личности ребенка и его специфических особенностях.

Цель личностно-ориентированной технологии –создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.

В зависимости от способностей ребенка, педагог подбирает обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша. Здесь нет места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к воспитаннику. В группе, как правило, царит атмосфера любви, взаимоуважения и сотрудничества.

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.

 

Диалоговая  технология – ведущая  роль  принадлежит  педагогу, осуществляется   при  взаимодействии   на  основе личностного  и  деятельностного  компонента.

  Технология  коллективного  взаимообучения   имеет    цель -сделать  каждого  ребёнка  индивидуально  сильнее  в  его  собственной  позиции  и  развить   его  личностные  качества  (работа  в  группах,  парах).

  Предусматривается  разнообразие  тем  и  заданий, обучение  в  соответствии  со  способностями  ребёнка.

8. Игровые технологии.

Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.При этом игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Примеры технологий: Игры В.В. Воскобовича, «Дары Фрёбеля».

Социально - игровые  технологии  преследуют  решение  следующих  задач:

1) Развитие  взаимодействия  «взрослый-ребёнок»,  «ребёнок-родитель»,  «ребёнок- ребёнок»  для  обеспечения  душевного  благополучия  (коллективные  дела,  работа  в  малых  группах,  тренинги  на  умение  договариваться).

2) Коррекция  импульсивного, демонстративного,  протестного,  агрессивного  поведения  детей происходит  в  играх  с  правилами, играх - соревнованиях,  играх- драматизациях, сюжетно - ролевых  играх.

3) Формирование  умений  и  навыков  дружеского  коммуникативного  взаимодействия (приёмы,  социально  направленные  на  создание  ситуации  успеха  и  комфортности).

4) Создание  условий  для  развития  личностных  качеств  и  способностей  всех  субъектов  образовательного  пространства (метод  создания  проблемных  ситуаций  с  элементами  самооценки).

5) Развитие  навыков  полноценного  межличностного  общения,  помогающего  ребёнку  понять  самого  себя (самопрезентация).

Пример, социально-игровая технология С.Г. Якобсон.

Инновационные образовательные технологии в ДОУ способствуют физическому и психологическому развитию ребенка, помогают ему обрести веру в себя и в собственные силы, стать самостоятельным и ответственным.

Инновационные педагогические технологии в ДОУ помогают педагогамнайти подход к каждому отдельному ребенку, учитывать его особенности, черты характера и склад ума, и превращать занятия в увлекательное и необыкновенное «приключение».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_innovatsionye_tehnologii_v_dou.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №66»  Энгельсского муниципального района Саратовской области

Консультация для педагогов на тему:

«Инновационные технологии в ДОУ»

                     

                             

                                                     Подготовила старший воспитатель

                                                                 Бакулина Вера Анатольевна

Г. Энгельс, 2019 год.

Инновационные технологии в ДОУ.

          Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования.

Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей. (ФГОС ДО).

В современных условиях востребован педагог, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, научным психолого-педагогическим мышлением, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, а также, потребностью в профессиональном самовоспитании. (Стандарт педагога).

Отсюда следует, что качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства, способный к внедрению инноваций.

Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Основные виды инновационных технологий, применяемых в ДОУ.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

• здоровьесберегающие технологии;

• технологии проектной деятельности;

• технологии исследовательской деятельности;

• развивающие технологии;

• коррекционные технологии;

• информационно-коммуникационные технологии;

• личностно-ориентированные технологии; игровые технологии.

1. Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.

Основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.Здоровьесберегающие технологии могут быть по-разному реализованы. В зависимости от целей:

• они могут быть направлены на сохранение здоровья и реализовываться медицинским персоналом: контроль за питанием, мониторинг здоровья, обеспечение здоровьесберегающей среды;

• они могут быть направлены на физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая, закаливания, динамических пауз, стретчинга, альтернативных способов — например, хатха-йоги);

• они могут знакомить с культурой здоровья (в программе Ю. Аристовой «Будь здоров, как Максим Орлов!»);

• они могут обучать здоровому образу жизни через коммуникативные игры, игровые сеансы, логоритмику, физкультурные занятия (в программе «ОЗОЖ»).

2. Технологии проектной деятельности

Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель — работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы.  Проект - это система  обучения, дающая  возможность  воспитанникам  приобретать  знания  и  умения в  процессе  планирования  и  выполнения  постепенно  усложняющихся  практических  заданий.

Проекты различаются:

• по количествуучастников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;

• по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;

• по приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;

• по тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.

  Проекты можно классифицировать следующим образом:

 - «Игровые» - занятия, которые проводятся в группе в форме игры, танцев, увлекательных развлечений.

 -  «Экскурсионные» - проекты, целью которых является всестороннее и многогранное изучение окружающего мира и социума.

 - «Повествовательные», посредством которых дети учатся объяснять свои чувства и эмоции при помощи речи, вокала, письма и т. д.

 -  «Конструктивные», направленные на то, чтобы научить ребенка создавать собственным трудом полезные предметы: построить скворечник, посадить цветок и др.

3. Технологии исследовательской деятельности.

Внедрение инновационных технологий в ДОУ предполагает, кроме всего прочего, использование педагогами так называемой исследовательской деятельности. Что это означает? Прежде всего, речь идет о том, что усилия воспитателей направлены в первую очередь на то, чтобы сформировать у детей исследовательский тип мышления.Основной целью исследовательской деятельности является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.

Для этого в процессе обучения дошкольников педагоги прибегают к таким распространенным методам, как: постановка проблемы, ее всесторонней анализ, моделирование, наблюдение, экспериментирование, фиксация результатов, поиск решений и выбор лучшего из них.Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

4. Развивающие технологии.

В традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

Например, кубики Никитина, технология «ТРИЗ», бизиборд и др.

5. Коррекционные технологии.

Их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.

6. Информационно-коммуникационные технологии.

Преимущества использования информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе очевидны. Например, благодаря увлекательным программам, разработанным с целью обучить ребенка чтению, математике, максимально развить его память и логическое мышление, дошкольника удается заинтересовать и привить ему любовь к знаниям. Анимационные компьютерные картинки заставляют малыша буквально примкнуть к монитору и внимательно наблюдать за происходящим. Дети легко запоминают новую информацию, а затем обсуждают ее в группе.

      С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. Широко используется мультимедийный проектор для демонстрации презентаций, просмотра мультфильмов, сказок, фото, иллюстраций.

В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.

7. Личностно-ориентированные технологии.

Использование личностно-ориентированных, а также игровых технологий способствуют развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент делается на личности ребенка и его специфических особенностях.

Цель личностно-ориентированной технологии –создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.

В зависимости от способностей ребенка, педагог подбирает обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша. Здесь нет места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к воспитаннику. В группе, как правило, царит атмосфера любви, взаимоуважения и сотрудничества.

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.

Диалоговая  технология – ведущая  роль  принадлежит  педагогу, осуществляется   при  взаимодействии   на  основе личностного  и  деятельностного  компонента.

  Технология  коллективного  взаимообучения   имеет    цель -сделать  каждого  ребёнка  индивидуально  сильнее  в  его  собственной  позиции  и  развить   его  личностные  качества  (работа  в  группах,  парах).

  Предусматривается  разнообразие  тем  и  заданий, обучение  в  соответствии  со  способностями  ребёнка.

8. Игровые технологии.

Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.При этом игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Примеры технологий: Игры В.В. Воскобовича, «Дары Фрёбеля».

Социально - игровые  технологии  преследуют  решение  следующих  задач:

1) Развитие  взаимодействия  «взрослый-ребёнок»,  «ребёнок-родитель»,  «ребёнок- ребёнок»  для  обеспечения  душевного  благополучия  (коллективные  дела,  работа  в  малых  группах,  тренинги  на  умение  договариваться).

2) Коррекция  импульсивного, демонстративного,  протестного,  агрессивного  поведения  детей происходит  в  играх  с  правилами, играх - соревнованиях,  играх- драматизациях, сюжетно - ролевых  играх.

3) Формирование  умений  и  навыков  дружеского  коммуникативного  взаимодействия (приёмы,  социально  направленные  на  создание  ситуации  успеха  и  комфортности).

4) Создание  условий  для  развития  личностных  качеств  и  способностей  всех  субъектов  образовательного  пространства (метод  создания  проблемных  ситуаций  с  элементами  самооценки).

5) Развитие  навыков  полноценного  межличностного  общения,  помогающего  ребёнку  понять  самого  себя (самопрезентация).

Пример, социально-игровая технология С.Г. Якобсон.

Инновационные образовательные технологии в ДОУ способствуют физическому и психологическому развитию ребенка, помогают ему обрести веру в себя и в собственные силы, стать самостоятельным и ответственным.

Инновационные педагогические технологии в ДОУ помогают педагогамнайти подход к каждому отдельному ребенку, учитывать его особенности, черты характера и склад ума, и превращать занятия в увлекательное и необыкновенное «приключение».