Игровая программа "Щедрый вечер"

Бабакова Татьяна Геннадиевна

Старый Новый год – это замечательный праздник, который продлевает очарование традиционных русских зимних торжеств. Он более спокойный, ему не свойственна суета и шум, которые всегда становятся неизбежными спутниками традиционного Нового года.

В нашем детском саду  тоже отметили  Старый Новый год, со своими традициями его празднования. Традиция, которая имеется  у всех, – это прощание с новогодней ёлочкой, святочными предсказаниями,  щедровками, народными играми  со сказочными  героями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игровая программа "Щедрый вечер"29.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка детский сад первой категории   «Колокольчик»

Игровая программа  для детей 3 -7 лет «Щедрый вечер»

                                                        Выполнила: учитель-логопед

высшей квалификационной категории:

 Бабакова Т.Г.

                 

станица Тацинская

январь 2020год

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, знакомство с обычаями и традициями русского народа. 

Интеграция областей  

познавательное развитие: создание условий для знакомства детей с  русскими традициями и обрядами, с празднованием старого Нового года; поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

речевое развитие: разучивание щедровок, посевальных стихов, обрядовых песенок, поговорок с детьми 3 -7 лет;

социально – коммуникативное развитие: формировать дружеские взаимоотношения между детьми, чувство коллективизма, уважения. Способствовать сплочению коллектива через игру. Прививать любовь и уважение к традициям и культуре русского народа, воспитывать чувство патриотизма;

физическое развитие:  развитие физических качеств в народных музыкальных  играх.

художественно – эстетическое развитие: развивать творческий потенциал воспитанников в новогодней сценке  «Часы и стрелки»; способствовать развитию эстетических   способностей дошкольников посредством сказочных  образов в играх, щедровках. 

Предварительная работа:

1. Беседа с детьми и их родителями о традиционном праздновании старого Нового года  и Святок, выполнение масок и подготовка костюмов.

2. Подготовка музыкального репертуара и народных игр  к празднику, распределение ролей взрослых (Ведущий (предсказательница), Дед Мороз, Колдунья, Снегурочка, Мышь)

3. Разучивание речевого  репертуара с детьми (щедровки, обрядовые песни, поговорки,  музыкально – речевые игры)

Оборудование: предметы для предсказаний,  горшочки (6 штук), атрибуты для сценки «Часы и стрелки», расписные платки, мешок, зеркальце, сундучок, веточка ели, миска  с водой.

Ведущая Гадалка: 

День чудесный настает – наступает Старый Новый год!

Праздник смеха и затей,

Праздник счастья для детей!

Дети рассказывают стихи о Старом Новом годе  (Саша Г, Вова М., Юля П.)

   Ведущая Гадалка:  - Я Гадалка. А кто хочет узнать свою судьбу?  (обращается в зал). Что было, что будет, всю правду расскажу, никого не обману. Для начала я погадаю вам по руке. Вытяните вперед ручки. Посмотрите внимательно на свои ладони, если вы увидели на них лишние линии, значит, вы давно не мыли руки; слишком жирные линии на ваших руках говорят об очень хорошем питании; если вы не обнаружили на своей руке ни одной линии, значит, забыли снять варежки.

 А теперь взгляните на свои ноги. Одинокий сандалик на левой ноге предполагает некоторую рассеянность. Красивая  белая туфелька с красным бантиком указывает на тонкий вкус. А сейчас внимательно посмотрите на шеи ваших соседей. Намыленная шея обещает скоро исправиться. Вот такая у вас судьба.

А теперь  на каждый вопрос надо всем дружно ответить: «Вот так! » и показать как я!

Как живешь?

Как идешь?

А бежишь?

Ночью спишь?

Как берешь?

Как даешь?

Как шалишь?

А грозишь?

Ну, а дразнишь как?

Молодцы!

В ночь с 13 на 14 января и наступает Новый год по-старому.  Существовал обычай:  вечером взрослые и  дети  наряжались, надевали маски и выходили на улицу щедровать. Шли к родственникам и соседям, пели щедривки – специальные песни, величающие хозяев дома,  желали им всего самого лучшего. Поэтому 13 января еще называли щедрухой.

Гадалка: А мы с вами продолжим наши гадания

(открывает сундучок, берёт зеркальце, говорит волшебные слова)

По велению души, зеркало мне покажи,

Кто же к нам сюда идёт, в этот час под Старый Новый год?

Входит Зайка Денис М.

Танец с зайками (2 я младшая группа  «Рябинка»)

 Гадалка: Спасибо, зайчата!

По велению души, зеркало мне покажи,

Кто же к нам сюда идёт, в этот час под Старый Новый год?

Входят зверушки лесные (средняя группа «Солнышко») Танец лесных зверей 

Гадалка: Спасибо, лесные звери!

По велению души, зеркало мне покажи,

Кто же к нам сюда идёт, в этот час под Старый Новый год?

Входят мышки (старшая группа  «Колоски») 

Даже мышки прибежали,

К вам на Старый Новый год.

Заплясали, зашуршали,

Завели свой хоровод  (танец мышей, старшая группа «Колоски») 

Гадалка: Спасибо, мышки!

По велению души, зеркало мне покажи,

Кто же к нам сюда идёт, в этот час под Старый Новый год?

 ( сценка  «Часы со стрелками, средняя группа  «Лазорики») 

Гадалка: Спасибо, часы со стрелками!

По велению души, зеркало мне покажи,

Кто же к нам сюда идёт, в этот час под Старый Новый год?

Звучит фонограмма песни «Новый год» группы «Дискотека Авария»

Входит Дедушка Мороз: на голове бандана, наушники, разговаривает по сотовому телефону.

Ведущий: Дедушка Мороз! Ты ли это?

Дед Мороз: Я! Я! Иду в ногу со временем! Вращаюсь в различных кругах, тусуюсь! Живу современно, легко и прикольно! (Глядя на елочку): Вау! Какой блеск!

Ведущий: Дедушка Мороз! Ты знаешь, куда ты пришел?

Дед Мороз: На тусовку!

Ведущий: На какую еще тусовку, что это за слова такие? Это же детский сад! И дети у нас воспитанные! Ты чему их учишь!

Дед Мороз: Детский сад! Да что ж это я, старый удумал? Простите, дети, простите меня старика! (За елкой надевает шапку, берет посох и превращается в настоящего Деда Мороза)

Дед Мороз:  С новым годом Старым Годом! Поздравляю всех детей!

Гадалка: Спасибо, Дедушка Мороз! А мы  с ребятами гадаем на зеркале.

По велению души, зеркало мне покажи,

Кто же к нам сюда идёт, в этот час под Старый Новый год?

Появляется колдунья  (взрослый в костюме) За ней – мешок, в мешке большая мышь (взрослый в костюме)

Ведущий: Что же такое тяжелое в этом мешке находится?

Колдунья развязывает мешок, оттуда вылезает мышь.

Ведущий: Это же Мышь – символ нового года.

Колдунья: А Мышь, то не простая! Ответ знает на вопрос любой. Задавайте вопрос, а она скажет ответ

Ведущий: Хорошо, ответь мышь, на такие вопросы:

1. Какими будут наши детки в Новом году?

2. Какие они будут петь песенки?

3. Чем они будут заниматься?

Мышь: 1. Все красивые ребятки,

У них синенькие пятки,

У них нос картошкой,

А в носу лепёшка.

2. Будут лазать на крышу или еще выше.

Будут прыгать через речку,

Будут ездить на печке,

И шоколад коричневый в скорлупе яичной,

Будут есть руками и ногами.

Ведущий: Ох, Мышь, сколько небылиц ты нам нагадала, наши дети не такие, они послушные.

Колдунья: Мышь я заколдовала, чтоб она выполняла самые гадкие, самые плохие желания. Чтоб Старый Новый год был скучным и грустным, потому что  мне скучно  и  грустно.

Дед Мороз: Чтоб колдунью позабавить,

И от чар мышь избавить.

Нужно нам друзья играть,

Свою удаль показать.

(игры:  «Елочка в лесочке» - 2 младшая группа, «Ручки – ручки» средняя группа «Солнышко»,  «Заморожу» средняя группа  «Лазорик»,  «Туки – туки»  старшая группа  «Колоски»,    Игра на внимание -    подготовительные группы  «Березка»,  «Подсолнушек»)

Гадалка: Нам на месте не сидится –

Продолжаем веселиться!

Музыка, скорей играй,

Песню петь нас приглашай!

(песня  «Дед Мороз и валенки» дети подготовительной группы) 

Колдунья: Ох! Как я развеселилась!

Что с ногами не пойму

Вправо, влево носятся.

Не стоят они на месте

Так плясать и просятся!

Мышь: Я пришла к вам на весь год.

Пусть исполняются все ваши желания!

Здоровья, счастья в Новом году.

Мышь: А хотите погадать, да судьбу свою узнать?

давайте,   погадаем    под  горшочки  мы заглянем.
(Проводится игра «Гадание на горшочках». Посередине зала на 2-х столах стоят восемь горшочков с предметами, накрытыми разноцветными платками)

Дети водят хоровод и поют: Горшочек с вершочек, скажи нам, дружочек – что сбудется, станется? Плохое пусть останется. (Из горшочка вынимают предметы и объясняют их значение). 

Колдунья  (вытаскивает веточку ели, огорченно, заглядывая в горшочек): А, что, колечка нет?

 Мышь: Так кто же тебя замуж возьмет? Тебе сколько лет?

Колдунья: Ах, так! Ах, вот вы как …!  (детям) Сейчас я буду хозяйкой.  Устрою вам экзамен, задам я вам вопросы, а вы отвечаете «Да» или «Нет». Ошибетесь – не будет у вас никакого праздника! Ну, а если ответите, так и быть, сюрприз от меня получите!

 Дед Мороз – старик хороший? (Да)

Носит шляпу и галоши? (Нет)

Что растёт на ёлке – шишки? (Да)

Помидоры и коврижки? (Нет)

Любит Снегурка на санках кататься? (Да)

Любит Снегурочка в бане купаться? (Нет)

Любит Снегурочка холод и лёд?

Любит горячий чай и компот?

Любит Снегурочка тех, кто дерётся?

Любит Снегурочка тех, кто смеётся?

Любит Снегурочка ёлочку нашу?

Любит Снегурка горячую кашу?

Мышь: Ну, что, Колдунья, справились мы с твоей задачей, ответили мы твои вопросы? Тогда показывай свой сюрприз.

Колдунья: Ну, хорошо, хорошо … так и быть – вот мой сюрприз (в руках небольшой таз с водой – ковш и веточка ели): Снегу маленько я растопила. Кто этой водицей окропится, тот от недугов исцелится (брызгает на детей). 

Мышь: А знаете, что есть такая примета, кто в Новогодние праздники чихнет – тот здоровым год проживет! Кто болеть не хочет – чихнем-ка разок все вместе, а? Три-четыре: «Апчхи!»

Колдунья: Что б все были здоровыми!

Ведущий: Дорогие мои друзья и коллеги, примите  мои сердечные поздравления с праздником! Пусть Старый Новый год исполнит те прекрасные и чудесные желания, что не под силу были Новому году! Пусть в ваших домах поселятся любовь, радость, уют, душевное тепло и пусть живут они всегда!