Открытое занятие на тему "На бумажной фабрике"

Цель. Формирование представлений детей о бумаге, её свойствах и качествах.

 

Задачи:

1.        Закрепить и систематизировать знания детей о бумаге, познакомить с историей его возникновения, о назначении бумаги в быту.

2.        Формировать представления детей о бумаге, её свойствах на основе экспериментирования – изготовления бумаги, учить делать выводы.

3.        Обогащать словарный запас детей, используя методы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии.

4.        Развивать познавательную активность детей, связную речь, воображение.

5.        Воспитывать бережное и экономное отношение к бумаге.

 

Материал и оборудование:

Мультимедийная установка, видеофрагменты «Откуда появилась бумага», «Фиксики о бумаге», черный ящик с книгой для игры «Да-нетка»,бумажная фабрика с видами бумаг, 8 шапочек, 8 фартуков, резиновые перчатки, правила безопасности – на листах, блендер, гуашь 2 цвета, 3 подноса, крахмал, клей ПВА, одноразовые ложки, салфетки.

 

Предварительная работа: замачивание кусочков бумаги в теплой воде, проведение опытов «Свойства бумаги».

 

Ход занятия

Дети:

 

«Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!»

Здравствуйте, гости дорогие!

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

 

Воспитатель: Отгадайте, в какую игру будем играть? Как вы думаете, что лежит в черном ящике? выбрать ведущего ребенка.(в ящике лежит книга)

Игра «Да-нетка» (приложение1)

 

Воспитатель: А как вы думаете, из чего сделана книга? (Из бумаги)

Когда я была маленькая как вы, моя любимая книжка была  про Буратино. Из чего сделан Буратино? (Из полена, дерева)

Воспитатель: Почему дерево и бумагу называют родственниками? – ответы детей.

Воспитатель: Потому, что бумагу делают из дерева. Слово «бумага» берет свое начало от итальянского bambagia (камбоджа), что значит – хлопок.  Что делают из бумаги?

Дети: газеты, деньги, тетради, туалетную бумагу, салфетки, картон и наши любимые книжки и учебники.

Воспитатель: Мы сегодня узнаем где появилась бумага, какие виды и свойства есть у бумаги,  и из чего её делают.

Воспитатель: Бумагу изготавливают на бумажной фабрике или на  целлюлозно-бумажном комбинате. Посмотрите вот  на эту бумажную фабрику.

Из какой бумаги сделана фабрика – ответы детей.

На этой фабрике выпускают бумагу ручной работы.  Хотите попасть на эту фабрику и попробовать изготовить бумагу?

 

Воспитатель и дети: Топ-топ, хлоп-хлоп, повернись и на фабрике бумажной очутись!

 

Воспитатель: Вот мы  и очутились на фабрике. Давайте повторим свойства бумаги. Посмотрите  зарисовки  опытов и расскажите, какой опыт вы делали и обязательно не забыть про вывод о свойстве бумаги (приложение 2)

 

Воспитатель: Виды и свойства  бумаги вспомнили, а что бы узнать,  как  и когда появилась бумага на нашей фабрике есть кинозал. Проходите (фрагмент видеоролика)

Первая бумага появилась в Китае.  - Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную.

Воспитатель: Фиксики вам расскажут, как делают бумагу в наше время (фрагмент «Фиксики о бумаге»).

 

Воспитатель: Что необходимо сделать, чтобы не рубить лес?

Дети: Не выкидывать бумагу, а сдавать макулатуру. Ее переработают и снова получится новая бумага.

ФИЗМИНУТКА (приложение 3)

Как-то утром, спозаранку

Появились на полянке:

Не грибы и не цветочки,

А бумажные листочки.

Все листочки собрались?

Не ленись, и подтянись!

Ну, пожалуй, мы начнем,

Уголочки все загнем.

А теперь нетрудно нам

Все сложить их пополам.

Снизу-вверх - наискосок

Загибаем уголок.

А теперь мы из листочков

Превращаемся в комочки!

Прыг да скок, прыг да скок

Выпрямляется листок.

Мимо ветерок летит

И листочки шевелит.

Листки все в книгу соберем

И вместе мы ее прочтем.

 

Воспитатель: Приглашаю вас в зал нашей фабрики. Посмотрите вокруг и назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага.

Дети: Книги, альбомы, раскраски, плакаты и т. д.

 

Воспитатель: Отправляемся в лабораторию. Для проведения опытов вспомним  о правилах безопасности  в лаборатории.

 

Не пробуй на вкус ничего, никогда, иначе тебя оживает беда Никогда никому не мешай, соседа всегда своего выручай. Все за собой ты убери, будь аккуратным и не сори.

 

Воспитатель: Вспомним, что мы вчера с вами делали… 

 

Дети: Рвали бумагу на мелкие кусочки и заливали теплой водой.

 

Воспитатель: Процесс изготовления очень длительный, для этого нам понадобится клей, крахмал. /крахмал нужен чтобы бумага не рвалась и хорошо сгибалась/. Цвет бумаги выбираете сами. В  миску с массой перемешиваете 2 ложки клея и  добавляете  2 ложки крахмала. Аккуратно все перемешиваете. Добавляете гуашь нужного вам цвета. Сначала мы перемешаем массу одного цвета, затем только другого. У одних получится бумага красного цвета, у других желтого.  Миксер  нужен нам для того, чтобы масса получилась однородная.

Аккуратно выкладываем массу на противень, сверху кладем доску, чтобы масса была под гнетом и лишняя вода стекала.  Через дня два посмотрим, какая бумага у нас получилась. (Дети  работают в лаборатории).

 

Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем в игру «Хорошо-плохо». Давайте вспомним правила игры: я называю объект, а вы определяете его положительные и отрицательные свойства.

 

Воспитатель: Человек изобрел бумагу. Бумага - это хорошо, почему?

 

Дети: С помощью бумаги мы учимся читать и писать. Рисуем на бумаге. Из картона можно делать поделки.

 

Воспитатель: Бумага - это плохо. Почему?

 

Дети: Это не прочный материал. Она может сгореть, намокнуть, ее можно смять, разрезать, порвать.

Мозговой  штурм.  Что будет, если бумага исчезнет из нашей жизни?

 

Дети: Мы не сможем писать, рисовать. Не будет книг, учебников. Не будет бумажных денег и мы не сможем ничего купить. В магазине продукты будут без упаковок.

 

Воспитатель: Ну а нам пора возвращаться обратно. Раз, два – повернись и в нашей группе очутись.

 

Воспитатель: Ребята, что больше всего вам понравилось на бумажной фабрике?

Что интересного узнал ты сегодня  Матвей? Что дома маме расскажешь маме? – ответы детей.

 

Воспитатель: Мне, и я думаю, что и нашим гостям тоже сегодня понравилось наше путешествие и ваше трудолюбие, упорство и желание узнать что-нибудь новое. Спасибо.

 

 

 

 

Приложение  1

Игра «Да-Нетка»

Цель: формирование навыков фонематического анализа и синтеза; умения задавать вопросы, развитие слухового внимания и памяти.

Ведущий - педагог или ребёнок загадывает  слово или предмет (предмет помещается в черный ящик). Задаются  вопросы пока дети не угадают задуманное, например: «Это живое? Это стеклянный, железный предмет? Посуда? Это растение? Это животное? Оно большое? и т. д. Ведущий отвечает только «да» или «нет».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  2

Опыты с бумагой.

«Бумага режется»

(схема «ножницы»)

Предложить детям узнать режется бумага или нет. Два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага. Попробовать разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.

Вывод: картон толще, чем бумага, бумага рвется по легкости в зависимости от толщины.

2. «Бумага рвется»

(схема «рваная бумага»)

Дети пытаются порвать картон, бумагу, фольгу.

Вывод: картон толще, чем бумага, бумага рвется по легкости в зависимости от толщины.

3.«Бумага мнется»

(схема «мятая бумага»)

Смять сначала бумагу, потом картон.

Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется.

«Бумага намокает»

(схема «капля воды»)

Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло?

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.

«Бумага впитывает масло»

(схема «растительное масло»)

Намочить ватку в масле и оставить ею след на бумаге. Что произошло?

Вывод: масло пропитывает бумагу.

«Бумага издаёт звук»

(схема «нота»)

Предложила взять разноцветную бумагу и выполнять движение «стирка белья». Бумага шуршала, скрипела.

Вывод: при смятии, трении – бумага издаёт звук.

«Бумага летает»

(схема «самолет»)

Может ли бумага летать?. для этого нужно сделать самолетик.(дети делают оригами )

Вывод: так как бумага бывает легкая и тонкая, она может летать

«Бумажные поделки»

(схема «веер»)

Предложить детям цветную бумагу и вместе с ними сделать поделку веер.

Вывод: из бумаги можно делать красивые поделки.

«Бумага горит»

(схема «спички»)

Поджечь разные виды бумаги.

Вывод: бумага горит.



 

 

 

 

 

 

Приложение  3

 

Как-то утром, спозаранку

Появились на полянке:

Не грибы и не цветочки,

ходьба на месте

А бумажные листочки.

руки в стороны

Все листочки собрались?

Не ленись, и подтянись!

поворот головы вправо-влево

Ну, пожалуй, мы начнем,

Уголочки все загнем.

сгибать и разгибать руки перед грудью

А теперь нетрудно нам

Все сложить их пополам.

повороты влево-вправо

Снизу-вверх - наискосок

Загибаем уголок.

наклоны наискосок

А теперь мы из листочков

Превращаемся в комочки!

приседания, руки вперед

Прыг да скок, прыг да скок

Выпрямляется листок.

подскоки на месте

Мимо ветерок летит

И листочки шевелит.

упражнение на дыхание

Листки все в книгу соберем

И вместе мы ее прочтем.