Развитие эмоциональной сферы ребёнка в процессе ознакомления с Нижегородским краем

Горбунова Наталья Владимировна

С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту природы, желание больше узнать об истории родного края; формировать стремление оказывать посильную помощь людям, живущим рядом.

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии личности ребёнка, это период начальной социализации личности, время формирования фундамента эмоциональной сферы, приобщения к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия. В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, способы выражения своих чувств, а так же самостоятельно принять полученные знания в доступной практической деятельности.

В настоящее время в отношении людей к семье, к Родине и её истории определились два полюса: на одном - глубокое патриотическое  чувство, ведущее к активной созидательной позиции, на другом - вандализм и циничный отказ от своего Отечества. По какому пути пойдёт новое поколение? Ответ на этот вопрос во многом зависит от детского сада, школы, семьи.

В последнее время воспитание правильного выражения чувства патриотизма приобретает  всё  большее  общественное значение и становится задачей государственной важности. Без любви к своей семье, дому, Родине - не воспитать гражданина, не вдохновить ни на что...

Патриотические эмоции многогранны по содержанию и выражению. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Любовь к Родине начинается с любви к тому, что окружает ребёнка с детства - детский сад, своя улица, свой городок, к тому, что знакомо и понятно - с любви к его малой Родине. А малая Родина - это часть большой Родины. Только научившись любить свою малую Родину, передавать свои положительные эмоции , можно говорить о любви к Родине, своему народу.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Мы стараемся показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Основной формой ознакомления детей с «малой» Родиной являются тематические занятия. Мы приучаем детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Мы предлагаем найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей, передать свои ощущения от узнаного.

Для любого ребенка Родина – в первую очередь – это его семья. Именно семья как первичная ячейка общества,формирует базу восприятий, ощущений, эмоций и чувств, с которыми он впоследствии пойдет по жизни. Поэтому в своей работе мы часто привлекаем родителей к совместной работе с детьми, выражающейся в изготовлении совместных поделок из природных материалов, изготовлении стендов на различные темы из жизни ребят вне садика (фото, рисунки). Это позволяет не только очередной раз развить у детей творческие способности, но и стать им ближе с родителями в процессе совместной творческой деятельности. Результаты работ собираются в тематические выставки.

Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим народам, с его традициями и бытом с раннего детства. Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным с родным краем.

Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы говотовим эмоциональную базу для воспитания нравственно-патриотических чувств, чувства гражданственности, которые будут сохраняться всю жизнь и служат общему развитию личности. Краеведение - социально значимое и необходимое направление в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, педагог формирует глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой и бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, и значит стать созидателем своей малой Родины.

Знакомство с историей и культурой Нижегородской области проводим следующим образом:

- ознакомление с историческим прошлым и настоящим края, его географическим положением, природными ресурсами, климатическими условиями;

- ознакомление с городами области, их достопримечательностями, традициями, обрядами, народными играми;

- ознакомление с ремёслами;

- ознакомление с культурным наследием (фольклором, произведениями писателей, поэтов);

- развитие творческих способностей детей в изобразительном и музыкальном искусстве;

- интеллектуальное развитие, развитие познавательного интереса, познавательных способностей, речевой культуры;

- осуществление нравственного воспитания: воспитание чувства любви к родному краю, бережному отношению к историческим ценностям, трудолюбия, доброты, умения приходить на помощь другому человеку, созидать новое и прекрасное;

- воспитание желания познавать и возрождать лучшие традиции. Все это сопровождается выражением эмоций, переживаний.

Актуальными являются и формы работы по воспитанию нравственных чувств, такие как:

-целевые прогулки к памятникам боевой славы, по улицам, носящим имена героев;

- экскурсии к памятным местам, которые проводим с родителями;

- подготовка тематических выставок, посвящённых прошлому и настоящему с привлечением родителей.

Предметом познания народного искусства и культуры, как считают Гордеева Е.П. , Вишневская В.Н. , Князева О.Л. , является архитектура, как часть искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой. Дети получают представления о домах, построенных в разные временные промежутки. Детям предлагается для сравнения дома, построенные из разных строительных материалов. Дети старшего дошкольного возраста получают новые знания: об архитектуре старого и современного города, культовых сооружениях (часовнях, церквях, соборах), их внешнем виде и украшениях.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают праздники, познавательные беседы, экскурсии.

Процесс ознакомления ребенка с родным городом, с его достопримечательностями, заводами и фабриками, памятниками и скверами – сложный процесс. Чтобы он был эффективен, необходимо соблюдать ряд условий. К таковым относятся сотрудничество взрослого и ребенка, когда ребенок активно воспринимает знания, умения и навыки. Воспитатель, ориентированный определить педагогические условия воспитания любви к родному городу у старших дошкольников, признающий патриотическое воспитание в качестве объекта исследования, является его партнером, готовым в нужный момент оказать необходимую помощь, доброжелательно и ненавязчиво руководящий ребенком, становясь посредником между ним и социальной действительностью; создание положительной эмоциональной атмосферы в группе, когда между детьми складываются положительные взаимоотношения дружбы, поддержки, заботы, общения, уважения друг к другу.

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств, способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения. Обогатилась система отношений детского и родительского коллективов.

Надеемся, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни. Необходимо нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся эмоциональным воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, достойных граждан России.

Список литературы.

  1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. «Система патриотического воспитания в ДОУ» -Издательство «Учитель», 2007г.

2. Антонов Ю. Е. Левина Л. В. Как научить детей любить Родину. –М., 2003.

3. Буре Р. С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М. : Просвещение, 2004.