Самообразование по теме «Формирование основ безопасности у детей среднего дошкольного возраста»

Мариенкова Мария Алексеевна

ГБОУ «Школа №597 «Новое поколение», ДО №1 Лавочкина 52 а

                                                         

 

 

 

Тема самообразования:

 

«Формирование основ безопасности
у детей
среднего дошкольного возраста»

 

 

 

 

Подготовила: воспитатель

Средней группы №3

Мариенкова М.А.

 

 

 

 

 

 

Москва 2020г.

 

 

Актуальность проекта

В последнее время участились трагические случаи травматизма детей в быту, на улице, в транспорте и анализ причин их возникновения убеждают в необходимости систематической подготовки детей к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Основы безопасности - один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Детей этому надо учить, начиная с самого детства.

Цель

Сформировать у детей представления об элементарных правилах безопасного поведения (при пожаре, на улице, в лесу, дома) и осознанного отношения к их выполнению.

Задачи

1.Познакомить с понятием «безопасность», где ее нужно соблюдать.

2. Учить применять правила безопасности в быту.

3 .Развить мышление, память, воображение.

4 .Пополнять и активизировать словарный запас детей;

5.Развивать творческие способности

6.Воспитывать чувство осторожности и самосохранения, а также бережного отношение к своему здоровью.

Продукт проекта:

-выставки продуктивной деятельности по темам:

«Безопасность дома и на улице», выставка с родителями «Безопасное детство»

-фотографии занятий;

- рисунки по теме

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП

В данном этапе самым важным было рассмотрение и изучение методической литературы – заданной тематики (список литературы и интернет ресурсов прилагается). Так же были рассмотрены работы педагогов ДОУ публиковавшихся на различных, образовательных интернет порталах.

Практический этап.

Работа проходила по двум направлениям

- Безопасность на улице.

- Безопасность в помещении.

«Безопасность на улице».

В младшей группе большая роль формирования у детей модели безопасного поведения на улице ложится на плечи родителей. Именно их действия в транспорте, при движении по улице, при переходе дорог оказывают наиболее существенное влияние на формирование у детей культуры безопасности. А вот первичное накопление представлений об устройстве улиц, о транспорте, о необходимости соблюдать элементарные правила, организуется педагогом в ходе бесед, конструирования, рисования, чтения художественной литературы, просмотра мультфильмов, телепередач.

 

В средней группе продолжается работа по формированию у детей модели безопасного поведения на дороге, следуя принципу «обучение через семью» (беседы с родителями, консультации, родительские собрания). А так же продолжается обогащение представлений детей о безопасном поведении на дороге и применение их в различных видах детской деятельности которые организуются педагогом в ходе бесед, сюжетно-ролевых игр «Водители», «ДПС», «Семья», предварительной работы к ним, в ходе дидактических игр, конструирования, рисования, чтения произведений художественной литературы, наблюдений, экскурсий, просмотра мультфильмов, телепередач.

«Безопасность в помещении».

Педагог знакомит воспитанников с правилами безопасности, которые необходимо соблюдать в помещении. С учетом возрастных особенностей, акцент делается не на ознакомление с последствиями нарушения правил, а на формирование тактики избегания опасных ситуаций. Этот процесс должен подкрепляться формированием навыков безопасного использования предметов быта, выполнения элементарных трудовых действий.

В средней группе активно формируются навыки безопасного использования предметов быта. Большое значение для обогащения их практического опыта имеет выполнение дошкольниками трудовых поручений дома и в дошкольной образовательной организации. Педагог знакомит воспитанников с правилами безопасности, которые необходимо соблюдать в помещении. Происходит знакомство с работой экстренных служб.

 

  1. Беседа: «Правила дорожного движения достойны уважения»

Цель: выяснить, что дети знают о том, где и как следует переходить улицу; уточнить их представления о правилах уличного движения, убедить в необходимости соблюдать их, после проведась дидактическая игра «Светофор»

 

  1. Беседа: «В мире опасных предметов»

Цели: продолжать ознакомление детей с электричеством, электроприборами; закреплять правила осторожного обращения с электричеством, предостерегать от несчастных случаев. Продукт беседы: «цветочки» с опасными предметами распределенные по категориям: острые предметы, электрические приборы, опасность на кухне.

 

  1. Рассматривание иллюстраций «Правила маленького пешехода»

Цель: закрепить знания о правилах пешехода, познакомить с новыми правилами. Закрепление раскраской «Светофор»

 

 

 

 

  1. Беседа «Важные профессии»

Цель: Познакомить детей с профессией доктор, пожарный, полицейский. Узнать транспорт на котором они передвигаются и при каких случаях они нам могут понадобиться. Закрепление раскраской «профессии» и «транспорт»

 

  1. Консультации для родителей
  1. Список литературы для чтения дома о безопасности (ноябрь 2019)
  2. Консультация о безопасности на дороге  (октябрь 2019г)
  3. Консультация о безопасности на дороге зимой (январь 2020)
  4. Безопасность ребенка дома (февраль 2020)

 

  1. Коллективная выставка работ детей и родителей «Безопасное детство»

Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

 

Участие Осиповой Маргариты во всероссийском конкурсе рисунков «Я знаю ПДД». 1 место

  1. Стенгазета «Безопасность дома и на улице» Перед тем как украсить стенгазету, была проведена беседа о правилах поведения на улице и дома и дети объясняли каждую картинку, что на ней изображено и можно ли так делать.

 

Таким образом, безопасность – важнейшая потребность, удовлетворение которой, является  необходимым условием нормального существования  и  развития  и  формируется через определенные организационные формы, устойчивые структуры социальных взаимодействий, совместную деятельность.