Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья

Айплатова Александра Васильевна

     Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья.     

Консультационный  мини-центр

     С целью оказания всесторонней помощи родителям, повышения уровня психолого-педагогической компетентности,  на базе  МБДОУ «Детский сад «Аленка» города Кирсанова  был организован  консультационный мини - центр.

Целью Консультационного  Центра  является оказание консультативной и методической помощи семьям,  воспитывающим детей  раннего возраста с особыми образовательными потребностями, по вопросам воспитания, обучения и развития детей. В своей работе консультационный центр ориентируется на запрос семьи,   он   выясняется   непосредственно   при   общении   с   родителями.

    Работа консультационного  центра осуществляется в нескольких направлениях:

1. Социально-правовая деятельность

2. Психолого-коррекционная деятельность

3. Психолого-педагогическая деятельность

4. Информационно-просветительская деятельность.

    Консультационный  центр является интерактивной формой работы в детском саду, поскольку предполагает активное взаимодействие специалистов с семьей. Специалисты регулярно проводят диагностику детей,  и в процессе обсуждения составляется образовательный план действий, направленный  на конкретного ребенка.        

        В рамках работы консультационного  центра для детей с особыми образовательными потребностями и родителей (законных представителей)  проводятся фронтальные занятия и индивидуальные консультации. В центре  работают  специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, медицинская сестра, старший воспитатель, воспитатели с большим педагогическим опытом

     График работы консультационного  центра, а также  режим работы специалистов определяется исходя из режима работы МБДОУ с учетом запросов и потребностей родителей (законных представителей).

     Как учитель-логопед, регулярно провожу различные консультации и индивидуальные занятия с детьми, по запросам родителей. Использую при  этом  современные технологии, формы  и методы  коррекционной  работы. Система консультаций - занятий содержит различные упражнения по развитию артикуляторной, пальцевой моторики, речевого дыхания, силы, высоты голоса и комплекса разнообразных специальных упражнений с элементами нейропсихологического воздействия, направленных на исправление и развитие связной речи.

Таким образом, в МБДОУ «Аленка» активно используется  модель инклюзивного образования в виде социально-психологической и консультативной помощи  детям с особыми образовательными потребностями и их родителям (законным представителям);                                         обеспечивается преемственность ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ к обучению в школе;