Культура взаимоотношений в педагогическом коллективе ДОУ.

Фролова Анна Александровна

В последние время более пристальное внимание уделяется формированию общей, профессиональной и коммуникативной культуры педагога, которая способствует расширению пределов его нормативной деятельности, обеспечивает возможность создания и передачи ценностей, помогает реализовывать воспитание и развитие детей, осуществлять формирование социальной и гражданской позиции. Особое значение в педагогическом коллективе отводится культура взаимоотношений, которая отражается не только на психологическом комфорте в коллективе, но и на процессе воспитания и обучения детей, а также при конструктивном взаимодействии педагогов в коллективе. Культура взаимоотношений является структурным компонентом внутренней культуры личности педагога и оказывает значительное влияние на результаты педагогической деятельности. Наличие здоровых взаимоотношений оказывает влияние и на личность самих участников педагогического коллектива и на развитие их профессионально значимых качеств.

Сегодня в российском обществе – обществе XXI века остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со своими воспитанниками, с коллегами по работе, другими субъектами образовательного процесса, как вести себя в непростых условиях динамично меняющейся действительности.

Культура общения включает как вербальные, так и невербальные средства взаимодействия, поэтому большая роль отводится манерам.

Манеры - один из аспектов культуры поведения, обозначает: прием, образ действия, способность держать себя.Культура общения педагога строится на речевом этикете.Речевой этикет является необходимым условием делового и личностного общения педагога. Соблюдение речевого этикета для педагога - важнейшее профессиональное требование. Необходимо помнить простейшую формулу речевого этикета, которая выглядит следующим образом: думай, кому говоришь, что говоришь, где говоришь, зачем говоришь, и какие из этого будут последствия.

Любовь к детям, уважение и требовательность к ним, высокий профессионализм и научно педагогическая подготовленность, умение найти эффективные воспитательные воздействия на личность и коллектив, справедливость, коммуникативность, высокий уровень внешней и внутренней культуры – вот основные особенности профессиональной этики педагога.