Рабочая программа кружка "Я - ты - мы"
В статье находится: пояснительная записка рабочей программы, календарно-тематический план.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
19-20_rp_kruzhok_ya-ty-my.docx | 49.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение
«Олёкминская средняя общеобразовательная школа»
Тындинского района
Группа дошкольного образования
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МОКУ «Олекминская СОШ»
_____________Е.А.Курьякова
«____»_______________2019 г
Рабочая программа
социально – эмоционального развития детей 5-7 лет
«Я, ты, мы»
Составлена на основе программы:
«Я, ты, мы» О.Л.Князевой
Разработана:
воспитателем высшей квалификационной категории
Хода М.О.
Олекма 2019
Содержание
Целевой раздел
- Пояснительная записка
- Цели и задачи программы
- Принципы программы
- Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников
Содержательный раздел
Особенности образовательной деятельности
- Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Тематическое планирование содержания организованной деятельности детей
- Перспективное планирование
- Планируемые результаты
- Расписание организованной образовательной деятельности
Организационный раздел
- Материально-техническое обеспечение
- Список педагогической литературы
- Приложения
Пояснительная записка
Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста составлена с учетом программы «Я -ты -мы», автор О.Л. Князева;
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- С Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями);
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13; «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»» (с изменениями и дополнениями);
- Основной образовательной программой дошкольного образования муниципального образовательного казенного учреждения МОКУ «Олекминская СОШ», разработанной с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2016.
Многие годы дошкольное образование было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребительской сферы, нравственных ценностей и установок, социально – психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Каждое из обозначенных направлений развития нашло свое отражение в отечественной детской и социальной психологии в работах таких выдающихся ученых, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, Л. И. Божович, а также их учеников и последователей (Т. И. Репина, Е. О. Смирнова, Л. П. Стрелкова и др.). К сожалению, результаты их научных исследований многие годы не были востребованы педагогической практикой в полной мере.
Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком — принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
Основной целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе.
Задачи:
- Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, их эмоциональное благополучие;
- Обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства;
- Создавать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала, каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- Развивать духовно-нравственные и социокультурные ценности и принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи и общества.
- Способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской, продуктивной деятельности;
- Развивать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Принципы программы
• полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка субъектом образования;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
Возрастные особенности развития детей 5-7 лет
Ребенок 5-7 лет может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил, своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил и несоответствие поведения своим этическим представлениям. Без контроля со стороны взрослого, не отвлекаясь, может выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривлекательную работу, наводить порядок в комнате. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, справедливо распределяет роли, помогает во взаимодействии с друзьями.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Противоречия современной социокультурной среды также накладывают свой отпечаток на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием. Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Тематическое планирование содержания организованной деятельности детей
Первый раздел программы «Уверенность в себе» предполагает решение следующих задач. Помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим. Для того чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми, каждый ребенок должен знать, что он может, а что ему пока не удается. Его возможности еще ограничены, но они совершенствуются и развиваются — завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня. Поэтому педагогу необходимо постоянно поддерживать каждого ребенка в разных ситуациях — как успеха, так и неудачи. Иными словами, в любом случае взрослые должны помогать ребенку поверить в свои силы.
Второй раздел программы «Чувства, желания, взгляды» призван научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции — чувства и переживания, — а также понимать эмоциональные состояния других людей.
Педагог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучает им пользоваться как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других.
Педагог способствует постепенному осознанию детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая чужие и свои собственные ощущения и переживания.
Третий раздел «Социальные навыки» предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Это — формирование коммуникативных навыков; умения установить и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций
Тематический план
№ | Наименование разделов | Дата | |||
План | Факт | ||||
1. | Уверенность в себе | ||||
1 | 1 | Разгляди себя в зеркале. Что между нами общего? Изобрази себя | 10.09.2019 | ||
2 | 2 | Изобрази себя другим | 17.09.2019 | ||
3 | 3 | Узнай по голосу | 24.09.2019 | ||
4 | 4 | Ты и твое имя | 01.10.2019 | ||
5 | 5 | Что ты любишь поесть? | 08.10.2019 | ||
6 | 6 | Проба на вкус и запах | 15.10.2019 | ||
7 | 7 | Что ты хочешь носить? | 22.10.2019 | ||
8 | 8 | Что ты умеешь делать? | 05.11.2019 | ||
9 | 9 | Какой ты, что тебе нравится? | 12.11.2019 | ||
10 | 10 | Красивое - безобразное | 19.11.2019 | ||
11 | 11 | Робкий | 26.11.2019 | ||
12 | 12 | Смелый | 03.12.2019 | ||
13 | 13 | Подведение итогов по разделу | 10.12.2019 | ||
2. | Чувства, желания, взгляды | ||||
3. | 14 | 1 | Мимические признаки эмоций | 17.12.2019 | |
15 | 2 | Твои поступки и чувства других | 24.12.2019 | ||
16 | 3 | Спорящие лица | 14.01.2020 | ||
17 | 4 | Печаль. Горе. Злость. Страх | 21.01.2020 | ||
18 | 5 | Никто меня не любит | 28.01.2020 | ||
19 | 6 | Подведение итогов по разделу | 04.02.2020 | ||
Социальные навыки | |||||
20 | 1 | Я считаю себя хорошим | 11.02.2020 | ||
21 | 2 | Ласковые слова | 18.02.2020 | ||
22 | 3 | Друзья. С кем ты хочешь дружить? | 25.02.2020 | ||
23 | 4 | С кем я дружу | 03.03.2020 | ||
24 | 5 | Ссора | 10.03.2020 | ||
25 | 6 | Как помириться | 17.03.2020 | ||
26 | 7 | Одиночество | 24.03.2020 | ||
27 | 8 | Дразнить, обижать | 31.03.2020 | ||
28 | 9 | Что можно делать, а чего нельзя | 07.04.2020 | ||
29 | 10 | Как можно объяснить все взрослым | 14.04.2020 | ||
30 | 11 | Вместе с друзьями | 21.04.2020 | ||
31 | 12 | Совместные игры | 28.04.2020 | ||
32 | 13 | Совместное дело | 12.05.2020 | ||
33 | 14 | Подведение итогов | 19.05.2020 | ||
Итого: 33 |
Тема | Задачи | Содержание |
| |
РАЗДЕЛ 1. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ | ||||
Разгляди себя в зеркале. Что между нами общего? | -Продолжать определять вместе с детьми представление о себе. -Определять вместе с детьми их предпочтения в играх и занятиях, сравнивать с предпочтениями других | Упражнение приветствие -Разыгрывание ситуации Игра «Говорящее зеркало» Игра «Узнай про кого я расскажу» Игра «Водяной» - Рассматривание общего фото Игра «Садовник» Игра «Узнай на ощупь» Танец под медленную музыку Ритуал прощание |
| |
Представь и изобрази себя другим | Продолжать определять вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к животным, сравнивать с предпочтениями других людей | Упражнение приветствие Пантомима «Догадайся кто я?» Игра «Театр эстрады» Рисование лиц на надутых воздушных шариках Ритуал прощание | ||
Узнай по голосу | Привлечь внимание детей к такой индивидуальной особенности детей, как голос | Упражнение приветствие Игра «Телефонный разговор» Дидактическая игра «Кто позвал?» Ритуал прощание |
| |
Ты и твое имя | Развивать представления детей об имени | Упражнение приветствие Игра «Имена» Игра «Ласковые слова» Упражнение «Постарайся отгадать» Рисунок Ритуал прощание |
| |
Что ты любишь поесть? | Продолжать определять вкусы детей | Упражнение приветствие Рисование «Любимое блюдо» Сюжетно-ролевая игра «Кафе» Игра «Смак» Игра Я и друзья» Ритуал прощание |
| |
Проба на вкус и запах | Определять с детьми их предпочтения во вкусах и запахах | Упражнение приветствие Игра «Путешествие в страну запахов» Игра «Любимый запах Ритуал прощание |
| |
Что ты хочешь носить? | Определять предпочтения в одежде | Упражнение приветствие Демонстрация одежды Игра «Я-модельер» Игра «История костюма» Презентация своей одежды Ритуал прощание | ||
Что ты умеешь делать? | Определять вместе умения и предпочтения детей в разных видах деятельности | Упражнение приветствие Изготовление елочных игрушек Ритуал прощание | ||
Какой ты, что тебе нравится? | Развивать индивидуальность | Упражнение приветствие Фотографии детей Изготовление альбома «Что я люблю» Ритуал прощание | ||
Красивое-безобразное | Определить вместе, что красиво, что нет | Упражнение приветствие Рассказ В. Сухомлинского «Что лучше?» Рисование своей сказки о «красивом» и «безобразном» Игра «Мир красоты» Ритуал прощание | ||
Робкий | Знакомить с чувством робость | Упражнение приветствие Упражнение «Волшебный стул смелости» Игра с зеркалом «Похвали себя» Игра «Скажи другу комплимент» Ритуал прощание | ||
Смелый | Знакомить с понятием -смелый | Упражнение приветствие Чтение книги В. Маяковского что такое плохо» Чтение Рассказа Л.Толстого «Котенок» Игра «Спасаем Мишку» «Что такое хорошо и Ритуал прощание | ||
Подведение итогов по разделу | ||||
РАЗДЕЛ 2. ЧУВСТВА, ЖЕЛАНИЯ, ВЗГЛЯДЫ | ||||
Мимические признаки эмоций | Развивать представления о мире эмоций и чувств | Упражнение приветствие Этюд «Догадайся, что произошло» Изготовление карточек с изображением эмоций Игра «Мои ощущения» Мимическая гимнастика Подвижная игра «Что мы делали не скажем, а что делали покажем» Ритуал прощание |
| |
Твои поступки и чувства других | Учить детей распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния и анализировать их причины | Упражнение приветствие Игра «Я разведчик» Упражнение «Я справлюсь» Ритуал прощание | ||
Спорящие лица | Продолжать учить детей распознавать различные эмоции по выражению лица | Упражнение приветствие Лото «Спорящие лица» Изготовление масок с сердитым выражением лица Ритуал прощание | ||
Печаль. Горе. Злость. Страх. | -Помочь понять причины возникновения грустного настроения -Помочь понять, что такое горе, учить справляться с этим чувством -Помочь детям понять, что такое «злость» -Помочь детям справляться со своими страхами | Упражнение приветствие -Карточки с изображением разных эмоций Прослушивание музыкального произведения П.Чайковского «Болезнь куклы» Чтение рассказа Л. Толстого «Птичка» -Чтение сказки «Волк и семеро козлят» Когда я грустил (рассказы детей) Игра «Море волнуется» Этюд «Северный полюс» - Чтение К. Чуковского «Бармалей» Рассматривание иллюстраций Канашевича Игра «Волшебные слова» Упражнения «Коврик злости», «Волшебный мешочек» Техника «Разрывание бумаги» - Рисование «Чего я боюсь» Рассматривание пиктограммы «страх» и изображений людей с испуганными лицами Упражнение «Зеркало» Игра «Медвежонок» Ритуал прощание | ||
Никто меня не любит | Помочь детям устанавливать связь между разными эмоциями и причинами, которые их вызывают | Упражнение приветствие Раскрашивание картинок о дружбе Игра «Ау» Игра «Передай другому» Подвижная игра «Ищу друга» Упражнение «Дружба начинается с улыбки» Ритуал прощание | ||
Подведение итогов по разделу | ||||
РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ | ||||
Я считаю себя хорошим | Продолжить развивать представления о том, что такое дружба | Упражнение приветствие Чтение К.Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно» Рисование «Мой друг» Игра «Скажи соседу комплимент» Игра «Ласковые имена» Ритуал прощание | ||
Ласковые имена | Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств | Упражнение приветствие Игра «Назови ласково» Прослушивание песенки «Улыбка» Игра «Дружба» Игровое упражнение «Давай помиримся» Ритуал прощание | ||
Друзья. С кем ты хочешь дружить | -Побуждать детей сочинять несложные стишки и истории, в которых героями становятся они сами, способствовать повышению самооценки детей -Расширять представления о том, какими качествами должен обладать друг | Упражнение приветствие -Кукольный спектакль «Лучшие друзья» Песенка «Как мы весело живем» Игра «День Рождения» -Игра «Поезд» Игра «Котенок» Игра «Передай мячик» Игра «Рукавички» Ритуал прощание | ||
С кем я дружу | Познакомить детей с качествами, помогающими и мешающими дружбе, научить анализировать с этих позиций себя и своих знакомых | Упражнение приветствие Чтение С. Решетникова «Друг» Игра «Закончи фразу» Упражнение «Подари камешек» Игра «Приглашение» Ритуал прощание | ||
Ссора | Способствовать осознанию причин ссор | Упражнение приветствие Показ кукольного театра «Лиса и журавль» Этюд «Давай помиримся» Игра «Банк идей» Ритуал прощание | ||
Одиночество | Помочь понять, что такое одиночество | Упражнение приветствие Игра «Сбор рукопожатий» Игра «Скульптура» Ритуал прощание | ||
Как помириться | Учить простым способам выхода из конфликта | Упражнение приветствие Сценка «упрямые козлики» Инсценировка с детьми Упражнение «Мостик дружбы» Разучивание «мирилок» Ритуал прощание | ||
Дразнить, обижать | Развивать добрые, теплые отношения между детьми | Упражнение приветствие Чтение русских народных дразнилок Кукольный театр «бычок и лиса» Ритуал прощание | ||
Что можно делать, а что нельзя | Помочь понять необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения | Упражнение приветствие Чтение С. Решетникова «Я больше не хочу» Рисование «Что мне запрещают делать» Игра «В стране запретов» Ритуал прощание | ||
Как можно объяснить все взрослым | Способствовать хорошим отношениям детей и взрослых | Упражнение приветствие Игра «Поручения-обращения» Рисования «Запреты» Упражнение «письмо родителям» Ритуал прощание | ||
Вместе с друзьями | Побеседовать с детьми об одиночестве, объяснить преимущества дружбы на примере коллективных игр | Упражнение приветствие Чтение пословиц Чтение стихотворения Е.Серова «Нехорошая история» Игра «Парашут» Игра «Если нравиться тебе, то делай так» Настольные игры в микрогруппах Ритуал прощание | ||
Совместные игры | Объяснить детям, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться | Упражнение приветствие Эстафеты Коллективный портрет группы Ритуал прощание | ||
Совместное дело | Помочь понять, что играть вместе - легче справиться с любым делом | Упражнение приветствие Рисование ладошками «Солнышко» Сюжетно-ролевая игра «День и ночь» Ритуал прощание | ||
Подведение итогов |
Планируемые результаты
В ФГОС ДО четко определено, что развитие ребенка не является объектом измерения и оценки.
Системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка конкретных образовательных достижений, поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Целевые ориентиры на этапе завершения программы
1.Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
2 .Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
3. Сопереживать неудачам и радоваться успехам других, проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
4.Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
5. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
6. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Расписание непосредственно-образовательной деятельности
Программа предполагает 33 ООД, изучается 1 год.
Организованная образовательная деятельность с подгруппой детей проводится один раз в неделю, их продолжительность составляет от 25 до 30 минут (в зависимости от возраста детей). ООД проводится в помещении группы ГДО, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться. Процесс развития личности ребенка обеспечивается в различных видах общения, а так же в игре, познавательно-исследовательской деятельности.
Образовательный процесс, строится на основе партнерского характера взаимодействия участников образовательных отношений.
Взаимодействие с семьей
В рамках данной программы взаимодействие с родителями (законными представителями) осуществляется через: индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов в группах, организация выставки детского творчества, день открытых дверей, ознакомление с программой на официальном сайте.
Материально - техническое обеспечение:
- компьютер;
-мультимедийная установка;
-музыкальный центр;
- ноутбук, DVD.
Методические пособия и игры:
-фотоальбом «Изобрази себя другим»;
- пособие «Веселые, грустные или…», «Чье окошко?», «Календарь эмоций», «Ворчун и весельчак», «Ссоры», «Мы»;
- дидактическая игра «Подбери одежду», «Азбука настроения», «Кубики», «Угадай настроение», «Дорисуй портрет», «Забавный гномик», «Встреча эмоций», «Банк идей», «Хорошо и плохо»;
- альбом «Вот я какой»;
-дидактическое пособие «Что нравится мне и другим», «Котауси и Мауси»;
-альбом «Эта книжечка про меня»;
-альбом «Вот мы какие!»;
-результаты деятельности детей «Буква моего имени»;
Наглядные пособия:
-игрушки (куклы, животные, сказочные персонажи);
-фотографии, картинки, карточки.
Оборудование:
-колокольчик,
-зеркало, шкатулка, платочки;
-листы бумаги;
-набор цветных карандашей;
-детский конструктор;
-мел;
-магниты;
- клубок ниток;
-фланелеграф.
Список педагогической литературы
- Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. Руководство для психологов, педагогов и родителей по развитию личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Педагогическое общество России , 2000.
- Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н.П. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис – Пресс, 2004.
- Дьяченко О. М.и др. «Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности», М.: Новая школа, 2004;
- Князева О. Л., Стеркина Р. Б.; Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.— М.: Дрофа, ДиК, 1999.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: «Генезис», 2006