Рабочая программа кружка "Я - ты - мы"

Хода Марина Олеговна

В статье находится: пояснительная записка рабочей программы, календарно-тематический план.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 19-20_rp_kruzhok_ya-ty-my.docx49.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение

«Олёкминская средняя общеобразовательная школа»

Тындинского района

Группа дошкольного образования

УТВЕРЖДАЮ

Директор  

МОКУ «Олекминская СОШ»

_____________Е.А.Курьякова

«____»_______________2019 г

Рабочая программа

социально – эмоционального развития детей 5-7 лет

 «Я, ты, мы»

Составлена на основе программы:

«Я, ты, мы» О.Л.Князевой

       

 Разработана:

воспитателем высшей квалификационной категории

 Хода М.О.

Олекма 2019

Содержание

Целевой раздел

  • Пояснительная записка
  • Цели и задачи программы
  • Принципы программы
  • Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников

Содержательный раздел

Особенности образовательной деятельности

  • Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
  • Тематическое планирование содержания организованной деятельности детей
  • Перспективное планирование
  • Планируемые результаты
  • Расписание организованной образовательной деятельности

Организационный раздел

  • Материально-техническое обеспечение
  • Список педагогической литературы
  • Приложения

Пояснительная записка

Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста составлена с учетом программы «Я -ты -мы», автор О.Л. Князева;

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

           - С Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями);

          - Письмом Министерства образования и науки  РФ от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

           - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями);

           - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г.  №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13; «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»» (с изменениями и дополнениями);

          - Основной образовательной программой дошкольного образования муниципального образовательного казенного учреждения МОКУ «Олекминская СОШ», разработанной с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2016.

          Многие годы дошкольное образование было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребительской сферы, нравственных ценностей и установок, социально – психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Каждое из обозначенных направлений развития нашло свое отражение в отечественной детской и социальной психологии в работах таких выдающихся ученых, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, Л. И. Божович, а также их учеников и последователей (Т. И. Репина, Е. О. Смирнова, Л. П. Стрелкова и др.). К сожалению, результаты их научных исследований многие годы не были востребованы педагогической практикой в полной мере.

Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком — принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Основной целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе.

Задачи:

  1. Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, их эмоциональное благополучие;
  2. Обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства;
  3. Создавать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала, каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  4. Развивать духовно-нравственные и социокультурные ценности и принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи и общества.
  5. Способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской, продуктивной деятельности;
  6. Развивать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

Принципы программы

• полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

•  забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка субъектом образования;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

Возрастные особенности развития детей 5-7 лет

Ребенок 5-7 лет может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил, своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил и несоответствие поведения своим этическим представлениям. Без контроля со стороны взрослого, не отвлекаясь, может выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривлекательную работу, наводить порядок в комнате. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, справедливо распределяет роли, помогает во взаимодействии с друзьями.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Противоречия современной социокультурной среды также накладывают свой отпечаток на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте. 

         Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием. Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Тематическое планирование содержания организованной деятельности детей

Первый раздел программы «Уверенность в себе» предполагает решение следующих задач. Помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим. Для того чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми, каждый ребенок должен знать, что он может, а что ему пока не удается. Его возможности еще ограничены, но они совершенствуются и развиваются — завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня. Поэтому педагогу необходимо постоянно поддерживать каждого ребенка в разных ситуациях — как успеха, так и неудачи. Иными словами, в любом случае взрослые должны помогать ребенку поверить в свои силы.

 

Второй раздел программы «Чувства, желания, взгляды» призван научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции — чувства и переживания, — а также понимать эмоциональные состояния других людей.

Педагог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучает им пользоваться как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других.

Педагог способствует постепенному осознанию детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая чужие и свои собственные ощущения и переживания.

Третий раздел «Социальные навыки» предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Это — формирование коммуникативных навыков; умения установить и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций

Тематический план

Наименование разделов

Дата

План

Факт

1.

Уверенность в себе

1

1

Разгляди себя в зеркале. Что между нами общего? Изобрази себя

10.09.2019

2

2

Изобрази себя другим

17.09.2019

3

3

Узнай по голосу

24.09.2019

4

4

Ты и твое имя

01.10.2019

5

5

Что ты любишь поесть?

08.10.2019

6

6

Проба на вкус и запах

15.10.2019

7

7

Что ты хочешь носить?

22.10.2019

8

8

Что ты умеешь делать?

05.11.2019

9

9

Какой ты, что тебе нравится?

12.11.2019

10

10

Красивое - безобразное

19.11.2019

11

11

Робкий

26.11.2019

12

12

Смелый

03.12.2019

13

13

Подведение итогов по разделу

10.12.2019

2.

Чувства, желания, взгляды

3.

14

1

Мимические признаки эмоций

17.12.2019

15

2

Твои поступки и чувства других

24.12.2019

16

3

Спорящие лица

14.01.2020

17

4

Печаль. Горе. Злость. Страх

21.01.2020

18

5

Никто меня не любит

28.01.2020

19

6

Подведение итогов по разделу

04.02.2020

Социальные навыки

20

1

Я считаю себя хорошим

11.02.2020

21

2

Ласковые слова

18.02.2020

22

3

Друзья. С кем ты хочешь дружить?

25.02.2020

23

4

С кем я дружу

03.03.2020

24

5

Ссора

10.03.2020

25

6

Как помириться

17.03.2020

26

7

Одиночество

24.03.2020

27

8

Дразнить, обижать

31.03.2020

28

9

Что можно делать, а чего нельзя

07.04.2020

29

10

Как можно объяснить все взрослым

14.04.2020

30

11

Вместе с друзьями

21.04.2020

31

12

Совместные игры

28.04.2020

32

13

Совместное дело

12.05.2020

33

14

Подведение итогов

19.05.2020

Итого: 33

Тема

Задачи

Содержание

 

РАЗДЕЛ 1. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Разгляди себя в зеркале. Что между нами общего?

-Продолжать определять вместе с детьми представление о себе.

-Определять вместе с детьми их предпочтения в играх и занятиях, сравнивать с предпочтениями других

Упражнение приветствие

-Разыгрывание ситуации

Игра «Говорящее зеркало»

Игра «Узнай про кого я расскажу»

Игра «Водяной»

- Рассматривание общего фото

Игра «Садовник»

Игра «Узнай на ощупь»

Танец под медленную музыку

Ритуал прощание

 

Представь и изобрази себя другим

Продолжать определять вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к животным, сравнивать с предпочтениями других людей

Упражнение приветствие

Пантомима «Догадайся кто я?»

Игра «Театр эстрады»

Рисование лиц на надутых воздушных шариках

Ритуал прощание

Узнай по голосу

Привлечь внимание детей к такой индивидуальной особенности детей, как голос

Упражнение приветствие

Игра «Телефонный разговор»

Дидактическая игра «Кто позвал?»

Ритуал прощание

 

Ты и твое имя

Развивать представления детей об имени

Упражнение приветствие

Игра «Имена»

Игра «Ласковые слова»

Упражнение «Постарайся отгадать»

Рисунок

Ритуал прощание

 

Что ты любишь поесть?

Продолжать определять вкусы детей

Упражнение приветствие

Рисование «Любимое блюдо»

Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

Игра «Смак»

Игра Я и друзья»

Ритуал прощание

 

Проба на вкус и запах

Определять с детьми их предпочтения во вкусах и запахах

Упражнение приветствие

Игра «Путешествие в страну запахов»

Игра «Любимый запах

Ритуал прощание

 

Что ты хочешь носить?

Определять предпочтения в одежде

Упражнение приветствие

Демонстрация одежды

Игра «Я-модельер»

Игра «История костюма»

Презентация своей одежды

Ритуал прощание

Что ты умеешь делать?

Определять вместе умения и предпочтения детей в разных видах деятельности

Упражнение приветствие

Изготовление елочных игрушек

Ритуал прощание

Какой ты, что тебе нравится?

Развивать индивидуальность

Упражнение приветствие

Фотографии детей

Изготовление альбома «Что я люблю»

Ритуал прощание

Красивое-безобразное

Определить вместе, что красиво, что нет

Упражнение приветствие

Рассказ В. Сухомлинского «Что лучше?»

Рисование своей сказки о «красивом» и «безобразном»

Игра «Мир красоты»

Ритуал прощание

Робкий

Знакомить с чувством робость

Упражнение приветствие

Упражнение «Волшебный стул смелости»

Игра с зеркалом «Похвали себя»

Игра «Скажи другу комплимент»

Ритуал прощание

Смелый

Знакомить с понятием -смелый

Упражнение приветствие

Чтение книги В. Маяковского что такое плохо»

Чтение Рассказа Л.Толстого «Котенок»

Игра «Спасаем Мишку»

 «Что такое хорошо и

Ритуал прощание

Подведение итогов по разделу

РАЗДЕЛ 2. ЧУВСТВА, ЖЕЛАНИЯ, ВЗГЛЯДЫ

Мимические признаки эмоций

Развивать представления о мире эмоций и чувств

Упражнение приветствие

Этюд «Догадайся, что произошло»

Изготовление карточек с изображением эмоций

Игра «Мои ощущения»

Мимическая гимнастика

Подвижная игра «Что мы делали не скажем, а что делали покажем»

Ритуал прощание

 

Твои поступки и чувства других

Учить детей распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния и анализировать их причины

Упражнение приветствие

Игра «Я разведчик»

Упражнение «Я справлюсь»

Ритуал прощание

Спорящие лица

Продолжать учить детей распознавать различные эмоции по выражению лица

Упражнение приветствие

Лото «Спорящие лица»

Изготовление масок с сердитым выражением лица

Ритуал прощание

Печаль. Горе. Злость. Страх.

-Помочь понять причины возникновения грустного настроения

-Помочь понять, что такое горе, учить справляться с этим чувством

-Помочь детям понять, что такое «злость»

-Помочь детям справляться со своими страхами

Упражнение приветствие

-Карточки с изображением разных эмоций

Прослушивание музыкального произведения П.Чайковского «Болезнь куклы»

Чтение рассказа Л. Толстого «Птичка»

-Чтение сказки «Волк и семеро козлят»

Когда я грустил (рассказы детей)

Игра «Море волнуется»

Этюд «Северный полюс»

- Чтение К. Чуковского «Бармалей»

Рассматривание иллюстраций Канашевича

Игра «Волшебные слова»

Упражнения «Коврик злости»,

«Волшебный мешочек»

Техника «Разрывание бумаги»

- Рисование «Чего я боюсь»

Рассматривание пиктограммы «страх» и изображений людей с испуганными лицами

Упражнение «Зеркало»

Игра «Медвежонок»

Ритуал прощание

Никто меня не любит

Помочь детям устанавливать связь между разными эмоциями и причинами, которые их вызывают

Упражнение приветствие

Раскрашивание картинок о дружбе

Игра «Ау»

Игра «Передай другому»

Подвижная игра «Ищу друга»

Упражнение «Дружба начинается с улыбки»

Ритуал прощание

Подведение итогов по разделу

РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Я считаю себя хорошим

Продолжить развивать представления о том, что такое дружба

Упражнение приветствие

Чтение К.Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно»

Рисование «Мой друг»

Игра «Скажи соседу комплимент»

Игра «Ласковые имена»

Ритуал прощание

Ласковые имена

Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств

Упражнение приветствие

Игра «Назови ласково»

Прослушивание песенки «Улыбка»

Игра «Дружба»

Игровое упражнение «Давай помиримся»

Ритуал прощание

Друзья.

С кем ты хочешь дружить

-Побуждать детей сочинять несложные стишки и истории, в которых героями становятся они сами, способствовать повышению самооценки детей

-Расширять представления о том, какими качествами должен обладать друг

Упражнение приветствие

-Кукольный спектакль «Лучшие друзья»

Песенка «Как мы весело живем»

Игра «День Рождения»

-Игра «Поезд»

Игра «Котенок»

Игра «Передай мячик»

Игра «Рукавички»

Ритуал прощание

С кем я дружу

Познакомить детей с качествами, помогающими и мешающими дружбе, научить анализировать с этих позиций себя и своих знакомых

Упражнение приветствие

Чтение С. Решетникова «Друг»

Игра «Закончи фразу»

Упражнение «Подари камешек»

Игра «Приглашение»

Ритуал прощание

Ссора

Способствовать осознанию причин ссор

Упражнение приветствие

Показ кукольного театра «Лиса и журавль»

Этюд «Давай помиримся»

Игра «Банк идей»

Ритуал прощание

Одиночество

Помочь понять, что такое одиночество

Упражнение приветствие

Игра «Сбор рукопожатий»

Игра «Скульптура»

Ритуал прощание

Как помириться

Учить простым способам выхода из конфликта

Упражнение приветствие

Сценка «упрямые козлики»

Инсценировка с детьми

Упражнение «Мостик дружбы»

Разучивание «мирилок»

Ритуал прощание

Дразнить, обижать

Развивать добрые, теплые отношения между детьми

Упражнение приветствие

Чтение русских народных дразнилок

Кукольный театр «бычок и лиса»

Ритуал прощание

Что можно делать, а что нельзя

Помочь понять необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения

Упражнение приветствие

Чтение С. Решетникова «Я больше не хочу»

Рисование «Что мне запрещают делать»

Игра «В стране запретов»

Ритуал прощание

Как можно объяснить все взрослым

Способствовать хорошим отношениям детей и взрослых

Упражнение приветствие

Игра «Поручения-обращения»

Рисования «Запреты»

Упражнение «письмо родителям»

Ритуал прощание

Вместе с друзьями

Побеседовать с детьми об одиночестве, объяснить преимущества дружбы на примере коллективных игр

Упражнение приветствие

Чтение пословиц

Чтение стихотворения Е.Серова «Нехорошая история»

Игра «Парашут»

Игра «Если нравиться тебе, то делай так»

Настольные игры в микрогруппах

Ритуал прощание

Совместные игры

Объяснить детям, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться

Упражнение приветствие

Эстафеты

Коллективный портрет группы

Ритуал прощание

Совместное дело

Помочь понять, что играть вместе -  легче справиться с любым делом

Упражнение приветствие

Рисование ладошками «Солнышко»

Сюжетно-ролевая игра «День и ночь»

Ритуал прощание

Подведение итогов

 Планируемые результаты

        В ФГОС ДО четко определено, что развитие ребенка не является объектом измерения и оценки.

        Системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка конкретных образовательных достижений, поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Целевые ориентиры на этапе завершения программы 

1.Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

2 .Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,

3. Сопереживать неудачам и радоваться успехам других, проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

4.Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

5. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

6. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Расписание непосредственно-образовательной деятельности

Программа предполагает 33 ООД, изучается 1 год.
           Организованная образовательная деятельность с подгруппой детей проводится один раз в неделю, их продолжительность составляет от 25 до 30 минут (в зависимости от возраста детей). ООД проводится в помещении группы ГДО, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться. Процесс развития личности ребенка обеспечивается в различных видах общения, а так же в игре, познавательно-исследовательской деятельности.

        Образовательный процесс, строится на основе партнерского характера взаимодействия участников образовательных отношений.

                                      Взаимодействие с семьей

В рамках данной программы взаимодействие с родителями (законными представителями) осуществляется через: индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов в группах, организация выставки детского творчества, день открытых дверей, ознакомление с программой на официальном сайте.

Материально - техническое обеспечение:

- компьютер;

-мультимедийная установка;

-музыкальный центр;

- ноутбук, DVD.

Методические пособия и игры:

-фотоальбом «Изобрази себя другим»;

- пособие  «Веселые, грустные или…», «Чье окошко?», «Календарь эмоций», «Ворчун и весельчак», «Ссоры», «Мы»;

- дидактическая игра «Подбери одежду», «Азбука настроения», «Кубики», «Угадай настроение», «Дорисуй портрет», «Забавный гномик», «Встреча эмоций», «Банк идей», «Хорошо и плохо»;

- альбом «Вот я какой»;

-дидактическое пособие «Что нравится мне и другим», «Котауси и Мауси»;

-альбом «Эта книжечка про меня»;

-альбом «Вот мы какие!»;

-результаты деятельности детей «Буква моего имени»;

Наглядные пособия:

-игрушки (куклы, животные, сказочные персонажи);

-фотографии, картинки, карточки.

Оборудование:

-колокольчик,

-зеркало, шкатулка, платочки;

-листы бумаги;

-набор цветных карандашей;

-детский конструктор;

-мел;

-магниты;

- клубок ниток;

-фланелеграф.

Список педагогической литературы

  1. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. Руководство для психологов, педагогов и родителей по развитию личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Педагогическое общество России , 2000.
  2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н.П. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис – Пресс, 2004.
  3. Дьяченко О. М.и др.  «Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности», М.: Новая школа, 2004;
  4. Князева О. Л., Стеркина Р. Б.; Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.— М.: Дрофа, ДиК, 1999.
  5. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: «Генезис», 2006