Занимательные занятия аппликаций из нетрадиционных материалов как средство развития творческих способностей детей с задержкой психического развития дошкольного возраста

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок

В. А. Сухомлинский

 

 


     Одной из важнейших задач современного дошкольного образования является развитие и совершенствование личности ребёнка, которое невозможно без реализации в работе педагога дошкольной образовательной организации эффективных этических и творческих средств обучения и воспитания. Одним из основных принципов ФГОС ДО является поддержка разнообразия детства — сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека.

В соответствии с ФГОС ДО обучение дошкольников осуществляется по пяти образовательным областям. Образовательная область «художественно-эстетическое развитие», предполагает формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. Педагогом дошкольной образовательной организации компенсирующего вида решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует у детей с задержкой психического развития сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции, умение выражать в художественных образах свои творческие способности.

Основная цель педагога — обучение созданию творческих работ.

Дошкольный возраст является актуальным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Творческая деятельность в период дошкольного детства наиболее предпочтительная форма самореализации, имеющая огромное значение в умственном, графомоторном, эмоционально-этическом, волевом развитии дошкольников. Дошкольникам свойственна любознательность, исследовательское поведение, стремление к экспериментированию и самостоятельности. Среди общего числа дошкольников выделяется категория детей, характеризующихся, как дети с ограниченными возможностями здоровья.

Детей с задержкой психического развития характеризует низкая работоспособность и продуктивность, неустойчивость памяти, слабое развитие опосредованного запоминания. Следовательно, творческие способности у дошкольников с ЗПР формируются со значительным запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Их формирование зависит от развития психических и физических функций, но это связь взаимообусловлена: с одной стороны, творчество зависит от качества сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, а с другой стороны — оно способствует развитию этих процессов, создавая основу для образных действий. Таким образом, учитывая психологические особенности детей с ЗПР, проблема развития творческих способностей у таких детей весьма актуальна.

 Учитывая, что в работе с детьми с ЗПР, важная роль принадлежит продуктивным видам творческой деятельности, приоритетным направлением работы педагога стало развитие творческих способностей детей с ЗПР путем использования нетрадиционных техник и материалов в аппликации. Современная система дошкольного образования позволяет использовать на занятиях по аппликации с детьми с ЗПР разнообразный нетрадиционный материал — спички, вату, листья, семена, ткань, вырезки из журналов, макаронные изделия, песок, различные виды круп, пуговицы, бусы, стразы, бисер, пряжу, ткань, пенопласт и др. и техники: коллаж, торцевание, мозаика, обрывная аппликация, аппликация из крупы, природного и бросового материала, салфеток и др. В группе дошкольной образовательной организации педагогом создан уголок творчества, где дети могут изготавливать поделки из бумаги и нетрадиционных материалов: ваты, ткани и шерстяных ниток, ракушек и желудей, листьев деревьев, макаронных изделий и различных круп. Так же созданы условия для творческого экспериментирования с разнообразными материалами, инструментами и способами работы. Свободный доступ материала способствует развитию творческих способностей детей с ЗПР. Итогом творческой деятельности являются выставки работ детей и выставка работ одного ребенка (индивидуальная), что повышает самооценку и гордость за достижения ребенка; коллективная выставка работ помогает эстетично оформить группу в соответствии с лексической тематикой недели.

Непосредственно образовательная работа педагога с детьми с ЗПР базируется на гуманистических принципах и проходит в режиме педагогической поддержки творческого развития ребенка, с учетом принципа дифференциации и индивидуализации детей, принципа вариативности, что помогает детям в процессе обучения менять род своей деятельности от познавательных процессов до творческой самореализации. Педагогические приемы не принуждают детей к деятельности напрямую, а способствуют появлению положительной мотивации и развитию интереса к творческому процессу.

 При построении непосредственной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности учитываются методические особенности:

 – Применение пальчиковых игр и массажа с природным или бросовым материалом;

 – преподнесение и закрепление программного материала в форме дидактических или подвижных игр;

 – обязательное использование музыкального фона;

 – постоянная смена положения тела в пространстве (избегание статичных поз, длительного сидения);

 – включение в занятия дыхательных, ритмических и релаксационных упражнений, использование физкультурных минуток.

Использование нетрадиционных техник и материалов в аппликации способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, о материалах и их свойствах, о способах действия с ними.

Следовательно, для полноценного коррекционно-развивающего процесса необходимо превратить обучение навыкам творческой деятельности в осознанное и интересное дело для ребенка с ЗПР. Грамотно организованная образовательная деятельность детей положительно влияет на развитие наблюдательности, воображения, зрительной памяти, фантазии, а также на формирование и уточнение многих представлений, которые служат основой для усвоения знаний, получаемых в общем процессе обучения и воспитания и позволяющие детям полноценно познавать окружающий мир.