Консультация: для Вас педагоги "Песочная терапия"

Рашенбуршева Наталья Александровна

 

  1. Актуальность инновационной деятельности по данному направлению.

Принято считать, что образы художественного творчества людей отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, эмоциональные всплески и переживания. Существует несколько воздействий на эмоциональное состояние детей средствами искусства, наиболее приемлемым, в работе с дошкольниками, является рисование, и как одно из направлений - арт-терапия. Ее особенность в том, что практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру ребенка, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Рисование в дошкольном возрасте – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе отрицательных или негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний. «Художественное самовыражение» используют в работе с детьми с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально-волевой сферы личности, способствующих как духовно-нравственному, так и физическому оздоровлению, представляя такую систему здоровье сберегающих воздействий, которая основана на занятиях изобразительной деятельностью, а также применяется с целью сохранения или восстановления здоровья детей. Одним из методов арт – терапевтической работы является песочная терапия.

  1. Цель инновационной деятельности:

Профилактика нарушений психоэмоционального и психофизического состояния детей, обучение особенностям техники рисования песком.

  1. Задачи реализации цели:

- познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – рисование песком;

- поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала;

- развивать саморегуляцию эмоциональных реакций;

- совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей;

- воспитывать навыки сотрудничества.

  1. Ожидаемые результаты инновационной деятельности:

Главным результатом деятельности являются творческие работы детей. Неповторимые, яркие, они выполнены в различных техниках. Подтверждением творческих успехов детей является их участие в конкурсах различного уровня.

  1. Теоретическая и практическая ценность ожидаемых результатов.

Песочная живопись, поможет воспитателям детских садов, педагогам-психологам, учителям-логопедам с целью коррекции социальных, эмоциональных, речевых нарушений, поведенческих проблем.
Используя разнообразные художественные техники, складывая песчинки в песочные картины, ребенок учится видеть мир ярким, красивым, учится смело творить собственный прекрасный мир, не боясь ошибиться.

 

  1. Этапы инновационной деятельности:

Подготовительный этап (воспитатели группы):

-Знакомство с нормативно-правовой базой ФГОС п.3.3.

 «Требования к развивающей предметно-пространственной среде».

-Знакомство с методической литературой по данной теме (песочная анимация)

-Разработка перспективного плана и конспектов ООД.

-Выявление индивидуальных особенностей детей.

-Коррекция пространства групповой комнаты в соответствии с наличием инновационного оборудования (стол для песочной анимации).

Основной этап:
Работу с детьми с использованием песочной живописи можно начинать с четырехлетнего возраста. Занятия проводятся еженедельно во 2 половине дня.

На первом этапе дети знакомятся со свойствами песка, пробуют рисовать пальчиками, учатся простейшим навыкам работы на песке. Каждый этап не всегда соответствует определенному возрасту. Осваивая навыки рисования одного из этапов, мы переходим к следующему.
Второй этап — предметное рисование песком. В зависимости от индивидуальных особенностей детей это может занять месяц, два, полгода. На этом этапе происходит также знакомство детей с цветным песком.
Третий этап предполагает сюжетное рисование песком и знакомство со световым столом. На этом этапе особенно эффективен прием рисования рядом с детьми, что особенно актуально в современных условиях. Моя задача не только помочь каждому ребенку индивидуально, но и выполнить свою творческую работу рядом с детьми. Важно, чтобы дети почувствовали в педагоге равноправного партнера, увлеченного вместе с ним одним общим, интересным делом. На этом этапе дети учатся воплощать свой замысел, сопровождая его речью, знакомятся с правилами композиции. Работая группами или в паре, учатся договариваться, находить общее решение.
Более сложный этап рисования песком — это своего  рода песочная анимация. Такая работа ведется в основном индивидуально с одаренными детьми. Самое ценное в песочной живописи, что ребенок в процессе рисования открывает в себе нечто новое, являясь открытием для взрослых.