Опыт работы воспитателя Селивановой Татьяны Николаевны «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через активные формы сотрудничества с родителями"

Селиванова Татьяна Николаевна

В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребёнка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Об актуальности данной темы можно говорить много, и все будет главное.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Эти задачи стоят как перед родителями, так и перед педагогами. Ведь ребёнок при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой или спортивной площадке может нанести вред своему здоровью. Да и за воротами дошкольного учреждения воспитанников могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путём целенаправленного обучения с самого раннего детства основам безопасного поведения.

Взрослые должны не только оберегать и защищать ребенка, но и подготавливать его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Именно поэтому изучение образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по тематическому модулю «Безопасность» актуально в современном дошкольном образовании.

Актуальность данной темы — обусловлена приобретением детьми опыта безопасного поведения в быту, в природе, на улице, ухудшением состояния здоровья, важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и педагогов. Вот почему меня заинтересовал этот вопрос.

Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять беспрекословно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следитьза их выполнением. А чтобы детям было интересно воспринимать данные правила взрослый должен быть сам с ними знаком, уметь преподнести материал доходчиво, соответственно возрасту, эмоционально, постепенно вовлекая детей в мир безопасности.

Работа с родителями-одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выбрать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они-заинтересованные партнеры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослого.

В связи с этим проблема воспитания основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста становится одной из актуальных, и мною была спланирована и проведена работа в данном направлении.

Цель:

- формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через активные формы сотрудничества с родителями

Задачи:

1. Формировать осознанное выполнение основных правил безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми через создание проблемно-игровых ситуаций (тренинги)

2.Повысить педагогический уровень родителей в воспитании основ безопасности жизнедеятельности детей через участие в совместных мероприятиях

3.Включать родителей, как равных участников образовательных отношений в активные формы работы по обобщению у детей знаний о об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми, о культуре здорового образа жизни

 

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществлялись с учетом следующих основных принципов. Они представлены на слайде.

-системность и последовательность ( любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем)

-доступность(усложнение происходит с учетом возрастных особенностей у детей)

-включение в деятельность ( игровую, познавательную, поисковую и др.виды)

-наглядность ( лучше воспринимается через иллюстративный материал, видеоролики, мультфильмы)

-динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности)

Начиная работать по данной теме в средней группе, мною была проведена диагностика по освоению детьми образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по тематическому модулю «Безопасность». Данные показатели были следующими: В-20 %,С-40%,Н-40%. По итогам диагностики было выявлено, что:

- не все дети имеют представления о правилах поведения и действий в случае возникновения опасных ситуаций и их осознанного выполнения

- путают номера телефонов экстренных служб

Это свидетельствует о несистемности знаний детей, а также об отсутствии у детей некоторых представлений.

Для того, чтобы оценить включенность родителей в образовательный процесс по направлению «Безопасность» провела анкетирование по воспитанию у детей основ безопасности. Анализ анкетирования анкет показал, что родители готовы принимать участие в обсуждении данной темы, проведении различных мероприятий, а также поддерживать и закреплять навыки безопасного поведения вне детского сада.

1 этап- работа в средней группе.

В своей работе с детьми я постаралась учесть все аспекты работы данной образовательной области, но без тесного сотрудничества с семьей, все старания ничего не решают, поэтому планировала и работу с родителями.

В средней группе (2016-2017 уч. год были спланированы пути решения задач:

-благоустроить прогулочный участок и пополнить развивающую предметно-пространственную среду группы при активном включении родителей(картотеками развивающих игр по обж, макетами, настольно- печатными и дидактическими играми ,атрибутами для сюжетно-ролевых игр);

- включать в организацию образовательного процесса содержание программы Н.Н Авдеевой, О.Л.Князевой., Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;

- провести активную работу с родителями ( анкетирование, беседы, консультации)

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников начинается с создания и обогащения развивающей предметно-пространственной среды в группе и на участке. Организовать ее так, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенным от различного рода неприятностей.

Поэтому для обогащения развивающей среды наши родители изготовили для изучения ПДД- макет дороги, дорожные знаки, приобрели много настольных игр по ОБЖ, обучающих плакатов, сшили форму для сюжетно-ролевых игр, ; на участке появился автобус, развивающие столы и домик ППС, дорожные знаки.

В течении года в индивидуальных беседах и консультациях с родителями объясняла, что личный пример – лучший способ научить вести себя на улице. Один известный философ когда-то сказал: «Не воспитывайте детей – они все равно будут похожими на вас. Воспитывайте себя». В вопросах, которые касаются обучения детей правилам дорожного движения, этот принцип важен как никогда. Поэтому, давая рекомендации (на собрании, консультациях, в информационном стенде) родителям по закреплению ПДД, говорила: Помните, даже самые маленькие дети в первую очередь будут все делать так, как папа или мама. Поэтому, гуляя с ребенком на улице, старайтесь постоянно контролировать себя. Простое выполнение правил дорожного движения родителями – это уже залог хорошего внутреннего воспитания.

Важно данную проблему решать вместе. Так как ребенок всегда находится рядом с взрослыми. И если родители нарушают правила дорожного движения, то они как бы негласно разрешают нарушать их своим детям. Разумнее начинать изучение ПДД задолго до того, как дети пойдут в школу. Поэтому было принято решение провести краткосрочный партнерский проект средней группы №8 и старшей группы № 7 «Азбука дорожного движения». Ребята посмотрели цикл мультфильмов «Азбука дорожной безопасности» ( из серии «Уроки тетушки Совы»), раскрашивали раскраски по правилам дорожного движения, читали книги, отгадывали загадки, рассматривали обучающие плакаты, а также провели совместный игру КВН между группами «Путешествие в страну дорожных знаков».

Новой эффективной формой партнёрских отношений с семьёй стал День самоуправления в детском саду, когда родители могут попробовать себя в роли

воспитателей. Для нашего детского сада «Золотая рыбка» это уже добрая традиция. Мамам и папам идея нравится, каждый раз с большим энтузиазмом они принимаются за дело.

Родителям предоставляется возможность принять участие в организации, а затем и самостоятельно провести непрерывную образовательную деятельность, режимные моменты. Наши мамы проводили прогулку, в ходе которой рассказали ребятам о безопасности зимних прогулок- о том, как правильно кататься с горки, чем опасен снег и сосульки.А вечером устроили для детей показ кукольного спектакля «Страна Дружляндия» о том, как утенка выручали из бед его верные друзья и показали видеоролик о пожарной безопасности «Спички», где главными героями были ребята нашей группы.

Любая педагогическая система без участия родителей не будет жизнеспособной. Важно найти такую форму общения с родителями, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении задач воспитания и развития.

Таким образом, проведённая работа по ознакомлению детей с основами безопасности жизнедеятельности при активном сотрудничестве с родителями, дали положительные результаты в развитии детей средней группы.

2 этап- работа в старшей группе (2017-2018)

Мною было запланировано:

- использовать в работе с детьми ежедневные «минутки безопасности», игровые тренинги

-продолжать вести активное взаимодействии с родителями по формированию ОБЖ

-включать в организацию образовательного процесса содержание программы «Формирование культуры безопасности в старшей группе» Л.Л. Тимофеевой

-расширять представления о правилах, видах и пользе закаливания; правилах здорового образа жизни, полезные (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, спорт) и вредные для здоровья привычки.

- составить перспективный план на лето по формированию культурыбезопасности для всех возрастных групп.Одна из эффективных форм работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей-игровой тренинг. Он дает возможность каждому ребенку побывать в ситуациях, подобно жизненным, самостоятельно или с помощью группы найти правильное решение, выработать правильный алгоритм поведения.

Поэтому на втором этапе я старалась претворить эти правила в жизнь детей, показывала возможные их проявления в различных жизненных ситуациях, тренировала дошкольников в умении применять эти правила в экстремальных ситуациях.

На тренингах мы рассматривали и обсуждали возможные ситуации:

-Как следует себя вести, если заблудился на улице, в магазине, вокзале?

-Как защититься от назойливого незнакомца?

-Что делать когда порезал палец?

- Как вести себя с животными на улице?( и др.)

В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – игра.

Все занятия и все обучение, и изложение любой проблемы для детей должно быть в игровой форме. Родителям давались рекомендации, как дома можно разыграть ситуации, которые могут произойти в реальном мире, чтобы дети практически учились выходить из трудных положений.

С детьми группы мы часто выходили за пределы детского сада на экскурсии: в хлебопекарню, к Вечному Огню, Гамму, в ДЮСШ Салют, Дворец Культуры, ездили в музей. Маршруты наши были порой достаточно не близкими. И конечно, в первую очередь, помощниками становились родители воспитанников, которые во время движения своим поведением и советами помогали ребятам закрепить правила дорожного движения, рассказывали о том, что лучше не брать неизвестную траву в руки и тем более в рот, что не нужно подходить и трогать животных и т. д.

Кроме этого в группе в родительском уголке расположена информация по ПДД. Совместно с родителями приняли участие в городском марафоне видеороликов от ГИБДД с участием детей «Переход вне пешеходного перехода» для того ,чтобы ребята на собственном опыте убедились насколько это опасно. Во время совместных прогулок обращать внимание на транспорт специального назначения «Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция» и др., объясняя для чего эти машины нужны людям, рассказывать об особых правилах движения для них

по улицам города. А во время поездок в общественном транспорте закреплять правила поведения.

Одним из актуальных вопросов остается пожарная безопасность. Трагическая статистика о пожарах заставляет задуматься; десятки детей в основном дошкольного возраста ежегодно пополняют список жертв огня. Нередко причиной гибели детей становятся, незнание элементарных правил поведения при пожаре, отсутствие навыков обращения с огнем и проблемы в знании опасных свойств различных материалов и предметов, которые могут явиться источником пожара. Старалась доказать родителям что главная задача взрослых помочь детям, начиная с дошкольного возраста, утвердится в этих знаниях, предостеречь от беды и при этом не просто сказать «Этого делать нельзя», а объяснить, почему нельзя и к чему это может привести. В группе размещала материал в информационном стенде на темы: «Правила пожарной безопасности для родителей», «Первая помощь при ожогах», «Правила пожарной безопасности дома и в общественных местах во время новогодних праздников». Рекомендации для работы с детьми дома - «Если начался пожар, а взрослого нет дома», «Почему электроприборы дома могут быть опасными».

Создан альбом творческих работ «Огонь – друг, огонь – враг». Рекомендовала родителям прочитать дома художественную литературу о пожаре. Например, стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», сказки «Сказка о том, как бельчонок спас тетушку Зайчиху», стихотворения Е. Хоринского «Спичка-невеличка», произведения С. Маршака «Кошкин дом» и т. д. и обсудить ситуации из произведений.

Родители вместе с детьми стали активными участниками ежегодного муниципального конкурса «Неопалимая Купина» в различных номинациях. На протяжении трех лет по итогам конкурса совместные работы родителей с детьми, становились победителями не только муниципального, областного, но и всероссийского уровня.

Чтобы привлечь родителей к взаимодействию с детьми по формированию представлений о ЗОЖ, объясняла не только детям, но и родителям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни, залог жизненного успеха и привлекательности. Семья одного из воспитанников приняли участие в областном конкурсе «Архангельская область за ЗОЖ» и заняли первое место в номинации «Семья-территория здоровья» (авторская фоторабота)

В период введения ФГОС ДО в дошкольных учреждениях педагоги активно используют проект, как метод или педагогическую технологию работы, побуждающую детей к самостоятельному исследованию, познанию, освоению новых видов деятельности. Участие в проекте дает ребенку возможность проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру. Знания,

приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта, так как они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе совместной деятельности со взрослым.

Учитывая, что летний период дошкольники максимальное количество времени проводят на свежем воздухе, мы – педагоги 4 и 8 группы разработали проект «Лето - красное, для здоровья прекрасное.

Летом дети постоянно в движении, торопятся все узнать и успеть. Одна из важных задач педагогов – понять непредсказуемость и непостоянство интересов ребенка, увидеть в них закономерности его развития. Выявить интересы дошкольника к тому или иному виду деятельности позволяют специально создаваемые ситуации свободного выбора деятельности.

Особое внимание уделялось модулям, которые логически

пронизывают весь проект:

Модуль 1. Гигиена труда и отдыха в летний период.

Модуль 2. Основы личной безопасности и профилактика травматизма в летний период.

Модуль 3. Питание и здоровье.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

· 100%-ный охват летним отдыхом воспитанников детского сада.

· повышение компетентности родителей в области организации летнего отдыха детей.

· осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья.

· снижение уровня заболеваемости у детей.

· овладение навыками самооздоровления

Нами были проведены следующие мероприятия:

· участие в выставке плакатов детей и родителей «Мы за здоровый образ жизни»;

· физкультурный досуг «Лето красное-для здоровья прекрасное»

· соревнования по футболу между старшими и средними группами при взаимодействии родителей воспитанников

· изготовление родителями книжек –малышек по ЗОЖ

· экскурсии на стадион к школе №7 и памятнику В.Шуля· консультаци для родителей в летний период «Лето красное – для здоровья время прекрасное»,

· изготовление тропы здоровья из бросового материала

· квест-игра «В поисках здоровья»

Наш проект-продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей. В ходе реализации проекта у детей отмечается повышенный интерес, дети лучше и быстрее воспринимают полученную информацию, появляется стремление заниматься разнообразными видами деятельности.

К концу старшей группы дети могут:

- правильно вести себя с незнакомцами

- соблюдают правила дорожного движения

-знают и правильно набирают, при моделировании ситуаций, телефоны экстренных служб

-рассказать о правилах здорового образа жизни, полезных и вредных привычках

Родители, отвечая на вопросы анкеты отметили, что повысился их образовательный уровень по данной теме, они больше стали задумываться о здоровом и безопасном образе жизни своей семьи, о необходимости его соблюдения не только в детском саду, но и дома.

На третьем этапе в подготовительной группе (2018-2019г) на основе усвоенных знаний и умений происходило осознанное применение практических действий в различных ситуациях. Основываясь на возрастных особенностях дошкольников, мной были использованы основные направления по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей ( по Л.Л.Тимофеевой)

Так в разделе «Безопасность в помещении» дети познакомились с предметами домашнего быта, которые являются источниками

опасности для них. Проводили тренировочные занятие по эвакуации детей из здания детского сада, посещение Пожарной части, с целью ознакомления с профессией пожарного, рассматривания специального пожарного снаряжения, пожарной машины.

Особенно интересно и поучительно для детей проходят просмотры видеофильма «Уроки осторожности тетушки Совы». И если теоретические знания мы можем обеспечить в детском саду, то их практическое применение ложится на плечи родителей. Итоговым мероприятием стало родительское собрание «Безопасность детей в наших руках », где старалась с помощью игр показать, какими навыками и знаниями по ОБЖ должны обладать дети подготовительной группы. В игре «Слепой и поводырь» родители побывали в роли слепых, а дети старались аккуратно обвести родителей через препятствия. Вместе с детьми в ходе интерактивной викторины родители отвечали на вопросы по безопасному поведению в быту, на улице, при пожаре; собирали разрезные картинки по опасным ситуациям из сказок.

Раскрывая направление «Безопасность в общении» старалась дать детям понятие о незнакомых людях, какие опасности их подстерегают при контакте с незнакомцами, выработать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях.

В ходе работы совместно с детьми нами были закреплены «Пять НЕ»:

1. Не выходи на улицу один. 2. Не вступай в разговор с незнакомыми людьми на улице и в общественных местах. 3. Не соглашайся никогда идти с незнакомыми и чужими людьми, как бы они тебя не уговаривали, и чтобы они тебе не предлагали. 4. Не верь незнакомцу, если он говорит, что знаком с твоими родителями, или предлагает что-то купить или подарить. 5. Не садись в машину к незнакомцу.

Очень интересно проходили мероприятия по разделу «Природа и безопасность», просмотрев презентацию «Кошки и собаки – наши друзья», учились понимать состояние и поведение животных, знать, что каждое животное обладает своим характером. Совместно с родителями организовали фотовыставку домашних любимцев. У детей сформировалось представление о том, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными.

Знания правил дорожного движения, полученные в детстве наиболее прочны, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека и раскрываются в разделе «Безопасность на улице».

Наиболее эффективной формой является игра-занятие, прогулки, экскурсии, подвижные игры, дидактические игры.

Закрепляли знания о правилах дорожного движения в ходе бесед, игры: «Покажи, что назову», «Красный, желтый, зеленый», «Найди ошибку».

Рассматривали плакаты о правилах дорожного движения, читали и беседовали по книге Н. Носова «Автомобиль», рисовали рисунки о правилах дорожного движения, лепили из пластилина.

Играя и одновременно практикуясь, дети прочно усваивают правила дорожного движения. Обыгрывали ситуации с «дорожными знаками и перекрестком» в сюжетно-ролевой игре «Мы-пассажиры», «Шоферы», «Едем на дачу».

Все полученные, ранее знания нашли отражение в краткосрочном групповом проекте «Берегись бед, пока их нет!». В ходе которого дети совместно с родителями приняли участие в фотовыставке «Автомобильное кресло-залог безопасного движения», рисовали рисунки и сочиняли сказки о безопасном поведении детей, играли в сюжетно-ролевые игры «Пожарные спешат на помощь», «Полицейские», «Поликлиника», изготовили «Тревожный чемоданчик» в котором находятся опасные для игр предметы, закрепили знания детей о поведении зимой на улице, правила безопасности во время проведения подвижных игр, и сняли вместе с родителями видеоролик о правилах безопасности зимой.

 

Промежуточные результаты диагностики (на февраль 2019 года) показали значительную динамику (В.-65%, С.-35%, Н.-0%).

Анализ анкетирования родителей показал, кто из них принимал активное участие в освоении правил ОБЖ, а кто эпизодическое Родители знают о важности формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности, знакомят детей с правилами безопасности и считают, что целесообразно проводить специально организованную образовательную деятельность с детьми по основам безопасности жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении, и принимать в этом участие и закреплять полученные знания в ДОУ.

 

Итак, взаимодействие воспитателей и родителей воспитанников позволяет планировать и реализовывать более широкие цели, охватывать большее количество мероприятий с детьми, что даёт плодотворные результаты работы.

Вопрос о взаимодействии детского сада с семьями всегда актуален и проблематичен. Актуален потому, что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое. Проблематичен тем, что все родители разные, и к ним, как и к детям, нужен особый подход. И далеко не все родители охотно идут на контакт с детским садом. Поэтому, повышенное внимание нужно уделять внедрению новых, нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию работы с семьями воспитанников. Родители, благодаря

сотрудничеству с воспитателями и участию в жизни детского сада, приобретут опыт общения, как со своим ребёнком, так и с коллективоом родителей и педагогов доу.