Ротацизм.

Бородина Татьяна Владимировна

Недостатки произношения звуков Р – Рь (Ротацизм и           параротацизм).

 

Ротацизм – это недостаток (замена) произношения звука Р.

Артикуляция звука Р.

Между верхними и нижними зубами небольшое расстояние.

Язык в форме ложечки (чашечки). Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, а передний край языка поднят к альвеолам (бугорочку за верхними зубами) и «дрожит» под напором выдыхаемого воздуха. 

Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос.

Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Мягкий звук отличается от твердого тем, что спинка языка поднята к небу и немного перемещается вперед.

               Горловое произношение звука Р.

«Дрожит» не кончик языка.

Велярный звук -  корень языка сближается с нижним краем мягкого неба.

Увулярный звук – вибрирует маленький язычок.

                    Двугубный звук Р.

«Кучерское» произношение (вибрация обеих губ).

Звук Р без вибрации с помощью образования двугубной щели (напоминает звук w).

                  Боковое произношение звука Р.

Вибрация присутствует, но место передвигается.

- Поднятая спинка языка и небо (рл)

- Кончик языка или один из боковых краев языка (щечный звук Р)

- Язык и верхняя губа (вибрация грубая и проскальзывает звук П)

-  Кончик языка или один из боковых краев языка с небом правее или левее средней линии (звук Р несколько смягченный).

 

                        Носовой звук.

Смычка корневой части языка с мягким небом (похоже на сочетание звуков НГ).

                     Одноударный звук Р.

Отсутствует вибрация.

                      Глухое произношение звука Р.

Артикуляция чаще всего близка к норме.

                        Параротацизм.

У дошкольников чаще всего замена звука Р на Л. Когда замена Р на Й, Р на В, Р на Г изменяется и место произношения: Й – среднеязычный,  В – губно-зубной, Г – заднеязычный.

                      Приемы постановки звуков.

В легких случаях по подражанию.

  1. Язык всей плоскостью присасывается к небу (упражнение «Грибок» и одновременно через нос вдыхается воздух, который затем быстрой и сильной струей выдувается на «прилипший» к небу язык.
  2. Постановка от звука Д (упражнение «Барабанщик» или «Дятел»).
  3. Чередующееся произношение звуков Т и Д в сочетаниях ТД, ТД, ТДДД. Ребенка просят сильно подуть на кончик языка.
  4. Упражнение «Болтушка». Высунутый широкий язык на звуке А быстро болтается сначала между губами, затем между зубами и, наконец за альвеолами.
  5. Фрикативный звук ставится от звука Ж.

                                       Звук Рь.

Требуется более низкое положение кончика языка (у верхнего края зубов). Работу следует начать одновременно с твердым звуком Р.

Артикуляционные упражнения для постановки звука Р.

 

1.    «Маляр».

Язык, как кисточка моя,

И ею небо крашу я.

           Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо («потолок»), делая движения языком вперед-назад. Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык («кисточка»).

2.    «Барабанщик».

За зубами в бугорок

Бьет широкий язычок.

          Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчетливо и многократно повторяя: «д-д-д». Темп убыстряется постепенно.

          Вариант 1.

Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («колокольчик»).

          Вариант 2.

Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»).

3.    «Лошадка».

Рот широко открываю,

К небу язык прижимаю.

Прыгает вниз язычок,

И раздается щелчок.

Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»). Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»). Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.

 

4.    «Грибок».

Широко открою рот,

Будто щелкну я вот-вот.

Присосу язык на небо,

Челюсть вниз и вся учеба.

 

Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5 – 10 секунд.

 

5.    «Гармошка».

Присосу язык на небо,

А теперь смотрите в оба:

Ходит челюсть вверх и вниз –

У нее такой круиз.

 

Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот все шире и долье удерживать язык в верхнем положении.